Алексей Хлебников
Завершился рабочий визит короля Саудовской Аравии Салмана бин Абдельазиза аль-Сауда в Москву. Приезд саудовского монарха стал первым в истории отношений России и королевства, что сделало его поистине историческим, несмотря на весьма скромные в практическом плане результаты проведенных встреч и переговоров. Вместе с тем нельзя отрицать, что отношения между Москвой и Эр-Риядом действительно вышли на новый уровень.
ПРЕМИУМ
12 октября 2017 | 09:13

Стеклянный потолок российско-саудовских отношений

Завершился рабочий визит короля Саудовской Аравии Салмана бин Абдельазиза аль-Сауда в Москву. Приезд саудовского монарха стал первым в истории отношений России и королевства, что сделало его поистине историческим, несмотря на весьма скромные в практическом плане результаты проведенных встреч и переговоров. Вместе с тем нельзя отрицать, что отношения между Москвой и Эр-Риядом действительно вышли на новый уровень. Для понимания неоднозначности отношений между двумя государствами важен контекст и предыстория этого визита.

Впервые информация о готовящейся поездке короля Салмана в Россию стала появляться летом 2015 года, после чего она то отменялся, то переносилась несколько раз. В итоге, понадобилось более двух лет, чтобы согласовать дату визита. Учитывая, что российско-саудовские отношения не отличаются схожестью взглядов на основные проблемы ближневосточного региона, не удивительно, что понадобилось столько времени на подготовку визита короля.

Российско-саудовские циклы

Историю отношений России и Саудовской Аравии едва ли можно назвать гладкой. СССР стал первой страной, признавшей в 1926 году независимость Саудовской Аравии, в то время называвшейся Королевство Хиджаз, Неджд и присоединённые территории, и установившей с ним дипломатические отношения. Однако уже в 1938 году советская дипломатическая миссия была закрыта по причине изменившихся внешнеполитических приоритетов обоих государств и была вновь открыта лишь в 1991 году. За это время Эр-Рияд стал одним из главных партнеров США на Ближнем Востоке, что определило внешнеполитическую ориентацию королевства на десятилетия.

В дальнейшие годы отношения характеризовались то взлетами, то падениями. С началом первой Чеченской войны в 1994 году российско-саудовские отношения испортились. Москва видела чеченский национальный сепаратизм, быстро трансформировавшийся в исламский с элементами джихада, как результат действий внешних сил, в особенности Саудовской Аравии. Российское руководство убеждено, что саудовские деньги и идеологическая поддержка сыграли значительную роль в развитии джихада в Чечне и распространении радикальной идеологии ваххабизма, не традиционной для российских мусульман (в большинстве своем мусульмане России исповедуют ислам ханафитского мазхаба).

С начала 2000-х странам удалось преодолеть основной раздражитель – чеченский фактор – и в целом нулевые можно назвать периодом «разрядки» между Москвой и Эр-Риядом. В это время состоялся первый визит российского президента в Саудовскую Аравию в 2007 году, положивший начало более активному развитию экономических отношений. Так с 2008 года по 2012 год товарооборот между странами вырос более, чем в два раза с 450 млн. до 1 млрд. долларов.

Приход так называемой «Арабской весны» в Сирию в 2011 году поставил Москву и Эр-Рияд по разные стороны баррикад, что на несколько лет создало крайне напряженные отношения между странами. Однако с 2015 года отношения начали нормализовываться и в конечном итоге король Салман все-таки приехал в Москву.

Важно отметить, что наличие целого ряда раздражителей в двусторонних отношениях между Москвой и Эр-Риядом не мешает им развивать сотрудничество в тех сферах, в которых оба государства считают это необходимым.

Почему Москва и Эр-Рияд сближаются?

После вторжения США в Ирак в 2003 году и после Арабских восстаний в Египте и Сирии в 2011 году, Саудовская Аравия стала самым сильным арабским игроком в регионе. Эр-Рияд поддерживает и финансирует различные, в том числе экстремистские оппозиционные группировки в Сирии, он противостоит Ирану, пытаясь ограничить его растущее влияние в регионе. В добавок, Саудовская Аравия развязала войну в Йемене, и подсадила Египет на «финансовую иглу», без которой представить стабильность и выживаемость египетской экономики и режима сложно. В этом контексте, Москва четко понимает необходимость развития позитивных отношений с Королевством и признает его лидирующие позиции в регионе.

Со своей стороны, Саудовская Аравия также признает возросшее влияние России в регионе и готова считаться с ним. Поворотным моментом здесь стало размещение Москвой военного контингента в Сирии, что убедило многих на Ближнем Востоке в том, что Россия один из ключевых игроков. Более того близкие отношения Москвы и Тегерана и их взаимодействие в регионе заставляют Эр-Рияд выстраивать диалог с Кремлем, чтобы иметь канал коммуникаций с Ираном.

Важно отметить, что позитивная динамика в отношениях России и Саудовской Аравии совпала с ухудшением отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном в 2015 году, вызванное политикой администрации Барака Обамы. Важными направлениями внешней политики предыдущей администрации было достижение иранской ядерной сделки и постепенное снижение вовлеченности в ближневосточные дела. Подобная политика вызвала опасения в Эр-Рияде в отношении гарантий безопасности со стороны Вашингтона. Заключение иранской ядерной сделки в 2015 году и определенное потепление в отношениях между США и Ираном было воспринято в Саудовской Аравии как предательство, так как ставило под угрозу безопасность Королевства, которое считает Тегеран своим главным врагом. Более того, администрация Обамы стала открыто критиковать Эр-Рияд в отношении соблюдения прав человека и военной кампании в Йемене. До этого, саудовцы видели, как во время «Арабской весны» Вашингтон не сделал ничего, чтобы спасти своих давних союзников – президентов Египта и Туниса (Мубарака и Бен Али). Все это вместе убедило Саудовскую Аравию в необходимости диверсифицировать набор своих внешнеполитических партнеров, в том числе за счет развития отношений с Россией. Немаловажным здесь стал и фактор Ирана, с которым Москва находится в тесных отношениях, а Эр-Рияд видит в нем главного врага.

Еще одним важным фактором является снижение цен на нефть 2014-2015 годов, которое сблизило Москву и Эр-Рияд. Будучи крупнейшими добытчиками нефти (совместно производят почти 25% мировой добычи) обе страны сильно пострадали от падения цен и были вынуждены выстраивать сотрудничество, которое вылилось в заключении сделки по сокращению объемов добычи нефти (совместно с другими членами ОПЕК). Это открыло новый этап сотрудничества между двумя странами. С тех пор Россия и Саудовская Аравия находятся в постоянном контакте по этой проблематике.

Экономический кризис в России, частично вызванный западными санкциями 2014 года, заставил Москву искать альтернативы своим традиционным инвесторам. В этих условиях выстраивание более плотных экономических отношений с богатыми нефтедолларами странами Персидского Залива стало для Москвы одним из приоритетов. В этой связи визит министра обороны Саудовской Аравии и сына короля Мухаммеда бин Салмана в Россию в июне 2015 года и его переговоры с Путиным послужили толчком для активизации двустороннего экономического сотрудничества. Стороны договорились о том, что Эр-Рияд вложит в российскую экономику порядка 10 млрд. долларов. Помимо этого, саудовцы проявили интерес к российским технологиям мирного атома, к совместным инфраструктурным проектам и к военно-техническому сотрудничеству. Однако ничего их этого так и не перешло в практическую плоскость, за исключением сделки по сокращению добычи нефти.

Еще одним важным фактором является религиозный. Россия со своим собственным мусульманским населением в 20 млн. человек (и еще 10 млн. мигрантов-мусульман) является европейской страной с крупнейшим мусульманским меньшинством. В связи с этим Москва не может игнорировать развитие связей между российскими мусульманами и мусульманами Ближнего Востока, для которых Саудовская Аравия является религиозным центром. Имея негативный опыт 1990-х Москва старается не допустить бесконтрольного проникновения в страну нетрадиционных для российских мусульман течений ислама.

Результаты переговоров

В результате переговоров Путина и Салмана стороны подписали 14 соглашений, касающихся сотрудничества в энергетике, военно-технической сфере, атомной промышленности и агропромышленном комплексе, в освоении космического пространства и в инфраструктурных проектах. Однако подавляющая часть из них является ни к чему необязывающими меморандумами о понимании.

Из 14 соглашений лишь несколько можно отнести к разряду практических. Был заключен контракт между «Рособоронэкспортом» и Саудовской военно-промышленной компанией на общие условия организации в Королевстве лицензионного производства автоматов Калашникова АК-103 и патронов различного назначения. Были заключены соглашения о создании Инвестиционного фонда в сфере высоких технологий в размере 1 млрд. долларов и Инвестиционного энергетического фонда в объеме 1 млрд. долларов. Помимо этих соглашений «прорывных» контрактов заключено не было.

Также по результатам переговоров была достигнута договоренность о создании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которая должна провести свои первые заседания до конца 2017 года. Весьма важный шаг, однако за последние годы при огромном количестве разговоров и намерений со стороны Эр-Рияда о покупке российских вооружений на миллиарды долларов, пока что ничего не переросло в практическую плоскость. Примечательно также, что 6 октября после переговоров Путина и Салмана Госдеп США одобрил возможную продажу американских противоракетных комплексов THAAD Саудовской Аравии на сумму 15 млрд. долларов. На этом фоне меморандумы о понимании между Москвой и Эр-Риядом кажутся не совсем серьезными. В конце концов, не стоит забывать о том, кто является стратегическим партнером Королевства.

Однако, 9 октября Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ сообщила о том, что с Королевством Саудовская Аравия достигнута договоренность о поставках систем ПВО С-400, противотанковых ракетных комплексов «Корнет-ЭМ», систем ТОС-1А, автоматических гранатометных комплексов АГС-30, автоматов Калашникова АК-103. Если эти договоренности будут воплощены в реальность, то это будет серьезное подтверждение развития российско-саудовского диалога. Однако при этом важно помнить, что уже на протяжении многих лет саудовцы высказывают интерес к покупке российских вооружений, но дальше этого дело не идет. Поэтому пока не будут заключены твердые контракты на поставку воружений и пока они не будут реализованы, скепсис в отношении «достигнутых договоренностей» вполне оправдан.

В результате, вполне очевидно, что стороны не готовы пробить «стеклянный потолок» в который уперлись их отношения. Прорыва, о котором многие говорили накануне визита короля, так и не произошло. Вполне очевидно, что ни та, ни другая сторона не питают иллюзий по этому поводу. В этом контексте, основным итогом данного визита стала демонстрация всему миру того, что традиционные партнеры США начинают уделять больше внимания своим нетрадиционным партнерам. Визит короля Салмана является крайне важным для Москвы с имиджевой точки зрения. Он подтверждает роль России, как ключевого игрока на международной арене и в регионе Ближнего Востока, а также посылает сигнал другим традиционным партнерам США, что с Россией можно и нужно выстраивать конструктивные отношения.

Вместе с тем не стоит забывать, что развитие подобных отношений традиционных партнеров Вашингтона с Москвой будет происходить только при одном условии – они не должны идти в ущерб их отношениям с США.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

17 сентября 2014 | 11:00

Джеб Буш как вероятный кандидат республиканцев на выборах

Важные события разворачиваются в США в преддверии президентских выборов, которые состоятся в 2016 году. В стане Демократической партии никаких кардинальных изменений не произошло. Бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон по-прежнему является главным фаворитом от партии на грядущих выборах. Однако у Республиканцев могут наметиться серьезные перестановки.

30 ноября 2016 | 19:46

Заявления Эрдогана остаются элементом политического торга

29 ноября президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что решение о начале военной операции в Сирии было принято, чтобы положить конец руководству Башара Асада. Несмотря на нервную реакцию российских СМИ, риторика турецкого лидера является не более чем элементом торга за выгодные переговорные позиции. Москва и Анкара должны соотнести свои интересы в Сирии и на Ближнем Востоке, чтобы избежать повторения потенциально взрывоопасных ситуаций, имевших место в недавнем прошлом.

29 апреля 2014 | 11:51

Армянский вопрос во внешней политике Турции

Рэджеп Эрдоган своими словами стремится не столько извиниться перед армянами, сколько отправить сигнал о том, что Турция, как и Османская империя, терпима ко всем соседним народам, с которыми ее связывает общее прошлое и главное – общее будущее.

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова