После начала в Индии рыночных экономических реформ Нью-Дели стал проявлять все больший интерес к налаживанию сотрудничества с Вашингтоном. Однако вплоть до конца 1990-х годов Индия занимала довольно низкие позиции в шкале американских приоритетов. Это было связано с крайне оптимистичными оценками роли КНР в регионе и уверенностью администрации Билла Клинтона в способности Вашингтона интегрировать КНР в существующий мировой порядок, в котором доминируют страны Запада. Однако по мере роста опасений о стремительном развитии КНР и его ревизионисткой политике, американские политики и эксперты начали обращать свой взор на Индию как на возможный противовес китайскому влиянию в регионе и защитницу статус-кво, который устраивает страны Запада. В 2008 году госсекретарь Кондолиза Райс в статье «Переосмысливая государственные интересы» подтвердила это, написав:
«Индия как демократическое государство обещает стать мировой державой и союзником США в построении глобального миропорядка, основанного на принципах свободы и верховенства права».
Можно отчетливо проследить, как менялось отношение к Индии в зависимости от внешнеполитического подхода к КНР. После частичного отхода от политики вовлечения и появления элементов сдерживания в отношении Пекина республиканская администрация Джорджа Буша-мл. пошла на беспрецедентные шаги по выстраиванию стратегического партнерства с государством, незаконно владеющим ядерным оружием. Американцы начали сотрудничать с Индией с 2005 года не только в сфере экономики, энергетики и распространения демократии, но и в военной сфере и атомной промышленности. Вашингтон снял действующий запрет, введенный администрацией Джима Картера (1977-1981), на поставки ядерных материалов и оборудования в Индию. Более того, под давлением Белого дома Группа ядерных поставщиков также сняла аналогичные ограничения на поставки ядерных технологий в Индию. Нью-Дели же в свою очередь охотно поставил 14 из 22 ядерных реакторов под контроль МАГАТЭ. На этом ядерный пункт противоречий между Индией и США был успешно урегулирован, и Индия, по факту, была признана ядерной державой с минимальными для нее издержками. Сегодня союзники Вашингтона - Канада и Австралия – продолжают укреплять ядерные позиции Нью-Дели, заключив соглашения с новым премьер-министром Индии Нарендрой Моди, которые позволяют осуществлять поставки урана для работы индийских АЭС. По мнению некоторых экспертов, это позволит Индии использовать свои ограниченные запасы урана сугубо в военных целях, тем самым усиливая стратегический потенциал индийских вооруженных сил.
С приходом администрации Барака Обамы в Белом Доме вновь попытались вернуть клинтоновские принципы внешней политики в отношении КНР, что вызвало определенную нервозность в Нью-Дели, а также у сторонников развития индийско-американских связей в американских элитах. Многие республиканцы даже опасались, что результаты так называемой «ядерной сделки» между Вашингтоном и Нью-Дели будут сведены на нет. Тем не менее, во многом определяющий визит Обамы в Пекин в ноябре 2009 года поставил крест на возможности успешного проведения политики вовлечения Китая. КНР отказался принимать американские правила игры на переговорах по торговле, климатическим изменениям, интеллектуальной собственности. КНР отверг предложение по ревальвации национальной валюты, на чем настаивал Белый Дом. Концепция американо-китайского форума G-2, разработанная Збигневым Бжезинским, была отвергнута. С учетом того, что все это происходило на фоне разгоравшегося финансового кризиса, в Пекине посчитали, что действия США были продиктованы слабостью, а не истинным стремлением к добросердечным отношениям. Таким образом курс на вовлечения КНР провалился, однако курс на полномасштабное сдерживание так и не начался – хотя конфронтационный аспект двухсторонних отношений продолжает расти.
Нью-Дели будет приветствовать более решительные действия Вашингтона в отношении Пекина, однако не готов взвалить все издержки противостояния со своим восточным соседом на свои плечи, как того хотели бы в Белом Доме.
Для Индии, как и для США, Китай является крупнейшим торговым и экономическим партнером, что является значительным сдерживающим фактором для ястребов в индийской истеблишменте. Пока в Белом Доме отсутствует определенность насчет того, как вести себя в отношении Пекина, который старается проводить крайне осторожную политику по постепенному ослаблению позиций США в Азии, невозможно четко сформулировать роль и место Индии в стратегии по возможному сдерживанию КНР. В индийском руководстве опасаются, что союзнические отношения с США, несли бы в себе риск того, что именно Индия может оказаться пострадавшей стороной в случае, если американо-китайские отношения по каким-то тактическим соображениям станут улучшаться. В Нью-Дели в любом случае не готовы стать авангардом борьбы за сохранение доминирующих позиций США в мировом порядке, однако были бы чрезвычайно рады ослаблению мощи КНР, с которым у страны сохраняются серьезные нерешенные территориальные споры, а также ряд других противоречий.
C приходом нового правительства в Индии в мае 2014 года Вашингтон и Нью-Дели сумели значительно продвинуться по всем направлениям двусторонней повестки дня и найти взаимопонимание по таким сложным вопросам как изменение климата, сотрудничество в атомной энергетике и сфере инвестиций. Однако сложно говорить о серьезном сближении Вашингтона и Нью-Дели на антикитайском треке. Моди продолжает внешнюю политику своего предшественника премьер-министра Манмохана Сингха, хотя и обладает куда большей гибкостью даже по такому чувствительному для Индии вопросу.
Американо-индийские отношения уже стали одними из наиболее стремительно развивающихся связей XXI века. Если в начале 2000-х годов в отношении Индии действовали санкции, введенные Белым домом после серии ядерных испытаний в 1998 году, то уже спустя 15 лет в ходе своего визита в Индию по случаю празднования дня Республики в январе 2015 года президент США Б. Обама заявил, что «Америка могла бы стать самым лучшим партнером Индии».
30 декабря руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью молодежному интернет-журналу МГУ "Татьянин день". В ходе беседы обсуждались основные итоги 2016 года, причины участившихся ошибок в работе аналитиков, перспективы развития российско-американских отношений при президенте Дональде Трампе и главные вызовы 2017 года.
Закон о финансировании министерства обороны предполагает резкий рост военных расходов и продолжает курс на противостояние «вредоносному влиянию» России. Вашингтон сообщил, что начнет разработку запрещенных договором ракет, что, по его мнению, должно заставить Москву вернуться к выполнению соглашения. Заявление Тиллерсона о готовности США начать переговоры с КНДР без предварительных условий было незамедлительно опровергнуто Белым домом.
7 апреля США нанесли ракетный удар по базе сирийских правительственных ВВС. Акция стала ответом на химическую атаку в провинции Идлиб, ответственность за которую США возложили на Дамаск. Руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов представил экспертный комментарий о причинах и последствиях американского удара по Сирии.
На этой неделе основное внимание было приковано к Давосскому экономическому форуму, делегация России на котором оказалась на удивление не представительной. В своей внешней политике Москва все чаще демонстрирует большую готовность к развитию двустороннего формата взаимоотношений с партнёрами, нежели к участию в многосторонних политических процессах. Это продемонстрировала и недавняя встреча двух лидеров российской и американской дипломатии в Цюрихе, а также визит эмира Катара Тамима аль-Тани в Москву.