Андрей Сушенцов
Борьба либерального истеблишмента против Трампа де-факто встраивает Россию в контекст американских «культурных войн». По мнению демократов, они проиграли выборы именно в результате «русского заговора», а не успехов команды Трампа. В этой ситуации России целесообразно выступить с программой нормализации двусторонних отношений на межпартийной основе.
ПРЕМИУМ
6 марта 2017 | 18:56

Современная политическая борьба в США и образ России

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Успешное выступление президента Дональда Трампа в Конгрессе с первой программной речью не снижает интенсивности политического кризиса в Вашингтоне. Оппозиция Белому дому в среде американских элит нарастает. Углубление политического раскола превращает «российский вопрос» в один из основных.

Борьба либерального истеблишмента против Трампа де-факто встраивает Россию в контекст американских «культурных войн». По мнению демократов, они проиграли выборы именно в результате «русского заговора», а не успехов команды Трампа. В результате Россия становится таким же межпартийным водоразделом, как и вопрос об абортах, правах меньшинств, взглядах на здравоохранение, миграцию и налоговую политику. В глазах как либералов, так и консерваторов в американской «культурной войне» Россия выступает на стороне «реднеков» из южноамериканских штатов США – коренного электората республиканцев.

Антагонистичная линия, которую ведёт Трамп во внутренней политике, нацелена на демонтаж «административного государства» – автономной от президента системы регуляторных механизмов на уровне министерств и ведомств. Тем самым президент противопоставляет себя не только либеральному истеблишменту, судебной власти и значительной части бюрократии, но и получившим обширные полномочия и автономию от Белого дома органам внутренней безопасности – ФБР и АНБ. Связи президента с Россией одновременно расследуются специальным комитетом Сената и ФБР, его налоговую историю будет расследовать комиссия комитета Сената по налогам. В практике американской политики такая совокупность обстоятельств прежде приводила к глубокому внутриполитическому кризису наподобие «Уотергейтского дела» или скандала Клинтон-Левински. Накапливающиеся противоречия могут привести истеблишмент республиканской партии к выводу, что правление Трампа вредит интересам партии, а сама его победа – попытка враждебного поглощения со стороны партийных аутсайдеров. В результате это может в течение 2017–2018 годов привести к попытке импичмента и замены Трампа на более приемлемую в глазах многих фигуру вице-президента Майкла Пенса.

Аргумент о «российском влиянии» становится первостепенным во внутриполитической борьбе в США. Для оппонентов Трампа его использование безопасно и эффективно. Для сторонников президента не очевидно, как Трамп может капитализировать свою позицию по России и почему он идёт на репутационные издержки, оставаясь приверженным тезису о сближении с Москвой. Отрицание российским руководством обвинений в хакерских атаках, защита российскими СМИ Трампа от нападок американских медиа и жест доброй воли в виде невысылки американских дипломатов в конце 2016 года трактуются в Вашингтоне как знак наличия тайной договорённости между Москвой и Трампом, направленной против интересов США. В случае попытки импичмента критика России станет безусловным межпартийным консенсусом.

Складывающаяся ситуация вредит долгосрочным интересам России. В Демократической партии укрепляется перманентное неприятие России, а отношения с ядром Республиканской партии пока не выстроены. Группировка Трампа продолжает оставаться исключением в спектре политических сил США – не ясно, превратится ли этот эксперимент в одну из констант американской политики. Также нет гарантий устойчивости любых договорённостей России с действующей администрацией после окончания срока её полномочий.

Попытка закрепления позитивных отношений России с ядром Республиканской партии за счёт обострения с демократами может привести к «израильскому сценарию». В результате обострения отношений Тель-Авива с администрацией Барака Обамы разрушился межпартийный приоритет американских элит о безусловной поддержке Израиля. Последний теперь вынужден опираться только на республиканцев, существенно подрывая отношения с демократами. В интересах России сохранять межпартийный консенсус в США о том, что соперничество и сотрудничество между нашими странами могут идти рука об руку. Этот приоритет выдвигает необходимость избегать разрыва в отношениях с демократами.

В этой ситуации России целесообразно инициативно выступить с программой нормализации двусторонних отношений на межпартийной основе. Её основными компонентами могут быть:

В сфере стратегической стабильности

Отвечая на обвинения в нарушении договора РСМД, обозначить готовность пригласить американских инспекторов в места дислокации крылатых ракет в Калининграде и других местах, вызывающих озабоченность американской стороны. Выразить стремление к возобновлению диалога о следующем этапе ядерного разоружения. Подчеркнуть готовность к синхронному с НАТО снижению военной активности в пограничных районах и предложить выработать меры доверия в военной области. В качестве образцовых представить отношения России с Китаем в области мер доверия в военной сфере на основе демилитаризации общей границы, ненацеливания стратегических вооружений и предоставления обоюдных гарантий безопасности странам Центральной Азии. В совокупности указанные меры привели к устранению военно-политической конкуренции России и Китая в Центральной Азии – положения, которого желательно достигнуть в отношениях с НАТО по линии западной границы СНГ.

В сфере кибербезопасности

Выступить с инициативным предложением о мерах доверия в области кибербезопасности на двустороннем или многостороннем уровне. Целью сделки должны стать взаимные гарантии о невмешательстве в электоральные процессы стран Запада и России, опирающиеся на принцип «мы не делаем другим того, чего не желаем себе». Целесообразно пригласить к сотрудничеству в выработке этих правил в том числе и представителей Демократической партии в Конгрессе. В ходе консультаций по этому вопросу предложить помощь в расследовании того, что в Вашингтоне считают «российскими хакерскими атаками».

В сфере информационной политики

Занять нейтральную позицию в споре американских либералов и консерваторов, не обозначать предпочтений в борьбе между ними. В частности, отойти от защиты Дональда Трампа от нападок местных либеральных СМИ и перестать критиковать демократов за неумение проигрывать и незнание собственного народа. Сбалансировать освещение американских консервативных инициатив близкими демократам темами – права человека, положение меньшинств, социальное равенство, образование и так далее. Выразить уважение американской традиции конкурентных выборов. Обозначая стремление нормализовать отношения с США, указать на отсутствие партийных предпочтений и симпатий в этом процессе.

Указанный шаг позволит прекратить увязку образа России с действиями Трампа и обозначить добрую волю в направлении общей нормализации двусторонних отношений на межпартийной основе. Вне зависимости от результативности выдвигаемых инициатив, Россия вернёт себе инициативу в формировании собственного образа в глазах американских элит и окажет существенное влияние на состояние внутриполитической дискуссии в США. В среде американских элит к России сейчас приковано всеобщее – преимущественно негативное – внимание, и недвусмысленный миролюбивый сигнал с российской стороны даст наибольший эффект, открыв новую линию дискуссии по поставленным вопросам.  

Впервые опубликовано на ru.valdaiclub.com

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

11 августа 2014 | 18:07

Россияне и украинцы в руководстве ЛНР и ДНР

Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией.

4 октября 2016 | 23:29

Ответственность за провал российско-американских соглашений по Сирии лежит на США

Российско-американские соглашения по Сирии, достигнутые в ходе напряженных переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова, в полном соответствие с прогнозами скептиков не выдержали проверку временем. Значительная доля ответственности за произошедшее лежит на администрации Барака Обамы, которая предпочла не конфликтовать с Пентагоном и ЦРУ, торпедировашими достигнутые в Женеве договоренности, а переложить всю вину на Россию.

9 апреля 2014 | 16:36

Предварительные итоги выборов в Афганистане

Лидерами предвыборной гонки остаются Ашраф Гани Ахмадзай, Залмай Расул и Абдулла Абдулла. Вероятнее всего противоборство между этими кандидатами не сможет завершиться в первом туре, и потребуется проведение второго этапа избирательной кампании.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.