Владимир Никифоров
Саммит Америк, прошедший 10 - 11 апреля в Панаме не только засвидетельствовал сохранение общей магистральной внешнеполитической линии стран Латинской Америки на постепенный выход из системы неравноправных отношений с США, но и более ясно обозначил новые тенденции, потенциально угрожающие региональным интересам России.
ПРЕМИУМ
14 апреля 2015 | 22:51

Саммит Америк и новые вызовы России в латиноамериканском регионе

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

С 10 по 11 апреля 2015 года в центрально-американском государстве Панама прошел VII Саммит Америк, собравший глав государств и правительств 35 американских стран, от США и Канады на севере до Чили и Аргентины на юге. Начиная с 1994 года, когда мероприятие прошло в первый раз, оно фактически стало местом, где национальные лидеры договаривались о том, как должны в перспективе развиваться отношения Латинской Америки и стран Карибского бассейна с Соединенными Штатами. В этом году, впервые с момента основания, в работе международного форума приняла участие делегация Кубы во главе с Раулем Кастро. Ее участие на фоне начавшегося недавно оздоровления двусторонних отношений с США вполне можно назвать историческим. Гораздо более скромные результаты принесли попытки президента Венесуэлы Николаса Мадуро наладить связь со своим американским коллегой Бараком Обамой. Даже несмотря на проведенную ими короткую двустороннюю встречу, сопровождавшуюся взаимными заверениями в уважении и мирных намерениях, она вряд ли кардинальным образом изменит стратегию США, направленную на смену политического руководства Боливарианской республики. Саммит засвидетельствовал сохранение общей магистральной внешнеполитической линии стран Латинской Америки на постепенный выход из системы неравноправных отношений с США и становление региона в качестве самостоятельного центра мировой политики, подтвердив, таким образом, старые направления и, в то же время, более четко обозначив новые тенденции, потенциально угрожающие региональным интересам России.

Ориентация на Вашингтон по-прежнему остается приоритетным направлением во внешней политике многих латиноамериканских государств. Более того, относительно недавно возникли новые факторы, которые могут привести к дальнейшему укреплению связей между Соединенными Штатами и их южными соседями.

Исторически сложилось, что государства Латинской Америки и Карибского бассейна имеют налаженные политические и экономические связи с правительственными и деловыми кругами США. При этом, однако, почти все без исключения латиноамериканские нации испытывают небезосновательные опасения в отношении своего северного соседа. Глобальная биполярная конфронтация в период Холодной войны на региональном уровне вылилась в поддержку СССР левых движений и последовательной стратегии США на нивелирование результатов коммунистической активности. Используя все доступные им и, в том числе, противозаконные средства, Соединенные Штаты прилагали огромные усилия для установления и удержания у власти лояльных режимов, обеспечивавших защиту интересов американского торгово-промышленного капитала. В результате в Бразилии, Чили, Уругвае, Аргентине, Боливии, Парагвае, а также ряде стран Центральной Америки у власти закрепились военные диктатуры, в то время как демократические правительства оказались в абсолютном меньшинстве.

После распада Советского Союза Россия не имела возможности сохранять свое присутствие в Латинской Америке на прежнем уровне. Не отличалась большой активностью и деятельность США. В особенности это стало заметно в начале XXI века, когда Соединенные Штаты практически дистанцировались от участия в делах региона. В изменившихся условиях Латинская Америка попыталась адаптироваться к новой геополитической ситуации и найти наиболее оптимальную модель социального развития. В период с 1998 по 2009 годы в четырнадцати государствах к власти демократическим путем пришли левые правительства. Изменения в Венесуэле, Бразилии, Чили, Аргентине, Уругвае, Боливии, Эквадоре, Никарагуа, Перу, Коста-Рике, Панаме, Гватемале, Парагвае и Сальвадоре полностью изменили политическую конфигурацию на континенте.

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

15 марта 2016 | 22:00

Старые и новые условия партнерства между Баку и Анкарой

В нынешних условиях заседание пятого по счету Совета стратегического сотрудничества высокого уровня имело особое значение. По справедливому замечанию востоковеда Станислава Тарасова, "все предыдущие четыре заседания Совета проходили в качественно иных геополитических, политических и экономических условиях". До инцидента с уничтожением российского военного самолета Су-24 российско-турецкие отношения характеризовались как стратегическое партнерство.

30 октября 2017 | 17:24

Дайджест внешней политики Германии 24-30 октября

Визит президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Москву оставил двойственные впечатления. Зарубежные наблюдатели усмотрели в нём следование политики ценностей,  российские эксперты предпочли сделать главный акцент на самом факте визита германского президента в Россию впервые за долгое время. Между тем, однопартийцы президента ФРГ продолжают наблюдать за коалиционными переговорами, прогресс в которых так и не был достигнут.

14 февраля 2015 | 10:00

Бесконечный спор: Почему в российско-польских отношениях все так сложно

После подавления нацистами Варшавского восстания город был уничтожен полностью и выглядел приблизительно так же, как советский Сталинград. Любые рациональные доводы, объясняющие невозможность поддержки повстанцев Советской армией, не будут приняты в расчет. Это часть национального предания, которое важнее, чем сухой факт потери во Второй мировой войне порядка 20 процентов населения. В свою очередь в России с грустью будут думать о неблагодарности поляков, как и всех прочих славян, за которых мы заступались последние три столетия.

9 июля 2015 | 12:00

Еще разок? Кому нужен повторный референдум о статусе Крыма

Проводить референдумы с различными формулировками, которые не оспаривают законности волеизъявления граждан Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года, можно хоть каждый год, однако результат будет один и тот же. Процесс интеграции полуострова в состав России идет полным ходом, население прекрасно видит, что творится на Украине, поэтому плебисцит мало что изменит. А вот сам факт таких обсуждений надо рассматривать только в одной плоскости — как попытку понять, готов ли Брюссель приступить к восстановлению отношений с Москвой.

 

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.