Андрей Сушенцов
Тема российского вмешательства в американские выборы продолжает тревожить западные СМИ. Американская пресса активно продвигает угрозу российского лоббизма интересам США. В действительности попытки продвижения интересов российских компаний носят эпизодический характер и ограничиваются отдельными мероприятиями. Рыхлая система лоббирования российских интересов в США объективно отстает от набирающей масштабы международной экспансии отечественного бизнеса. 
ПРЕМИУМ
5 октября 2017 | 09:34

Российское лобби в США не соответствует потребностям отечественного бизнеса

Тема российского вмешательства в американские выборы продолжает тревожить западные СМИ. Накал страстей нешуточный. Американская пресса активно продвигает угрозу российского лоббизма интересам США. Утверждается, например, что в ходе выборов на российские деньги была оплачена часть политической рекламы в социальных сетях, направленная против демократов.

В действительности Россия не обладает разветвленной и организованной системой лоббирования в США. Попытки продвижения интересов российских компаний носят эпизодический характер и ограничиваются отдельными мероприятиями. При этом рыхлая система лоббирования российских интересов в США объективно отстает от набирающей масштабы международной экспансии отечественного бизнеса. Американская политическая система основана на состязании интересов и открыта к разнообразным влияниям. Учитывая значительный интерес России в формировании благоприятного бизнес-климата, было бы неразумно продолжать игнорировать лоббистскую деятельность на американском направлении.

Большинство крупных российских компаний адаптировались к работе в условиях санкций и даже смогли нарастить свое присутствие на мировом рынке. Особенно впечатляющие успехи в сфере энергетики. Так, «Роснефть» выкупила второй по величине нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Индии, куда поставляет собственную нефть из Венесуэлы. Эта производственная цепочка открывает для нефтяного гиганта растущий рынок АТР. «Росатом» заключил серию контрактов по строительству АЭС в Турции, Венгрии, Финляндии, Иордании, Иране и Бангладеш. «РУСАЛ» подписал ряд долгосрочных контрактов на поставку алюминиевой катанки из сплавов новой серии на рынки Европы и США. Активно ведут экспансию на международном рынке отечественные digital-гиганты «Яндекс» и «Лаборатория Касперского».

Закрепившись на рынках ЕС и США, российские компании начинают задумываться об адекватном представлении своих интересов в местном экономическом и политическом сообществе. Хорошим примером является деятельность «Роснефти» на германском направлении, которая в этом году открыла офис дочерней компании в Берлине. Несмотря на санкции, за четыре года «Роснефти» удалось увеличить поставки нефти в ФРГ почти в два раза. Корпорация стала участником немецкого нефтеперерабатывающего рынка, вложив более €300 млн в модернизацию немецких НПЗ.

Интересна и тактика компании по закреплению своих позиций в Германии. В пятницу стало известно, что бывший канцлер ФРГ Герхард Шрёдер вошел в совет директоров компании и стал его председателем. В годы пребывания на посту канцлера Шрёдер стремился к установлению тесных экономических связей с Москвой, действуя в духе восточной политики Вилли Брандта. Главная роль отводилась энергетике, что сделало возможным реализацию проекта «Северный поток». После истечения своих полномочий Шрёдер продолжил работать над укреплением российско-германского энергетического сотрудничества, став председателем комитета акционеров Nord Stream AG. После фактического завершения политической карьеры бывший канцлер неоднократно привлекался в качестве медиатора для разрешения споров между крупнейшими немецкими компаниями. Авторитет Герхарда Шрёдера делает его, очевидно, наиболее влиятельным лоббистом российского бизнеса в Европе.

А вот в США российский бизнес действует гораздо менее активно. Практически отсутствуют представительства крупных отечественных компаний; редкий пример в этом смысле — работавший в 2008–2012 гг. офис дочерней компании «Яндекса» в Калифорнии. При этом значимость законотворческой деятельности США для российских компаний огромна. И прямая выгода от сотрудничества с американскими партнерами очевидна. Возьмем, к примеру, проект сотрудничества между «Роснефтью» и «ЭксонМобил» по добыче углеводородов на арктическом шельфе России. В случае реализации этого проекта между Россией и США впервые в истории появится устойчивый канал экономической взаимосвязи и взаимозависимости. Но, несмотря на ежегодные запросы в адрес правительства, пока «ЭксонМобил» не может получить разрешение на продолжение этого взаимовыгодного проекта.

В условиях продолжающейся антироссийской кампании в США российскому бизнесу будет трудно продвигать свои интересы напрямую или при посредничестве лоббистских фирм. Подозрения американских политиков вызывают даже осторожные предложения по пересмотру отдельных аспектов санкционного пакета. В сложившейся ситуации российским компаниям остается представлять свою позицию как часть более широкой повестки дня. Например, путем формирования консорциумов с местными компаниями и продвижения совместной экономической и социальной программы. Именно так выстраивает свою стратегию «Роснефть» в Германии или «Росатом» в Финляндии.

Другая возможная стратегия в работе с американским конгрессом — объединение усилий с отдельными национальными лобби в США, например с влиятельными армянским или произраильским. В этом плане показателен опыт украинской диаспоры в США. Не обладая большой численностью и ресурсами, она активно продвигает собственные интересы через лоббистское объединение коалиции диаспор стран Центральной и Восточной Европы. Результатом этой работы в последние годы стало принятие конгрессом США целого ряда антироссийских законодательных инициатив.

Российским компаниям предстоит проделать большую работу по формированию инфраструктуры лоббистской деятельности в США. Постепенно придется избавляться и от легенды о «русском вмешательстве». Целевая перспектива — достичь такого уровня принятия местным сообществом, чтобы в состав совета директоров вошла крупная фигура с политическим прошлым. Например, бывший глава «ЭксонМобил», госсекретарь Рекс Тиллерсон, который сейчас, как известно, «попал в плохую кампанию». То, что получилось в Германии у «Роснефти» с Герхардом Шрёдером, вполне может повториться и на других рынках. Однако для этого нужны последовательные и целенаправленные усилия.

Впервые опубликовано на iz.ru

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

11 марта 2016 | 21:56

Дайджест внешней политики США за неделю (4-10 марта)

Двухдневный визит вице-президента Джо Байдена в Израиль и Палестину на прошедшей неделе, призванный продемонстрировать прочность американо-израильских отношений, лишь привлек внимание к растущим противоречиям между двумя странами. Первый за последние 19 лет официальный визит канадского премьер-министра в Вашингтон символизировал потепление отношений двух соседей, которое, тем не менее, вряд ли продолжится с избранием нового президента. На брифингах американских внешнеполитических ведомств все настойчивее задаются вопросы о «новой фазе» борьбы с терроризмом – в Африке.

15 ноября 2014 | 20:36

Конституционный суд ограничил внешнеполитические перспективы Молдовы

Фракция Коммунистической партии в молдавском парламенте направила в Конституционный суд страны запрос о конституционности заключения Соглашения об ассоциации с ЕС. Опубликованные недавно выводы и решение суда имеют не только правовые, но внешнеполитические последствия. В документах, которые по действующему законодательству нельзя оспорить, содержится прямое указание на вектор внешнеполитической ориентации.

28 апреля 2015 | 22:00

Конституционная реформа в Армении: рискованное лавирование

Процесс конституционной реформы, задуманной руководством Армении, не является рядовым событием. Он способен оказать существенное воздействие на политическую жизнь в республике. Не оставит он безучастными зрителями и внешних наблюдателей - у каждого из «зрителей» присутствует свой интерес либо к поддержанию имеющегося статус-кво, либо к внутренней дестабилизации в республике.

7 мая 2014 | 18:19

США и Израиль на Ближнем Востоке

Становление американо-израильских отношений происходило во второй половине ХХ века в контексте «холодной войны» и арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что США и Израиль никогда не заключали оборонного союза, американское руководство при обсуждении региональных вопросов неоднократно давало гарантии по обеспечению безопасности Израиля.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
6 декабря 2014 | 14:33
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова