Российско-турецкие отношения сейчас переживают подъем, которого не было со времен Ататюрка. Визит Владимира Путина в Турцию, который состоялся в декабре 2014 года, стал знаковым событием. Россия показала, что Турция для нее - приоритетный партнер, которому она готова передать управлением газовым вентилем. В перспективе Анкара сможет этим манипулировать в отношениях с ЕС и станет гораздо более независимым игроком в Европе. Тогда, возможно, Брюссель будет добиваться вступления Турции в ЕС, а не наоборот.
В ответ Россия ожидает от Турции большей лояльности. И Анкара частично ее демонстрирует: не вводит санкции в отношении РФ, ведет себя независимо в рамках НАТО.
Основной экономический вопрос двусторонних отношений – газопровод «Турецкий поток». Но у Турции есть много проектов подобного рода. Например, Трансанатолийский трубопровод, к которому могут присоединиться Иран и страны Средней Азии.
Иранский газ – потенциальный конкурент российского на европейском рынке. Именно поэтому президент Реджеп Тайип Эрдоган отправился в Тегеран и заявил о готовности закупать иранский газ, но со скидкой. То же самое он говорил и российским представителям.
То есть каждая из сторон ведет свою игру: и Турция, и Европа, и Россия. В этом же контексте надо рассматривать визит греческого премьера в Москву, который почти совпал по времени с визитом Эрдогана в Иран. Россия показывает, что у нее есть союзники и потенциальные партнеры помимо Турции. С этим же в значительной степени связан недавний визит Путина в Ереван.
Реакция Анкары на эту поездку была жесткой. Турки фактически Россию обвинили в геноциде тюркского и мусульманского населения.
Однако жесткая риторика Анкары не должна смущать. В Турции идет активная подготовка к выборам. Жесткие высказывания в адрес РФ предназначены для националистов и потомков беженцев из бывшей Российской империи, а также для ярых сторонников Запада.
На самом деле, Эрдоган готов продолжать переговоры с Россией. Турки могут показывать Западу, что они готовы быть с Россией, параллельно они показывают Москве, что готовы быть с Ираном. Российско-турецкий союз, союз двух евразийских держав, – это страшный сон для Европы. Ей выгоднее включить в свой состав Турцию, чем ее потерять.
Так что Турция ведет очень умелую игру между разными центрами силы.
Но им придется выбирать в какой-то момент. И тогда будет важно, что Россия сможет предложить. Нужно предложить долгосрочную программу партнерства, которая будет включать в себя не только экономику, но и, например, гарантии безопасности для Эрдогана на случай столкновения интересов с США или внутренних проблем.
Надо учитывать, что между РФ и Турцией остаются нерешенные вопросы. У Москвы и Анкары разные позиции по Сирии и Крыму. Долго игнорировать их не получится.
Сейчас момент, когда стороны могут начинать их решать, потому что исчезли препятствия, которые были раньше, когда Турция была безоговорочным союзником США. Правящий режим в Анкаре эволюционировал. Многие силы, которые недружественно настроены по отношению к России, оказались в оппозиции к Эрдогану.
Россия собирается использовать этот шанс и выстраивать с Турцией новое взаимодействие, которое будет касаться не только экономики, но и региональной стратегии.
Впервые опубликовано на RBTH
Пока внешняя политика большинства стран оставляет большое пространство для скороспелых суждений, стереотипов и невежества. Дипломатии предстоит пройти долгий путь, чтобы оказаться в числе точных дисциплин. К сожалению, путь к этому лежит только через ошибки – международные кризисы.
Прошедший год мог придать импульс нормализации связей России с Прибалтикой, но стал поистине периодом упущенных возможностей. Литва, Латвия и Эстония не заинтересованы в разморозке отношений с Москвой, поскольку паразитирование на конфликте между Россией и Западом приносит им гораздо большую выгоду сегодня и сейчас.
Нарушение европейского статус-кво может иметь глубокие негативные последствия и поставит на повестку дня вопросы, на которые никто не готов отвечать. Как исторический пессимист Россия не ищет лучшего возможного выхода из ситуации, а стремится не допустить наихудшего для себя развития событий.
В Пекине прошел международный форум «Один пояс – один путь», призванный продемонстрировать растущее влияние модели развития современного Китая, глобальный характер предлагаемой им стратегии сотрудничества. Стратегия КНР состоит в выстраивании двусторонних отношений с отдельными странами в разных регионах мира, в зависимости от их значимости для развития китайской экономики.