Арег Галстян
Амбициозная антироссийская законодательная инициатива - «О предупреждении российской агрессии» - позволяет республиканцам выглядеть убедительно в глазах избирателей, однако не просчитывает долгосрочные международные последствия ее принятия.
ПРЕМИУМ
4 июля 2014 | 17:25

Россия и украинский кризис в избирательной кампании в Конгресс США

Исполнительная власть США разрабатывает меры силового реагирования на усиление российского военного потенциала в Европе, однако стремится сделать свои шаги как можно менее провоцирующими. Их основная цель – послать сигнал союзникам в Центральной и Восточной Европе о том, что США остаются привержены их безопасности. Одновременно Вашингтон хочет ограничить ущерб, который нанесет эта программа российско-американским отношениям. Россию и США продолжают связывать важные интересы, которыми дорожат обе стороны.

На этом фоне российская тема становится предметом политических спекуляций во внутриполитической борьбе в США. Инициаторами программы жесткого силового давления на Россию выступает республиканская партия, чьи представители в Сенате США критикуют Барака Обаму за недостаточную твердость и решительность в отношении Москвы.  

15 мая 2014 года лидер фракции республиканцев в Сенатском комитете по международным делам Боб Коркер предложил законопроект «О предупреждении российской агрессии» (Russian Aggression Prevention Act of 2014). Документ предлагает усиление военного присутствия США и НАТО в Центральной и Восточной Европе, начало поставок американского газа в ЕС и широкую программу санкций против российский компаний. 

Силовую демонстрацию поддержал влиятельный сенатор-республиканец Джон Маккейн, который выступил с тезисом о том, что «дипломатия не работает в отношении России». Законопроект побуждает администрацию президента Барака Обамы «подтвердить свою лояльность трансатлантической безопасности, укрепить потенциал НАТО и оказать давление на союзников Америки в НАТО для большего инвестирования в оборону». Республиканцы также призывают США и НАТО оказать военную помощь Польше и странам Балтии. «Билль Коркера»  уполномочивает президента предоставить прямую военную помощь вооруженным силам Украины путем обмена оперативной информацией и поставок вооружений, включая противотанковое, зенитное и стрелковое оружие. 

В разделе 6 законопроекта говорится об усилении энергетической независимости ЕС. Это предполагается делать путем экспорта природного газа США ключевым странам Европы, а также через поддержку американских инвестиций в энергетические проекты на Украине, в Грузии и Молдове. 

1 июня 2014 года о своей поддержке законопроекту завил один из руководителей комитета по ассигнованиям – сенатор-республиканец Марк Кирк. Он предложил ввести санкции против российских банков - «Сбербанка», «ВТБ», «Внешэкономбанка» и «Газпромбанка», а также компаний «Роснефть», «Газпром» и «Рособоронэкспорт». Кирк также выступил против обмена конфиденциальной информацией с Россией по вопросу о ПРО, и за ускорение развертывания американских систем противоракетной обороны в Европе. Кирк предложил существенно увеличить военно-техническую и финансовую поддержку со стороны США и НАТО для Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.

Инициатива Коркера-Кирка была поддержана 26 сенаторами и число ее сторонников растет. Однако параллельно с ней демократы выдвинули собственный антироссийский законопроект - «Акт в поддержку независимости Украины», - который конкурирует с предложением республиканцев. Инициатором документа стал сенатор-демократ от штата Массачусетс Эдвард Маркей. Законопроект предусматривает оказание помощи Украине в уменьшении ее энергетической зависимости от России путем содействия ей в сфере энергоэффективности, повышении внутреннего производства энергии и реформировании  непрозрачных и коррумпированных энергетических рынков. Резолюция предусматривает двойное увеличение средств, выделяемых американским ведомствам, в том числе Агентству США по международному развитию, Госдепартаменту и Экспорт-импортному банку на совершенствование энергетической инфраструктуры Украины. Наиболее важные шаги со стороны США обозначены в разделе «В поддержку энергетической независимости Украины»:

1.    Содействовать реформированию энергетических субсидий, предоставляемых правительством Украины;
2.    Поощрять частные инвестиции в энергетический сектор Украины;
3.    Разработать альтернативные источники энергии в Украине;
4.    Структурировать рынки газа и электроэнергии Украины в рамках экономики ценообразования, разработанной в соответствии с условиями соглашения о резервных кредитах МВФ.

Сегодня резолюция находится на стадии рассмотрения внутрипартийных элит Конгресса. Пока законопроект не имеет должного кворума спонсоров и ко-спонсоров для вынесения его на обсуждение специального заседания комитетов по международным делам Сената и комитета по энергетике и природным ресурсам Палаты Представителей. Отличие этой резолюции заключается в том, что в ней не предполагается прямых поставок американского газа в Европу и на Украину. 

Демократы и республиканцы подготовили две альтернативные резолюции по Украине. Первые делают акцент на поддержке Украины, а вторые фокусируют внимание на противодействии «агрессии» России. При этом перспектива объединения пакетов Коркера-Кирка и Маркея в один законопроект невелика. Это свидетельствует о том, что антироссийскую инициативу обе партии разыгрывают во внутриполитической борьбе друг с другом. Оба документа пока не поступили на предварительное рассмотрение в комитет по международным делам Сената. 

Республиканцы не спешат с выдвижением своего законопроекта на рассмотрение в Сенат по нескольким причинам. Они хотят затянуть дискуссию по своему предложению и набрать очки на критике действий администрации Обамы. Согласно предварительным оценкам республиканская партия с большой вероятностью возьмёт большинство на выборах осенью 2014 года как в Палате представителей, так и в Сенате. При полном успехе в Конгрессе, республиканцы выдвинут готовый внешнеполитический законопроект, который не столкнется с препятствиями в обеих палатах. Помешать республиканцам может только вето президента Обамы. Но и в этом случае, именно администрация вновь окажется виноватой в провале поддержки США своим союзникам. 

Рассмотрение антироссийской резолюции республиканцев осенью - беспроигрышное с точки зрения внутриполитических рисков. Поэтому законопроект «О предупреждении российской агрессии» не будет рассматриваться Сенатом до конца ноября 2014 года. Его принятие Сенатом станет существенным ударом по российско-американским отношениям и отбросит их на несколько десятилетий назад. Амбициозная антироссийская инициатива позволяет республиканцам выглядеть убедительно в глазах избирателей, однако не просчитывает долгосрочные международные последствия ее принятия. Главными из них станут новое перенапряжение сил США, раскол внутри стран-участниц НАТО и переориентация России на преференциальное сотрудничество с Китаем. Потенциальный ущерб осознают и сами республиканцы, которые не поддержали предложение Коркера-Кирка единым фронтом.

Чтобы предотвратить худшее развитие событий, колеблющиеся республиканцы могут поддержать законопроект демократов «Акт в поддержку независимости Украины». Именно резолюция Маркея является наиболее подготовленной и находится в работе. Конструктивные силы в Конгрессе и Белом доме будут лоббировать ее принятие до осенних парламентских выборов.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

30 января 2017 | 16:37

Иран расширяет сотрудничество с соседями по Евразии

Иран, выйдя из-под международных санкций, пытается быстро расширить экономическое и политическое сотрудничество с соседями в Евразии. В конце декабря президент Ирана Хасан Роухани совершил ряд официальных визитов в страны СНГ. В ходе поездок в Армению, Казахстан и Кыргызстан были намечены контуры новых совместных экономических проектов.

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

19 апреля 2016 | 22:00

Опасения по поводу выхода Венгрии из состава ЕС преждевременны

Если сравнить с британским примером, то тут есть одно существенное отличие: Британия – это страна в "большой тройке" Евросоюза, наряду с Францией и Германией, а Венгрия – это достаточно небольшое восточноевропейское государство. И на специальные уступки Венгрии никто не пойдет. Венгрия не обладает той силой, чтобы серьезно спровоцировать Брюссель. Кроме того, Венгрия не заинтересована в выходе из ЕС по целому ряду причин.

26 ноября 2014 | 04:00

Политический кризис в Сомали ставит под угрозу региональную безопасность

Общесомалийские органы управления необходимы равно настолько, насколько путем участия в их работе можно обеспечить долю клана в получаемой финансовой помощи мирового сообщества.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова