Маршалл Коминс
Дмитрий Ермолаев
США выдвигают к африканским странам требования развивать демократию по типу американской в качестве предварительного условия для укрепления двусторонних отношений.
ПРЕМИУМ
27 августа 2014 | 15:22

России пора возвращаться на Африканский континент

ВАШИНГТОН, США. - Нынешние попытки Вашингтона пересмотреть после многолетнего игнорирования свои связи с Африкой должны стать для России своеобразным сигналом - пора возвращаться на африканский континент. Сегодня, когда Кремль и Белый дом очерчивают сферы своих интересов, сложился самый подходящий момент, чтобы включиться в борьбу за экономическое влияние на континенте. России нельзя больше упускать время – ей следует возобновить своё присутствие в этом стремительно меняющемся регионе, сначала следуя примеру своих партнёров по БРИКС, и даже опережая их.

4 – 6-го августа в Вашингтоне прошёл Американо-африканский саммит лидеров. Мероприятие, организованное Белым домом, собрало вместе глав более чем из 40 африканских государств и продемонстрировало заинтересованность США в изменении приоритетов по отношению к Африке на фоне растущего китайского присутствия на континенте. Судя по радушному приёму, оказанному американскими чиновниками, и многочисленным инвестиционным форумам на полях саммита, он соответствовал всем внешним критериям успеха. Однако в действительности всё было не так однозначно.

Несмотря на то, что африканские лидеры на протяжении всего мероприятия выражали большую заинтересованность в усилении роли США в делах Африки и в диверсификации источников прямых иностранных инвестиций, чтобы создать противовес участию Китая в экономиках их государств, многие из них констатировали – вряд ли Вашингтон сможет подстроиться под местные реалии. Традиционно африканцы рассматривали внешнюю политику США на континенте преимущественно как эгоистичную и несовместимую с теми демократическими ценностями, которые Вашингтон так настойчиво проповедует.

В частности, некоторые группы политического класса Африки не могут примириться с тем, что США стремятся внедрить свою систему государственного управления в обществах с иной культурой. Их возмущает, что США выдвигают к африканским странам требования развивать демократию по типу американской в качестве предварительного условия для укрепления двусторонних отношений. В результате ряд африканских лидеров предпочитают работать с Китаем, несмотря на закрепившуюся за ним репутацию игрока, который игнорирует местный человеческий капитал и разрабатывает природные ресурсы на условиях, которые иногда могут быть невыгодны странам.

Конечно, как это нередко бывает, внушительный список участников саммита и одобрительное освещение события международными СМИ стали парадной витриной и верным признаком того, что не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. Несмотря на весь пафос мероприятия, которым США хотели показать свою заинтересованность в обновлении отношений с Африкой, саммит продемонстрировал отсутствие у американцев должного понимания и уважения к африканским лидерам и традициям стран.

Один из предпринимателей из Африки, попросив не указывать имя, рассказал о недовольстве нескольких приглашенных глав государств тем, что организаторы саммита не давали им покинуть зал «целых пять часов», - ждали прибытия президента Барака Обамы, который должен был выступить с речью перед участниками.

В то же время высокопоставленный африканский дипломат заявил, что многие его коллеги остались недовольны форматом мероприятия. Вместо того, чтобы приглашать африканских лидеров для участия в саммите в столице США, Обаме следовало бы самому отправиться в турне по Африке, высказал он свое мнение.

Впрочем, критика в адрес США за их пренебрежительное отношение и высказывание культурного превосходства не является чем-то новым.

В то же время Американо-африканский саммит должен послужить своего рода напоминанием - у России всё ещё есть время, чтобы включиться в борьбу за экономическое влияние в Африке.

Действительно, несмотря на то, что у России на настоящий момент меньше инвестиций на континенте, чем у США, она обладает политической дальновидностью. Кроме того Россия владеет также культурной и социальной компетентностью, так необходимыми для эффективного взаимодействия с африканскими лидерами, которые ищут надёжных партнёров в качестве альтернативы США, Китаю и своему бывшему колонизатору Франции. В свою очередь и Россия ищет альтернативы, со всё большим вниманием исследуя возможности партнёрства с развивающимися рынками на фоне углубляющегося идеологического противостояния с США и Евросоюзом.

России самое время последовать примеру своих партнёров по БРИКС и расширить экономические связи с Африкой.

Несмотря на то, что ряд ведущих российских компаний уже реализуют на континенте проекты стратегического характера, в частности, АЛРОСА в Анголе, РУСАЛ и Северсталь в Гвинее, российские экономические интересы в Африке не достигли всего своего потенциала. Достаточно сказать, что на тот момент, когда в недавнем прошлом объём российско-африканского торгового оборота составлял всего 6 млрд. долл., торговля между Африкой и Китаем оценивалась в 166 млрд. долл., Индией – в 60 млрд. долл., Бразилией – в 11,6 млрд. долл.

Российскому правительству ещё только предстоит начать стимулировать увеличение инвестиций в Африку, но российские компании на континенте, по всей видимости, уже поймали «ветер» возможностей на рынке и взяли инициативу в свои руки.

Так, к примеру, они создали Координационный комитет по экономическому сотрудничеству со странами Африки, расположенными к югу от Сахары, под председательством Внешэкономбанка. Также было создано учреждение Российского Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, предоставляющего российским компаниям, работающим в Африке, необходимые услуги по страхованию от коммерческих и политических рисков.

Африка – это геополитическая возможность, которую нельзя упускать. По оценкам экспертов, к 2050-му году континент будет обладать большей рабочей силой, чем Китай, при этом приблизительно две трети наиболее быстро растущих экономик мира находятся в Африке. В то же время регион обладает огромными нетронутыми природными ресурсами, а также растущим средним классом, что открывает возможности удовлетворять спрос миллионов потребителей в масштабах всей экономики.

Пока Вашингтон неуклюже ищет адекватный подход к Африке, а Китай настойчиво ведёт кампанию с целью экономического доминирования на континенте, России следует не терять время и вступить в борьбу за экономическое процветание в Африке. Дверь открыта, и перед ней расстелена дорожка «Добро пожаловать!». Африканские лидеры с нетерпением  ждут партнёра, который знает не только как потребовать уважение к себе, но и знает, как оказывать  его хозяевам.

Дмитрий Ермолаев и Маршалл Коминс являются руководителями по связям с общественностью и инвесторами в ЗАО «Нефтеперерабатывающем заводе Кириши-2», первом в России НПЗ глубокой переработки нефтяных остатков, запуск которого запланирован в 2017 году. Они также являются управляющими партнeрами Агентства инвестиций в Африку (Africa Investment Agency), подписавшего меморандумы о взаимопонимании между НПЗ, и также Автономной некоммерческой организациeй «Американский деловой клуб Республики Башкортостан», и Камеруно-американской торговой палатой на полях Американо-африканского саммита лидеров с целью изучения перспектив нефтегазовой отрасли и горнодобывающей промышленности, и регионального планирования в Камеруне.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Стратегический обзор»

4 октября 2014 | 07:37

Украина: предел прочности конструкции

Украина владела богатым наследством, но это наследство было общим с Россией и русскими и, вытравляя все русское из своей исторической памяти, она становится нищей.

23 апреля 2015 | 23:00

Китай усиливает свое присутствие в Пакистане

«Китайско-пакистанский экономический коридор» предполагает строительство 3000 километров автомобильных и железных дорог, а также трубопроводов от пакистанского порта Гвадар до города Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая. По расчетам Китая, ближневосточная нефть будет идти в порт Гвадар, а оттуда по транспортному коридору через Пакистан в Китай.

27 мая 2015 | 23:00

Россия ужесточает позицию по украинскому долгу

Решения Верховной Рады о моратории на возвращение кредитов достаточно для того, чтобы потребовать досрочного взыскания этих долгов. Москва имела право потребовать выплаты долга уже тогда, когда отношение украинского госдолга к ВВП превысило 60%. Украинский уже госдолг перевалил отметку в 1,5 триллиона гривен и таким образом превысил 100% ВВП страны.

25 января 2018 | 18:22

Угрозы и возможности новой стратегии национальной безопасности США

Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов, недавно анонсированная администрацией Трампа, концептуально настолько далека от подобных документов предыдущих президентов, будь то демократы или республиканцы, что ее появление можно считать данью внутриполитической конъюнктуре. Некоторые эксперты просто не верят, что внешняя политика США захочет или сможет сделать такой поворот, особенно ввиду огромной силы инерции в отношениях Америки с миром.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова