Татьяна Тюкаева
Предстоящий вывод войск Международных Сил Содействия Безопасности в Афганистане под командованием НАТО ставит перед региональными организациями задачи по поддержанию стабильности на границах Афганистана.
ПРЕМИУМ
14 марта 2014 | 17:31

Роль ОДКБ в Афганистане после вывода войск НАТО

Предстоящий вывод войск Международных Сил Содействия Безопасности в Афганистане под командованием НАТО ставит перед региональными организациями задачи по поддержанию стабильности на границах Афганистана. В частности, эти проблемы предстоит решать государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Ситуация в Афганистане в 2014 году
Риски, связанные с предстоящими в 2014 году выводом войск НАТО и президентскими выборами в Афганистане обычно преувеличивают. Ситуация существенно изменилась в сравнении с 2001 годом, когда только ввод иностранных войск предотвратил победу движения «Талибан» и установления им полного контроля над территорией страны. В 2014 году Кабул имеет в своем распоряжении военные и полицейские силы численностью более 300 тысяч человек. Эта многочисленная боевая сила оснащена бронетехникой, авиацией и современным стрелковым оружием. Численность афганских талибов составляет от 20 до 40 тысяч человек. Несопоставимость сторон исключает возможность их быстрой реставрации после вывода иностранных войск.

С начала 2013 года полтора года иностранные военные принимали незначительное участие в боевых действиях. Ответственность за обеспечение безопасности лежит на национальных формированиях Афганистана. Новые задачи даются афганским силовикам нелегко. Обстановка в некоторых провинциях осложнилась, существенно выросли потери проправительственных сил. Однако вооруженной оппозиции не удалось захватить какие-либо крупные населенные пункты или парализовать государственную и экономическую жизнь в стране. В Афганистане повторяется «иракский сценарий»: сохранение правящего режима после вывода иностранных войск при эскалации террористической активности.

В отличие от Ирака Афганистан не располагает собственными финансовыми ресурсами и зависит от иностранной спонсорской помощи. Ее предоставление после 2014 года некоторые страны НАТО ставят в прямую зависимость от подписания Кабулом соглашения о стратегическом партнерстве с США. Действующий президент Афганистана Хамид Карзай пока уклоняется от этого шага, учитывая сильные антиамериканские настроения в стране.

В 2014 году в Афганистане состоятся президентские выборы, в которых примет участие брат Х. Карзая – Абдул Вали. Ему противостоит ряд сильных политиков, в частности, бывший министр и эксперт в вопросах региональной безопасности Ашраф Гани Ахмадзай. По опросам общественного мнения, именно Ахмадзай является фаворитом президентской гонки. Выборная компания идет в условиях жесткой борьбы. Если результаты голосования не будут признанными крупными политическими силами, существует риск дестабилизации ситуации в стране.

Это неизбежно приведет к ослаблению государственной власти и установления на местах диктата местных политических кланов. В этом случае вероятно ослабление контроля над преступностью в стране, рост наркоторговли и террористической активности против сопредельных государств. Однако реставрация режима талибов остается маловероятной. 

Угрозы региональной безопасности и реакция ОДКБ
В 2013-2014 годах зафиксированы попытки проникновения экстремистов с территории Афганистана в Таджикистан и Киргизию. На стороне «Талибана» сражается заметное число экстремистов из стран СНГ. В случае ослабления государственных институтов на афганской территории они могут попытаться использовать ее как тыл при операциях против своих государств.    

ОДКБ следит за развитием ситуации в Афганистане и готовится к коллективной обороне в случае возникновения новых угроз. Решения о действиях ОДКБ в связи с изменяющей обстановкой в Афганистане были приняты в прошлом году в 2013 году. Предусматривается усиление сотрудничества по защите границы Таджикистана и Афганистана. В частности, планируется оказание материально-технической поддержки Таджикистану, проведение консультаций в формате Афганистан-ОДКБ и Таджикистан-Афганистан по совместной охране границ, разработка схем совместной вооруженной реакции ОДКБ в случае чрезвычайной ситуации в пограничной зоне. Предусмотрена возможность отправки в Афганистан гуманитарной и технической помощи. Действуют программы подготовки афганских военных и полицейских в военных вузах России.  

Туркменистан и Узбекистан, граничащие с Афганистаном, не принимают участия в работе ОДКБ. Это затрудняет координацию действий по отражению возможных угроз. Между тем, проблемы у этих двух государств создадут риски для союзного России Казахстана. Это ставит на повестку дня вопрос о выработке новых механизмов сотрудничества ОДКБ с заинтересованными странами региона.

Диалог с Индией и Китаем по вопросу поддержания стабильности на границах Афганистана станет лучшей защитой от региональных угроз безопасностии. Речь идет о реализации крупных инвестиционных проектов, которые должны способствовать экономическому развитию страну и уничтожать социальную базу экстремизма - строительство магистрального газопровода по маршруту Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, системы ЛЭП CASA-1000 Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан, транзитных железных и автомобильных дорог.

Эти меры будут способствовать сокращению нестабильности в Афганистане после вывода МССБ. Однако главным условием позитивных изменений будет оставаться дееспособность афганского политического класса и нового президента кем бы он ни был.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 марта 2015 | 23:00

О чем договариваются Иран и США: Переговоры близки к завершению

Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения,  оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.

21 сентября 2014 | 14:54

Результаты усилий США по формированию коалиции против ИГ

В борьбе с ИГ ни один из участников не заинтересован в победе любой ценой: США, не ввязываясь в новые войны, хотят нейтрализовать угрозу ИГ и сохранить влияние на Ближнем Востоке; Турция заняла выжидательную позицию и фактически не участвует в контртерроритической кампании; Саудовской Аравии важно удержать ИГ вдали от своих границ и ослабить Иран через ослабление Асада; Ирану важно опорочить суннитских соседей и Запад, сохранив свои форпосты на Ближнем Востоке и усилив авторитет.

21 июля 2016 | 21:18

Мотивы конституционной реформы в Азербайджане

В условиях отсутствия известных светских лидеров недовольство властями могут легко монополизировать радикальные группы, включая и джихадистов. До определенной степени Азербайджан спасает отсутствие консолидации и идеологические разногласия между ними. Впрочем, для дестабилизации может хватить и относительно немногочисленных и разрозненных выступлений.

3 февраля 2016 | 15:25

Российско-турецкий кризис: новый виток напряженности

Если Россия в ответ на атаку российского самолета собьет турецкий или же пойдет на крайние меры и нанесет ракетный удар по позициям турецких ПВО, то повод будет еще более очевидным. Вот только вопрос в том, воспользуется ли им Турция, ведь ее вторжение в Сирию может привести к полномасштабной войне с Россией. И, самое главное, позволит ли НАТО совершить турецким властям еще одну провокацию, которая поставит не только Турцию, но и весь Альянс на грань конфликта с ядерной державой?

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова