Предстоящий вывод войск Международных Сил Содействия Безопасности в Афганистане под командованием НАТО ставит перед региональными организациями задачи по поддержанию стабильности на границах Афганистана. В частности, эти проблемы предстоит решать государствам-членам Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Ситуация в Афганистане в 2014 году
Риски, связанные с предстоящими в 2014 году выводом войск НАТО и президентскими выборами в Афганистане обычно преувеличивают. Ситуация существенно изменилась в сравнении с 2001 годом, когда только ввод иностранных войск предотвратил победу движения «Талибан» и установления им полного контроля над территорией страны. В 2014 году Кабул имеет в своем распоряжении военные и полицейские силы численностью более 300 тысяч человек. Эта многочисленная боевая сила оснащена бронетехникой, авиацией и современным стрелковым оружием. Численность афганских талибов составляет от 20 до 40 тысяч человек. Несопоставимость сторон исключает возможность их быстрой реставрации после вывода иностранных войск.
С начала 2013 года полтора года иностранные военные принимали незначительное участие в боевых действиях. Ответственность за обеспечение безопасности лежит на национальных формированиях Афганистана. Новые задачи даются афганским силовикам нелегко. Обстановка в некоторых провинциях осложнилась, существенно выросли потери проправительственных сил. Однако вооруженной оппозиции не удалось захватить какие-либо крупные населенные пункты или парализовать государственную и экономическую жизнь в стране. В Афганистане повторяется «иракский сценарий»: сохранение правящего режима после вывода иностранных войск при эскалации террористической активности.
В отличие от Ирака Афганистан не располагает собственными финансовыми ресурсами и зависит от иностранной спонсорской помощи. Ее предоставление после 2014 года некоторые страны НАТО ставят в прямую зависимость от подписания Кабулом соглашения о стратегическом партнерстве с США. Действующий президент Афганистана Хамид Карзай пока уклоняется от этого шага, учитывая сильные антиамериканские настроения в стране.
В 2014 году в Афганистане состоятся президентские выборы, в которых примет участие брат Х. Карзая – Абдул Вали. Ему противостоит ряд сильных политиков, в частности, бывший министр и эксперт в вопросах региональной безопасности Ашраф Гани Ахмадзай. По опросам общественного мнения, именно Ахмадзай является фаворитом президентской гонки. Выборная компания идет в условиях жесткой борьбы. Если результаты голосования не будут признанными крупными политическими силами, существует риск дестабилизации ситуации в стране.
Это неизбежно приведет к ослаблению государственной власти и установления на местах диктата местных политических кланов. В этом случае вероятно ослабление контроля над преступностью в стране, рост наркоторговли и террористической активности против сопредельных государств. Однако реставрация режима талибов остается маловероятной.
Угрозы региональной безопасности и реакция ОДКБ
В 2013-2014 годах зафиксированы попытки проникновения экстремистов с территории Афганистана в Таджикистан и Киргизию. На стороне «Талибана» сражается заметное число экстремистов из стран СНГ. В случае ослабления государственных институтов на афганской территории они могут попытаться использовать ее как тыл при операциях против своих государств.
ОДКБ следит за развитием ситуации в Афганистане и готовится к коллективной обороне в случае возникновения новых угроз. Решения о действиях ОДКБ в связи с изменяющей обстановкой в Афганистане были приняты в прошлом году в 2013 году. Предусматривается усиление сотрудничества по защите границы Таджикистана и Афганистана. В частности, планируется оказание материально-технической поддержки Таджикистану, проведение консультаций в формате Афганистан-ОДКБ и Таджикистан-Афганистан по совместной охране границ, разработка схем совместной вооруженной реакции ОДКБ в случае чрезвычайной ситуации в пограничной зоне. Предусмотрена возможность отправки в Афганистан гуманитарной и технической помощи. Действуют программы подготовки афганских военных и полицейских в военных вузах России.
Туркменистан и Узбекистан, граничащие с Афганистаном, не принимают участия в работе ОДКБ. Это затрудняет координацию действий по отражению возможных угроз. Между тем, проблемы у этих двух государств создадут риски для союзного России Казахстана. Это ставит на повестку дня вопрос о выработке новых механизмов сотрудничества ОДКБ с заинтересованными странами региона.
Диалог с Индией и Китаем по вопросу поддержания стабильности на границах Афганистана станет лучшей защитой от региональных угроз безопасностии. Речь идет о реализации крупных инвестиционных проектов, которые должны способствовать экономическому развитию страну и уничтожать социальную базу экстремизма - строительство магистрального газопровода по маршруту Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, системы ЛЭП CASA-1000 Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан, транзитных железных и автомобильных дорог.
Эти меры будут способствовать сокращению нестабильности в Афганистане после вывода МССБ. Однако главным условием позитивных изменений будет оставаться дееспособность афганского политического класса и нового президента кем бы он ни был.
В руках КСА важный экономический инструмент, способный ударить по экономике России - возможность резкого увеличения нефтедобычи для снижения мировой цены на энергоносители. Однако такой шаг ударит по самой Саудовской Аравии, бюджет которой посчитан исходя из стоимости нефти в 85 долл. за баррель.
18 мая в Сочи прошли переговоры канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента России Владимира Путина. Встреча лидеров двух стран подвела итог «российской недели» немецкой дипломатии, начавшейся с поездок в Россию главы МИД ФРГ Хайко Мааса и министра экономики ФРГ Петера Альтмайера. В отличие от переговоров на уровне глав внешнеполитических ведомств, встреча Меркель и Путина прошла в дружелюбной атмосфере.
Изложенный на прошедшей неделе министром обороны США проект военного бюджета на 2017 год вызвал неоднозначную реакцию, как в Конгрессе, так и в структуре самого Пентагона. Главными темами обсуждения на заседании сенатского комитета по международным делам стала проблема единства "западного лагеря" и "российской угрозы". С проблемами начавшийся международный переговорный процесс по Сирии на фоне разногласий всех непосредственных участников диалога и его спонсоров не сулит успехов в обозримой перспективе.
Промежуточные выборы 4 ноября, вполне ожидаемо принесли победу республиканцам, которые с января 2015 года будут иметь большинство в обеих палатах Конгресса. "Ястребы", активно критиковавшие президента за нерешительность во внешней политике с экранов телевизоров и на страницах газет, теперь получат в свое ведение сенатские комитеты, выполняющие контроль за действиями исполнительной власти.