Состоявшаяся в Латвии встреча представителей Европейского союза с коллегами из стран «Восточного партнерства» выявила глубокие расхождения между сторонами в понимании смысла и перспектив этой программы.
Саммит в Риге показал, что страны ЕС и их восточные партнеры уже не могут дать консолидированный ответ на целый ряд вопросов. Это касается не только туманных перспектив европейской интеграции шести стран-участников «Восточного партнерства», но и украинского кризиса. Различное видение путей преодоления проблем подчеркивает как противоречия между сторонами, так и их сомнения в целесообразности политики «Восточного партнерства» в принципе.
На открытии саммита Президент Европейского Совета Дональд Туск заявил:
«Если б Россия была более мягкой в своих решениях, более привлекательной, возможно, ей бы не пришлось компенсировать свои недостатки деструктивной, агрессивной и запугивающей тактикой против своих соседей».
Тем самым он задал общий тон мероприятию, переместив акцент обсуждения с субстантивных вопросов на обвинения в адрес России.
Первой предвосхитила неудачу переориентации шести бывших советских республик с Москвы на Брюссель британская газета «Гардиан». Она стала первым изданием на Западе, усомнившемся в смысле встречи «Восточного партнерства», отталкиваясь от неутешительных результатов евроинтеграции на Украине.
Однако реальными «плеймейкерами» саммита в Риге стали Белоруссия и Армения, открыто объявившие о том, что будут следовать установленному курсу на интеграцию в ЕАЭС и не подпишут итоговую резолюцию саммита с осуждением России.
Как и во время голосования в Генассамблее ООН по Крыму, Армения снова дала понять, что не хочет препятствовать стремлению народов к самоопределению. Итоговая декларация саммита в Риге с упоминанием «аннексии Крыма» недвусмысленно перекликалась с независимостью Нагорного Карабаха. Последовательная позиция Армении была поддержана Белоруссией.
Многие аналитики рассматривают действия Еревана и Минска как попытку «задабривания» Москвы. Однако ни Армения, продолжающая диалог с Европой, ни Белоруссия, продемонстрировавшая способность к независимым решениям во время украинского кризиса, в таких шагах не нуждаются. Сама структура ЕАЭС и правила, по которым Союз существует, предполагают следование определенным экономическим стандартам. Однако выбор в пользу ЕАЭС не предполагает отказ от независимой внешней политики.
Решение об отказе Армении и Белоруссии подписываться под обвинительной декларацией в адрес России подчеркнуло ошибочность однобокого суждения о странах «Восточного партнерства». По-видимому, в будущих встречах Армению и Белоруссию уже не будут судить по тем же лекалам, что и остальные вовлеченные в программу страны.
«У партнеров было больше разногласий по некоторым вопросам и было бы легче выработать общую позицию хотя бы в рамках ЕС, чем пытаться найти взаимоприемлемый язык с этими партнерами», - заметил по итогам крымских обсуждений министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
В ответ на это министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил:
«К сожалению, некоторые наши партнеры считают, что громкие эмоциональные заявления помогут решить проблемы, которые требуют каждодневных, настойчивых, огромных усилий. Они попытались включить громкие заявления, обвиняющие какие-то стороны, в заключительную декларацию Рижского саммита. Попытались представить это таким образом, что главные болезни «Восточного партнерства» заключаются лишь во внешних факторах. Отнюдь. Это не только внешние факторы. Очень многое зависело и зависит от Европейского союза. Прежде чем кивать на кого-то, надо посмотреть на себя».
Попыткой спасти ситуацию стало спешное решение организаторов саммита составить сразу несколько резолюций или внести пояснение о позиции двух стран. В конце концов, резолюция с сомнительной формулировкой о Крыме была принята, но подписана лишь странами ЕС.
Дополнительный повод для скептических размышлений вызывают позиции и остальных стран программы. Внутренняя нестабильность и политическая непредсказуемость Украины делают результативность ее европейской интеграции невысокой. Приглашенный на саммит президент Азербайджана Ильхам Алиев просто не явился на встречу, отказавшись от приглашения в последний момент. Нарастающие трения между ЕС и главным нефтедобыдчиком Южного Кавказа понять можно: Баку не нравится, что в Брюсселе постоянно давят на больную для Азербайджана тему прав человека. В свою очередь, Грузия и Молдова, хоть и привержены Ассоциации с ЕС, начинают требовать недостижимого - ощутимых результатов здесь и сейчас.
Брюссель находится в сложной ситуации. Он будет продолжать попытки сохранить страны «Восточного партнерства» в управляемой орбите путем намеков на отмену визового режима и других полумер, одновременно не вызывая слишком больших надежд на полную интеграцию с ЕС. В случае с Грузией и Украиной это может сработать. Они, как заявляет Дональд Туск, «ближе остальных находятся к этой цели». И добавляет:
«Однако и сейчас ответственность за темп внедрения необходимых мер – на стороне последних».
Очевидно, что участники программы готовы взаимодействовать с ЕС, однако текущий формат «Восточного партнерства», судя по заявленным в нем целям и достигнутым результатам, не удовлетворяет уже никого.
Национальная оборонная стратегия, рассекреченную часть которой на прошедшей неделе опубликовал Пентагон, отмечает возвращение противостояния между национальными государствами. Военная операция Турции на севере Сирии стала, по словам пресс-секретаря Госдепартамента, главным пунктом повестки дня всех внешнеполитических ведомств США. Трехдневный бюджетный кризис «имени Чака Шумера» завершился полным поражением демократов.
Министр обороны США Джеймс Мэттис совершил свой первый зарубежный визит в Южную Корею и Японию, подтвердив верность Вашингтона союзническим обязательствам. В отношении Ирана новая американская администрация проводит политику последовательной эскалации. Эксперты Фонда Карнеги предложили сбалансированный подход по восстановлению доверия между США и Россией.
Очевидно, что международный терроризм не мог бы быть столь успешен без финансовой и политической поддержки ряда государств. Несмотря на провал американских «контролеров», некоторые элиты в других странах до сих пор полагают, что способны справиться лучше американцев и успешно использовать международных террористов в своих целях.
Главным объектом спекуляций и обсуждений медийных и экспертных кругов США на прошедшей неделе стало сообщение о выводе части российских сил из Сирии. Не меньше внимания привлекли к себе непоследовательные высказывания Госдепартамента в отношении проведенных в Иране испытаний баллистических ракет. В ходе слушания сенатского Комитета по международным отношениям заместитель Госсекретаря отчиталась за политику США на Украине: большинство слушателей волновал вопрос недостаточного давления на Россию, которая препятствует проведению реформ Киева.