Акоп Габриелян
Саммит в Риге показал, что страны ЕС и их восточные партнеры уже не могут дать консолидированный ответ на целый ряд вопросов. Это касается не только туманных перспектив европейской интеграции шести стран-участников «Восточного партнерства», но и украинского кризиса. Различное видение путей преодоления проблем подчеркивает как противоречия между сторонами, так и их сомнения в целесообразности политики «Восточного партнерства» в принципе. 
ПРЕМИУМ
23 мая 2015 | 23:00

Результаты саммита «Восточного партнерства»-2015 в Латвии

Состоявшаяся в Латвии встреча представителей Европейского союза с коллегами из стран «Восточного партнерства» выявила глубокие расхождения между сторонами в понимании смысла и перспектив этой программы.

Саммит в Риге показал, что страны ЕС и их восточные партнеры уже не могут дать консолидированный ответ на целый ряд вопросов. Это касается не только туманных перспектив европейской интеграции шести стран-участников «Восточного партнерства», но и украинского кризиса. Различное видение путей преодоления проблем подчеркивает как противоречия между сторонами, так и их сомнения в целесообразности политики «Восточного партнерства» в принципе. 

На открытии саммита Президент Европейского Совета Дональд Туск заявил:

«Если б Россия была более мягкой в своих решениях, более привлекательной, возможно, ей бы не пришлось компенсировать свои недостатки деструктивной, агрессивной и запугивающей тактикой против своих соседей».

Тем самым он задал общий тон мероприятию, переместив акцент обсуждения с субстантивных вопросов на обвинения в адрес России.

Первой предвосхитила неудачу переориентации шести бывших советских республик с Москвы на Брюссель британская газета «Гардиан». Она стала первым изданием на Западе, усомнившемся в смысле встречи «Восточного партнерства», отталкиваясь от неутешительных результатов евроинтеграции на Украине.

Однако реальными «плеймейкерами» саммита в Риге стали Белоруссия и Армения, открыто объявившие о том, что будут следовать установленному курсу на интеграцию в ЕАЭС и не подпишут итоговую резолюцию саммита с осуждением России. 

Как и во время голосования в Генассамблее ООН по Крыму, Армения снова дала понять, что не хочет препятствовать стремлению народов к самоопределению. Итоговая декларация саммита в Риге с упоминанием «аннексии Крыма» недвусмысленно перекликалась с независимостью Нагорного Карабаха. Последовательная позиция Армении была поддержана Белоруссией.

Многие аналитики рассматривают действия Еревана и Минска как попытку «задабривания» Москвы. Однако ни Армения, продолжающая диалог с Европой, ни Белоруссия, продемонстрировавшая способность к независимым решениям во время украинского кризиса, в таких шагах не нуждаются. Сама структура ЕАЭС и правила, по которым Союз существует, предполагают следование определенным экономическим стандартам. Однако выбор в пользу ЕАЭС не предполагает отказ от независимой внешней политики.

Решение об отказе Армении и Белоруссии подписываться под обвинительной декларацией в адрес России подчеркнуло ошибочность однобокого суждения о странах «Восточного партнерства». По-видимому, в будущих встречах Армению и Белоруссию уже не будут судить по тем же лекалам, что и остальные вовлеченные в программу страны.

«У партнеров было больше разногласий по некоторым вопросам и было бы легче выработать общую позицию хотя бы в рамках ЕС, чем пытаться найти взаимоприемлемый язык с этими партнерами», - заметил по итогам крымских обсуждений министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.

В ответ на это министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил:

«К сожалению, некоторые наши партнеры считают, что громкие эмоциональные заявления помогут решить проблемы, которые требуют каждодневных, настойчивых, огромных усилий. Они попытались включить громкие заявления, обвиняющие какие-то стороны, в заключительную декларацию Рижского саммита. Попытались представить это таким образом, что главные болезни «Восточного партнерства» заключаются лишь во внешних факторах. Отнюдь. Это не только внешние факторы. Очень многое зависело и зависит от Европейского союза. Прежде чем кивать на кого-то, надо посмотреть на себя».

Попыткой спасти ситуацию стало спешное решение организаторов саммита составить сразу несколько резолюций или внести пояснение о позиции двух стран. В конце концов, резолюция с сомнительной формулировкой о Крыме была принята, но подписана лишь странами ЕС.

Дополнительный повод для скептических размышлений вызывают позиции и остальных стран программы. Внутренняя нестабильность и политическая непредсказуемость Украины делают результативность ее европейской интеграции невысокой. Приглашенный на саммит президент Азербайджана Ильхам Алиев просто не явился на встречу, отказавшись от приглашения в последний момент. Нарастающие трения между ЕС и главным нефтедобыдчиком Южного Кавказа понять можно: Баку не нравится, что в Брюсселе постоянно давят на больную для Азербайджана тему прав человека. В свою очередь, Грузия и Молдова, хоть и привержены Ассоциации с ЕС, начинают требовать недостижимого - ощутимых результатов здесь и сейчас.  

Брюссель находится в сложной ситуации. Он будет продолжать попытки сохранить страны «Восточного партнерства» в управляемой орбите путем намеков на отмену визового режима и других полумер, одновременно не вызывая слишком больших надежд на полную интеграцию с ЕС. В случае с Грузией и Украиной это может сработать. Они, как заявляет Дональд Туск, «ближе остальных находятся к этой цели». И добавляет:

«Однако и сейчас ответственность за темп внедрения необходимых мер – на стороне последних».

Очевидно, что участники программы готовы взаимодействовать с ЕС, однако текущий формат «Восточного партнерства», судя по заявленным в нем целям и достигнутым результатам, не удовлетворяет уже никого.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

16 июня 2014 | 08:57

Региональные приоритеты внешней политики Кувейта

В Персидском заливе Кувейт стремится позиционировать себя как нейтральное государство-посредник, выступающее за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений.

4 декабря 2014 | 09:00

Изолировать нельзя сотрудничать

Конференция продемонстрировала единодушие в экспертной среде по поводу усиления гарантий безопасности восточноевропейских или «прифронтовых», по словам Тэлботта, стран. Как он отметил, американская политика в отношении России должна быть «четко выверенным сочетанием сдерживания и сотрудничества».

1 октября 2015 | 18:24

Внешнеполитические аспекты избирательной кампании в Беларуси

Внешнеполитическая проблематика стала важной частью избирательной кампании, хотя социальные и экономические проблемы для населения Беларуси приоритетнее. В ходе предвыборной гонки в обществе формируется консенсус по поводу постепенного сближения с ЕС и, в меньшей степени, с США. То есть внутриполитические ресурсы обеспечивают Беларуси шанс для внешнеполитического маневрирования, извлечения выгод из разногласий центров силы.

28 апреля 2014 | 22:01

Экономические приоритеты США в Тихоокеанской Азии

Для создания торгового блока со странами Азии Бараку Обаме предстоит уладить ряд внутриполитических противоречий. Против заключения Траснтихоокеанского партнерства значительная группа конгрессменом демократической партии, выходцев из штатов, в которых сосредоточены предприятия обрабатывающих отраслей экономики. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова