Дмитрий Офицеров-Бельский
Россия заинтересована в том, чтобы президентские выборы в Украине состоялись. Москва хочет получить легитимных переговорных партнеров в Киеве, которых временно нет. В противном случае все коммуникации украинских властей окажутся замкнуты на Запад и именно там будет писаться украинская история.
ПРЕМИУМ
8 мая 2014 | 18:03

Результаты московского саммита для Украины

Встреча президента России Владимира Путина и его швейцарского коллеги Дидье Буркхальтера 7 мая не отметилась громкими заявлениями. На фоне сарказма в отношении Европы анонсированы дорожная карта по выходу из украинского кризиса и усиление роли ОБСЕ. Однако путь выхода из тупика не просматривается. Украинский вопрос еще в ходе Женевы-1 решался в российско-американском двустороннем формате, однако политический кризис на Украине развивается вполне самостоятельно и разрешить его без привлечения к диалогу основных внутренних участников конфликта невозможно. Об этом и сказал Путин, поддержавший идею «круглого стола» и отметивший: «Как только наши коллеги в Европе и США заводят ту или иную ситуацию в тупик, они все время говорят: а вот теперь ключ разрешения проблемы находится в руках Москвы, и вот на ней вся ответственность». 

Главные результаты встречи, которые демонстрируют российскую стратегию в конфликте – просьба о переносе референдума в Юго-Восточной Украине и вопрос о том, какие гарантии получат жители этого региона после президентских выборов на Украине. Если предложение стало вызовом новых украинских властей на диалог, то вопрос - своего рода ультиматумом.

Предложение о переносе референдума не обязывает Кремль ни к чему. Однако оно способно разгрузить список претензий западных партнеров к российской политике. Очевидно, что условием переноса референдума должно стать начало диалога между противоборствующими Киевом и Юго-Востоком. А условием диалога может быть только прекращение военной операции в отношении оппозиции и начало выполнения Киевом Женевских договоренностей о разоружении радикалов. Лидер движения «Юго-Восток» Олег Царёв подтвердил готовность отложить референдум при соблюдении новыми украинскими властями женевских условий и согласии населения Юго-Востока.

Киев, несмотря на непризнание Россией новых властей, несомненно, находится в постоянном контакте с российским руководством и в общих чертах готов на переговоры. Именно по этой причине, синхронно с заявлениями Путина, был освобожден народный губернатор Донецкой области Павел Губарев. Пока он был в заключении, переговоры с ним были невозможны. Теперь он может стать одним из представителей Юго-Востока.

Референдум имеет смысл перенести и по другим причинам. Во-первых, его подготовка и проведение в нынешней ситуации очень сложны, а результаты в силу многих обстоятельств не будут корректны. Повторное же проведение референдума в изменившихся условиях грозит обернуться фарсом. Во-вторых, перспектива проведения референдума останется «домокловым мечем» для киевских властей еще на некоторое время и заставит их с меньшим упорством воевать с собственным народом. В результате такой политики география референдума может охватить ряд новых регионов Украины.

Прозвучавший вопрос о гарантиях для оппозиции и народа Юго-Востока Украины очень важен. Фактически он задает содержание будущих переговоров, если они все же состоятся. По всей видимости, речь идет о том, чтобы сформировать переговорный формат, определить его участников со стороны Юго-Востока, задать основные вопросы и оставить этот задел в наследство будущему президенту - Петру Порошенко.

Россия заинтересована в том, чтобы президентские выборы в Украине состоялись. Москва хочет получить легитимных переговорных партнеров в Киеве, которых временно нет. В противном случае все коммуникации украинских властей окажутся замкнуты на Запад и именно там будет писаться украинская история. Новые украинские власти это понимают, хотя и продолжают распространять панику, стремясь убедить всех внутри и за пределами страны в готовности России ввести войска и сорвать выборы. 

Россия заинтересована в стабильной Украине. Нынешнее косвенное участие России в украинском кризисе было неизбежной реакцией на дестабилизацию соседней страны, очень важной для Москвы в международном, экономическом, историческом и человеческом измерениях. Продолжительная нестабильность способна разрушить сформированные столетиями общей истории связи и повредить российским интересам.

Другой интерес России обозначен открыто - это федерализация Украины. Эта мера даст возможность России сохранить свое влияние на Юго-Востоке страны при любой неожиданной смене властей в будущем. Но федерализм и для Украины станет важным стабилизатором, поскольку заставит любую власть в Киеве заботиться о соблюдении баланса между Западом и Востоком, как во внешней, так и во внутренней политике. 

Российский сценарий для Украины оптимистичен. В реальности же процесс деградации институтов и распада страны может продолжиться. Сопротивление на Юго-Востоке при всем уважении к Путину может не услышать его просьбы о переносе референдума. Если рассматривать то, что произошло зимой 2013-2014 годов в Киеве как революцию, то в глаза неизбежно бросается незавершенность этого процесса. Впереди беспрецедентные экономические трудности и активизация социального протеста. Консенсус элит крайне непрочен, а ряд политиков, прежде всего Юлия Тимошенко, готовы бороться за власть дальше, не исключая и нового переворота. Украинская революция еще не привела к ротации элит, появлению новых лиц, переделу собственности и колоссальным человеческим жертвам. Всё это еще может стать реальностью.

В случае срыва переговоров - которые могут и не начаться - негативный сценарий практически неизбежен. Если вопрос гарантий деэскалации, разоружения, амнистии и широкого федерализма не будет решен, то организация референдума о самоопределении ряда регионов Востока и Юга Украины перейдет в практическую плоскость.

Очень многое зависит от того, насколько конструктивную позицию займет Киев в ближайшие дни. Есть большая опасность, что новые власти будут тянуть с прекращением огня и постараются за оставшееся до выборов время усилить натиск. Не исключено, что срыву консенсуса будут способствовать те силы, которые оказываются за рамками переговорного процесса. Прежде всего, это Юлия Тимошенко, «Правый сектор» Дмитрия Яроша и «Свобода» Олега Тягнибока. В ближайшее время от них можно ждать провокаций, в том числе совместно скоординированных, целью которых будет срыв возможных договоренностей. 

С другой стороны олигархические группы, включая Петра Порошенко, заинтересованы в нормализации ситуации и могут оказать конструктивное влияние на киевское руководство. Переговорам также может помешать и полная противоречий конфликтно-договорная природа нынешней киевской власти. Впрочем, все перечисленные проблемы имеют место и на другой стороне, среди сил сопротивления на Юго-Востоке.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

11 декабря 2014 | 17:59

Правительственный кризис в Сомали разрешился

Глубокие причины политического кризиса сводятся к тому, что некоторые кланы перестало устраивать существующее распределение должностей. Кроме того, в саму систему временных органов власти Сомали заложен механизм противопоставления главы государства и главы правительства.

29 июля 2015 | 19:06

Каковы перспективы выдачи российских документов жителям Донбасса

Во вторник, 28 июля, глава Луганской республики Игорь Плотницкий выступил с неожиданным заявлением о переговорах по одному щепетильному вопросу — праве получения российских паспортов гражданами самоопределившихся частей Донбасса. Эта новость, несмотря на свою принципиальность, не вызвала сколько-нибудь значимой реакции со стороны официальных лиц Москвы, Киева и Брюсселя, что само по себе можно считать очень важным сигналом.

3 ноября 2015 | 22:00

Экономические возможности для Кыргызстана в ЕАЭС: взгляд из Бишкека

Существующая модель экономики, сильно зависящая от реэкспорта китайских товаров и сферы сервиса, не имеет перспектив и нуждается в постепенной трансформации в аграрно-промышленную. В рамках ЕАЭС Кыргызстан может развивать ряд перспективных отраслей, способных конкурировать с другими странами Евразийского союза.

28 июля 2016 | 19:00

Повестка дня российско-турецких переговоров 9-го августа

Понятно, что до не просто урегулирования, а решения противоречий по всем трем направлениям ни о каком стратегическом партнерстве между Москвой и Анкарой не может быть и речи. Но на сегодняшний день России и Турции вполне достаточно отношений добрососедства.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова