В 2 августе 2014 г. отмечается 24-ая годовщина оккупации иракскими вооруженными силами территории Кувейта. Но сегодня ирако-кувейтские отношения переживают расцвет. В январе 2011 г. состоялся первый после событий 1990-1991 гг. визит кувейтского эмира в Багдад. Динамика встреч на высоком и высшем уровне растет. Ирак выплатил Кувейту более 45 млрд долл. репараций и планирует выплатить оставшиеся менее 7 млрд к 2015 году. Функционирует Ассоциация ирако-кувейтской дружбы, Комитет торгово-экономического сотрудничества, Медиа-форум и другие совместные проекты и предприятия. Кувейт является одним из крупнейших инвесторов, участвующих в восстановлении иракской экономики после войны 2003 года. Масштабное кувейтское участие в иракском банковском секторе даже породило критику со стороны Багдада в адрес эмирата во вмешательстве во внутренние дела Ирака наряду с Саудовской Аравией, Катаром и Турцией.
В Персидском заливе Кувейт стремится создать себе образ нейтрального государства-посредника, выступающего за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений. В 2014 г. Кувейт возглавлял Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и сыграл посредническую роль между Катаром и Саудовской Аравией, которая наряду с Бахрейном и ОАЭ отозвала в знак протеста против катарской региональной политики своего посла из Дохи. Характерно, что кувейтский эмират, выступая за единство «братских монархий», наряду с Оманом фактически препятствует созданию военного союза Залива. Формальным поводом является положение конституции монархии о верховенстве катарского законодательства над международным. Опасаясь за свой суверенитет Кувейт не желает расставаться даже с его частью.
Важными являются отношения Кувейта с Ираном. Кувейтский монарх шейх Сабах аль-Ахмад аль-Сабах во главе делегации, состоящей из министров иностранных дел, нефти, финансов, торговли и промышленности, 1 июня 2014 года посетил Тегеран. В ходе визита был подписан ряд соглашений, в том числе Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере безопасности. Председательство Кувейта в ССАГПЗ способствует потеплению отношений между монархиями Залива и Ираном, которое наметилось с приходом к власти Хасана Рухани и успехами международных переговоров по иранской ядерной программе. В частности, иранскому министру иностранных дел Мохаммеду Джаваду Зарифу направлено приглашение принять участие в предстоящем саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Эр-Рияде. Кувейтский МИД подчеркивает, что между эмиратом и Ираном «не существует серьезных противоречий».
Роль посредника и миротворца Кувейт стремится играть также и на общеарабском уровне. Кувейтское руководство выступает за мирное урегулирование сирийского кризиса. В начале года эмират принял очередную Конференцию по оказанию гуманитарной помощи Сирии, являясь при этом одним из основным доноров. Наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами Кувейт в последний год активно дотирует египетскую экономику.
На международном уровне Кувейт также играет роль спонсора развивающихся стран. Государственный Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР) предоставляет гранты и льготные кредиты странам третьего мира преимущественно в областях инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства, коммуникаций и социальной сфере. Наряду с этим в Кувейте функционируют частные фонды, связанные с Аль-Каидой и другими исламистскими террористическими сетями. Эти организации выступают активными спонсорами радикальных групп сирийской оппозиции.
Российско-кувейтское сотрудничество имеет позитивную динамику. Развиваются контакты с Росатомом и Газпромом, действует Межгосударственная торгово-экономическая комиссия. Кувейт закупает российское вооружение и российский сжиженный природный газ, а также проявляет интерес к инвестированию в проекты на Дальнем Востоке. Важным представляется сходство подходов российского и кувейтского руководств по сирийскому кризису. В феврале 2014 г. в столицу эмирата прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров для участия в очередном заседании в формате стратегического диалога России с ССАГПЗ. А в марте его заместитель Михаил Богданов участвовал в саммите Лиги арабских государств, также состоявшемся в Кувейте. В силу своего председательства в ССАГПЗ в текущем году Кувейт может сыграть значимую роль для развития отношений России с монархиями Залива.
Поскольку Кэмерон принял на себя всю ответственность и подал в отставку, решение всех этих задач легло на плечи следующего премьера. Кандидатов было достаточно, однако битва за посты лидера Консервативной партии и премьер-министра Великобритании, которую предсказывал ряд британских аналитиков, не состоялась. Все они потихоньку самоустранились.
Для военной стратегии Соединенных Штатов это значит так же мало, как и предыдущие назначения на этот пост в последние 20 лет. Вне зависимости от того, кто возглавляет Пентагон, США остаются морской державой, континентальные владения которой останутся неуязвимы для оппонентов как минимум до 2050 года.
Российско-грузинские отношения находятся в тупике. В заблуждение не должны вводить рост торгового оборота, туризма из России и прогресс в переговорах по транзиту грузов через Абхазию. Проблемы между Россией и Грузией неразрешимы и требуют новых контекстов и идей. Но прежде всего стоит задаться вопросом: зачем нам улучшать отношения друг с другом?
На фоне ухудшения отношений между Азербайджаном и Западом у российских нефтяных корпораций появляются благоприятные условия для наращивания сотрудничества и вывода партнерских отношений на качественно новый уровень.