Татьяна Тюкаева
В Персидском заливе Кувейт стремится позиционировать себя как нейтральное государство-посредник, выступающее за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений.
ПРЕМИУМ
16 июня 2014 | 08:57

Региональные приоритеты внешней политики Кувейта

В 2 августе 2014 г. отмечается 24-ая годовщина оккупации иракскими вооруженными силами территории Кувейта. Но сегодня ирако-кувейтские отношения переживают расцвет. В январе 2011 г. состоялся первый после событий 1990-1991 гг. визит кувейтского эмира в Багдад. Динамика встреч на высоком и высшем уровне растет. Ирак выплатил Кувейту более 45 млрд долл. репараций и планирует выплатить оставшиеся менее 7 млрд к 2015 году. Функционирует Ассоциация ирако-кувейтской дружбы, Комитет торгово-экономического сотрудничества, Медиа-форум и другие совместные проекты и предприятия. Кувейт является одним из крупнейших инвесторов, участвующих в восстановлении иракской экономики после войны 2003 года. Масштабное кувейтское участие в иракском банковском секторе даже породило критику со стороны Багдада в адрес эмирата во вмешательстве во внутренние дела Ирака наряду с Саудовской Аравией, Катаром и Турцией.

В Персидском заливе Кувейт стремится создать себе образ нейтрального государства-посредника, выступающего за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений. В 2014 г. Кувейт возглавлял Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и сыграл посредническую роль между Катаром и Саудовской Аравией, которая наряду с Бахрейном и ОАЭ отозвала в знак протеста против катарской региональной политики своего посла из Дохи. Характерно, что кувейтский эмират, выступая за единство «братских монархий», наряду с Оманом фактически препятствует созданию военного союза Залива. Формальным поводом является положение конституции монархии о верховенстве катарского законодательства над международным. Опасаясь за свой суверенитет Кувейт не желает расставаться даже с его частью.

Важными являются отношения Кувейта с Ираном. Кувейтский монарх шейх Сабах аль-Ахмад аль-Сабах во главе делегации, состоящей из министров иностранных дел, нефти, финансов, торговли и промышленности, 1 июня 2014 года посетил Тегеран. В ходе визита был подписан ряд соглашений, в том числе Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере безопасности. Председательство Кувейта в ССАГПЗ способствует потеплению отношений между монархиями Залива и Ираном, которое наметилось с приходом к власти Хасана Рухани и успехами международных переговоров по иранской ядерной программе. В частности, иранскому министру иностранных дел Мохаммеду Джаваду Зарифу направлено приглашение принять участие в предстоящем саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Эр-Рияде. Кувейтский МИД подчеркивает, что между эмиратом и Ираном «не существует серьезных противоречий».

Роль посредника и миротворца Кувейт стремится играть также и на общеарабском уровне. Кувейтское руководство выступает за мирное урегулирование сирийского кризиса. В начале года эмират принял очередную Конференцию по оказанию гуманитарной помощи Сирии, являясь при этом одним из основным доноров. Наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами Кувейт в последний год активно дотирует египетскую экономику.

На международном уровне Кувейт также играет роль спонсора развивающихся стран. Государственный Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР) предоставляет гранты и льготные кредиты странам третьего мира преимущественно в областях инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства, коммуникаций и социальной сфере. Наряду с этим в Кувейте функционируют частные фонды, связанные с Аль-Каидой и другими исламистскими террористическими сетями. Эти организации выступают активными спонсорами радикальных групп сирийской оппозиции. 

Российско-кувейтское сотрудничество имеет позитивную динамику. Развиваются контакты с Росатомом и Газпромом, действует Межгосударственная торгово-экономическая комиссия. Кувейт закупает российское вооружение и российский сжиженный природный газ, а также проявляет интерес к инвестированию в проекты на Дальнем Востоке. Важным представляется сходство подходов российского и кувейтского руководств по сирийскому кризису. В феврале 2014 г. в столицу эмирата прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров для участия в очередном заседании в формате стратегического диалога России с ССАГПЗ. А в марте его заместитель Михаил Богданов участвовал в саммите Лиги арабских государств, также состоявшемся в Кувейте. В силу своего председательства в ССАГПЗ в текущем году Кувейт может сыграть значимую роль для развития отношений России с монархиями Залива. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

28 августа 2014 | 17:23

США опираются на Курдистан в борьбе с "Исламским государством" в Ираке

США все еще рассчитывают на благоприятный исход в Ираке. Основные усилия будут брошены на обеспечение безопасности Иракского Курдистана как возможного источника стабилизации ситуации и единственной силы, способной реально бороться с Исламским государством.

5 февраля 2018 | 22:27

Дайджест внешней политики Германии 30 января – 5 февраля

На прошедшей неделе первые лица ФРГ практически одновременно находились с официальными визитами в ближневосточном регионе. Вслед за президентом Штаймайером, завершавшим свой визит в Ливан, краткую поездку в Израиль и Палестину совершил Зигмар Габриэль. Несмотря на холодный прием со стороны Нетаньяху, глава МИД ФРГ подчеркнул особый характер отношений между Германией и Израилем, стараясь не останавливаться на проблемных вопросах.

26 сентября 2014 | 13:12

Вероятность поставок военной техники стран НАТО на Украину

В прессу попадали материалы о подозрительных военных сделках между европейскими членами НАТО – Польшей, Чехией, Венгрией и Хорватией – итоговой целью которых, предположительно, была передача Украине некоторого количества советских вооружений, оставшихся у них со времен "холодной войны".

23 мая 2015 | 23:00

Результаты саммита «Восточного партнерства»-2015 в Латвии

Саммит в Риге показал, что страны ЕС и их восточные партнеры уже не могут дать консолидированный ответ на целый ряд вопросов. Это касается не только туманных перспектив европейской интеграции шести стран-участников «Восточного партнерства», но и украинского кризиса. Различное видение путей преодоления проблем подчеркивает как противоречия между сторонами, так и их сомнения в целесообразности политики «Восточного партнерства» в принципе. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова