Сергей Маркедонов
Артем Соколов
26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию страны, по которым президентская легислатура увеличилась до семи лет, а сам президент получил право роспуска национального парламента. По его итогам все предложения получили поддержку проголосовавших. Азербайджанские элиты смогли укрепить свои позиции без издержек на международной арене.
ПРЕМИУМ
29 сентября 2016 | 20:47

Референдум в Азербайджане укрепил власть президента Алиева

26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию страны. Всего на голосование было вынесено 29 поправок, среди которых наиболее резонансными стали увеличение президентской легислатуры с пяти до семи лет, а также наделение главы государства правом роспуска национального парламента. По итогам референдума обе инициативы получили поддержку и набрали 84,2% и 87,9% голосов соответственно.

Прошедший референдум вызвал жесткую критику азербайджанской оппозиции, которая успела обвинить Ильхама Алиева в том, что страна под его руководством выбрала «среднеазиатский» путь развития. Действительно, состоявшееся голосование выглядит логичным продолжением референдума 2009 г., когда на голосование была вынесена 41 поправка к 29 статьям и были сняты ограничения на количество легислатур главы государства. В этом смысле критики Алиева небезосновательно усматривают общую авторитарную парадигму. При этом цели и задачи последних конституционных изменений выходят за рамки прямолинейного процесса укрепления президентом Азербайджана своей власти.

Прежде всего, Азербайджан продолжает нести потери от последствий экономического кризиса. Падение цен на нефть незамедлительно сказалось на всей экономике страны. Азербайджанский манат – некогда одна из самых стабильных валют в мире – подвергся двум волнам девальвации в 2015 г. Добыча нефти сокращается, урезая доходную часть бюджета страны. Проблемы в экономике дополняются негативным геополитическим фоном. Проснувшийся Нагорный Карабах и рост нестабильности на Ближнем Востоке добавляют политической элите Азербайджана поводы для беспокойства за своё будущее. В этом смысле, значение последних конституционных поправок заключается в консолидации власти перед лицом реальных и потенциальных вызовов.

С точки зрения укрепления внутренней стабильности, конституционные поправки призваны решить и вопрос политической преемственности. Возрастной ценз для занятия президентской должности (не моложе 35 лет) теперь отменен, и многие эксперты поспешили примерить изменения на сына президента Алиева Гейдара, которому в 2025 г. исполнится 28 лет. Так, азербайджанские чиновники получили вполне определенный сигнал, что система не допустит вакуума власти даже в перспективе.

В известной степени референдум определил и настроения оппозиции, хотя она едва ли способна что-то ему противопоставить. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:

«Оппоненты жестко и однозначно оценили кампанию, как торжество административного ресурса и фальсификации народного волеизъявления. И, скорее всего, неприятие конституционных поправок на годы вперед определит аргументацию оппозиционеров. Однако эффективных способов для противодействия намерениям властей критики режима не предложили. Как не выдвинули и новых ярких лидеров, которые были бы интересны населению и вызывали бы доверие вопреки административному вмешательству и репрессалиям».

Растерянность оппозиции можно объяснить и реакцией на референдум со стороны США, которые поддержали его итоги и дали понять, что не намерены вмешиваться в вопрос о сроке полномочий главы республики. Впрочем, было бы странно ожидать иной реакции из Вашингтона, который не хочет обострять без лишней необходимости свою дипломатическую риторику до завершения периода выборов президента США. К тому же, Азербайджан занимает в американском внешнеполитическом планировании важную роль в качестве страны, предоставляющей «альтернативные маршруты» для обеспечения Европы энергетическими ресурсами и внимание США к «демократичности» тех или иных политических процедур Баку довольно рассеяно.

Проведенный референдум, безусловно, обеспечил азербайджанскую элиту некоторым запасом прочности и гибкости перед лицом возможных внутренних и внешних угроз и не нанес ощутимых репутационных издержек на международной арене. Остается лишь наблюдать за тем, сможет ли Баку должным образом распорядиться сложившейся благоприятной для себя политической конфигурацией.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 сентября 2016 | 12:52

Дайджест внешней политики США (2 – 8 сентября)

На минувшей неделе президент США Барак Обама в последний раз посетил саммит "Группы двадцати" в статусе главы государства, где подвел некоторые итоги своего внешнеполитического курса. На саммите США-АСЕАН в Лаосе американский президент подчеркнул важность организации для АТР, однако не смог полностью исключить китайский фактор из политики стран-участников. Конгресс США возобновил работу после отпуска и намерен обсудить за сентябрь множество актуальных вопросов, в том числе и скандал с "Фондом Клинтон".

5 марта 2015 | 15:57

Внешнеполитические ресурсы Нагорно-Карабахской Республики

Де-факто государственность Нагорно-Карабахской Республики опирается на совокупность политических, социально-экономических и дипломатических ресурсов. Благодаря собственным дипломатическим усилиям и армянской диаспоре Нагорно-Карабахская Республика постепенно становится частью международного сообщества.

30 марта 2016 | 12:05

Презентация доклада «Международные угрозы 2016» в Валдайском клубе

29 марта на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Международные угрозы 2016», подготовленного агентством «Внешняя политика». Основные темы доклада: рост противоречий в американо-российских отношениях, сирий конфликт, междунароный терроризм и кризис с беженцами.

18 сентября 2015 | 19:03

Дайджест внешней политики США за неделю (11 - 17 сентября)

На этой неделе основной темой внешнеполитического дискурса в Вашингтоне, занявшей центральное место на всех пресс-брифингах всех основных ведомств, имеющих отношение к выработке внешней политики, стала ситуация в Сирии. При этом дебаты велись по двум направлениям: 1) какие мотивы преследует Москва, и какие действия в этом отношении планирует предпринять американское руководство; 2) анализ успешности текущей американской стратегии по борьбе с Исламским государством.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова