Сергей Маркедонов
Артем Соколов
26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию страны, по которым президентская легислатура увеличилась до семи лет, а сам президент получил право роспуска национального парламента. По его итогам все предложения получили поддержку проголосовавших. Азербайджанские элиты смогли укрепить свои позиции без издержек на международной арене.
ПРЕМИУМ
29 сентября 2016 | 20:47

Референдум в Азербайджане укрепил власть президента Алиева

1 У вас остался просмотр
Увеличить количество просмотров

26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию страны. Всего на голосование было вынесено 29 поправок, среди которых наиболее резонансными стали увеличение президентской легислатуры с пяти до семи лет, а также наделение главы государства правом роспуска национального парламента. По итогам референдума обе инициативы получили поддержку и набрали 84,2% и 87,9% голосов соответственно.

Прошедший референдум вызвал жесткую критику азербайджанской оппозиции, которая успела обвинить Ильхама Алиева в том, что страна под его руководством выбрала «среднеазиатский» путь развития. Действительно, состоявшееся голосование выглядит логичным продолжением референдума 2009 г., когда на голосование была вынесена 41 поправка к 29 статьям и были сняты ограничения на количество легислатур главы государства. В этом смысле критики Алиева небезосновательно усматривают общую авторитарную парадигму. При этом цели и задачи последних конституционных изменений выходят за рамки прямолинейного процесса укрепления президентом Азербайджана своей власти.

Прежде всего, Азербайджан продолжает нести потери от последствий экономического кризиса. Падение цен на нефть незамедлительно сказалось на всей экономике страны. Азербайджанский манат – некогда одна из самых стабильных валют в мире – подвергся двум волнам девальвации в 2015 г. Добыча нефти сокращается, урезая доходную часть бюджета страны. Проблемы в экономике дополняются негативным геополитическим фоном. Проснувшийся Нагорный Карабах и рост нестабильности на Ближнем Востоке добавляют политической элите Азербайджана поводы для беспокойства за своё будущее. В этом смысле, значение последних конституционных поправок заключается в консолидации власти перед лицом реальных и потенциальных вызовов.

С точки зрения укрепления внутренней стабильности, конституционные поправки призваны решить и вопрос политической преемственности. Возрастной ценз для занятия президентской должности (не моложе 35 лет) теперь отменен, и многие эксперты поспешили примерить изменения на сына президента Алиева Гейдара, которому в 2025 г. исполнится 28 лет. Так, азербайджанские чиновники получили вполне определенный сигнал, что система не допустит вакуума власти даже в перспективе.

В известной степени референдум определил и настроения оппозиции, хотя она едва ли способна что-то ему противопоставить. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:

«Оппоненты жестко и однозначно оценили кампанию, как торжество административного ресурса и фальсификации народного волеизъявления. И, скорее всего, неприятие конституционных поправок на годы вперед определит аргументацию оппозиционеров. Однако эффективных способов для противодействия намерениям властей критики режима не предложили. Как не выдвинули и новых ярких лидеров, которые были бы интересны населению и вызывали бы доверие вопреки административному вмешательству и репрессалиям».

Растерянность оппозиции можно объяснить и реакцией на референдум со стороны США, которые поддержали его итоги и дали понять, что не намерены вмешиваться в вопрос о сроке полномочий главы республики. Впрочем, было бы странно ожидать иной реакции из Вашингтона, который не хочет обострять без лишней необходимости свою дипломатическую риторику до завершения периода выборов президента США. К тому же, Азербайджан занимает в американском внешнеполитическом планировании важную роль в качестве страны, предоставляющей «альтернативные маршруты» для обеспечения Европы энергетическими ресурсами и внимание США к «демократичности» тех или иных политических процедур Баку довольно рассеяно.

Проведенный референдум, безусловно, обеспечил азербайджанскую элиту некоторым запасом прочности и гибкости перед лицом возможных внутренних и внешних угроз и не нанес ощутимых репутационных издержек на международной арене. Остается лишь наблюдать за тем, сможет ли Баку должным образом распорядиться сложившейся благоприятной для себя политической конфигурацией.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

3 августа 2016 | 12:09

Власти и оппозиция в Армении готовятся к выборам 2017 года

Идея формирования «власти национального согласия» вписывается Саргсяном в контекст конституционной реформы, практическая реализация которой стартовала в 2015 году. Между тем, сами изменения Основного закона являются в сегодняшних условиях одной из причин роста протестных настроений. Помимо конституционных поправок армянские избиратели недовольны многим. Но реформы Конституции видятся многим в качестве инструмента для пролонгации пребывания во власти Сержа Саргсяна и его команды.

15 июля 2016 | 23:00

Дайджест внешней политики США (8-14 июля)

Саммит НАТО должен был решить две задачи: сформулировать «сильную и сбалансированную» политику в отношении России, а также продемонстрировать единство Альянса. Прокатившаяся по стране волна протестов выявила широкий спектр проблем американского общества, однако политические силы предпочли объявить временное перемирие во избежание роста насилия в стране. Решение о размещении в Южной Корее американской системы ПРО и вердикт международного трибунала в Гааге по поводу территориального спора в Южно-Китайском море вызвали недовольство Китая.

29 августа 2015 | 22:00

Четырехсторонний пат Турции: июньские выборы поставили Турцию перед тупиком

Июньские выборы отчетливо продемонстрировали, что турецкая политическая действительность изменилась. Уже нельзя примитивно делить электорат на светских и исламистов, а ДПН соотносить исключительно с курдами. В связи с тем, что разграничительные линии между партиями становятся все более размытыми, возникает более сложная политическая реальность, когда электорат оказывается чрезвычайно мобильным.

25 мая 2015 | 22:00

Приднестровье - постсоветский Западный Берлин?

Депутаты высшего законодательного органа власти Украины проголосовали за отмену целого пакета документов, регламентирующих вопросы материально-технического снабжения Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и миротворцев. В Кишиневе силы ОГРВ видятся, как нежелательное иностранное присутствие, сдерживающее «европейский выбор» Молдавии и поощряющее сепаратистские устремления жителей на левом берегу Днестра.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.