Денис Мосюков
Партии активно пытаются разыграть «русскую карту». Правые силы (Партия реформ, Союз Отечества и Республика) и социал-демократы приняли на вооружение вопросы интеграции и гражданства. Впервые за долгие годы «русская» проблематика вошла в предвыборный дискурс не как точка консолидации центристского электората, а как один из важных пунктов предвыборной программы значимых политических сил.
ПРЕМИУМ
6 февраля 2015 | 10:26

Расстановка сил перед парламентскими выборами в Эстонии

Работа «временного» правительства Эстонии из реформистов и социал-демократов во главе с Таави Рыйвасом подходит к концу: 1 марта в стране пройдут выборы в парламент. На долю 35-летнего премьера выпал новый «ледниковый» период в отношениях с Москвой, российские контрсанкции, ударившие по экономике страны, и скандал в правительстве на национальной почве, который завершился уходом в отставку министра финансов Юргена Лиги.

Все это сопровождалось откровенным бегством перспективных эстонских политиков с государственных должностей в европейские институты, причем не дожидаясь истечения полномочий. В марте 2014 года Андрус Ансип отказался от премьерского кресла в пользу должности вице-президента Еврокомиссии, а в ноябре ради места в Европарламенте в отставку подал глава эстонской дипломатии Урмас Паэт, запомнившийся «неевропейской» версией расстрелов в центре Киева в телефонном разговоре с Кэтрин Эштон.

Политический ландшафт республики претерпел некоторую поляризацию. Предвыборное усиление межпартийных размежеваний наложилось на кризис между Россией, США и ЕС. Связующим звеном между внутренней и международной повесткой дня стало русскоязычное население. Политик Ээрик-Нийлес Кросс облек в слова давно вызревавший вопрос:

«Если будет война [с Россией], на чьей стороне будут воевать эстонские русские? Готовы ли мы считать своими тех, кто имеет эстонский паспорт, эстонское образование, эстонскую идентичность, но в чьих жилах течет русская кровь?»

Центристскую партию во главе с мэром Таллина Эдгаром Сависааром пытаются лишить негласного статуса изъявителя воли русскоязычного населения – поддержка центристов местными русскими за последнее время упала на 10%. Масштабная и явно управляемая кампания по дискредитации партии и лично ее лидера началась после обострения украинского конфликта, вину за разжигание которого центристы отказались возложить на Россию. Словами обозревателя Эльконда Либмана, правые эстонские политики видят две угрозы национальной безопасности: внешнюю (агрессивность России) и внутреннюю (Эдгар Сависаар). В конце января руководители трех других крупнейших партий – Реформистской, Социал-демократической и Союза Отечества и Республика – заявили, что исключают возможность коалиции с центристами.

«Каждый голос, отнятый у Эдгара Сависаара – это голос за Эстонскую Республику, поэтому я воспринимаю соперничество с ним как миссию во имя будущего страны», – сказал член Свободной партии Евгений Криштафович.

Партии активно пытаются разыграть «русскую карту». Правые силы (Партия реформ, Союз Отечества и Республика) и социал-демократы приняли на вооружение вопросы интеграции и гражданства. Первый в истории страны «русский» министр Евгений Осиновский приблизился к достижению компромисса о судьбе образования на родном языке.

Впервые за долгие годы «русская» проблематика вошла в предвыборный дискурс не как точка консолидации центристского электората, а как один из важных пунктов предвыборной программы значимых политических сил.

По состоянию на 1 февраля больше всего шансов на победу у реформистов – с рейтингом 25%. Прямая угроза для них – Центристская партия, которую поддерживают 22% избирателей. На третьем месте социал-демократы с 18%, на четвертом – Союз Отечества (15%), далее – известная скандальными взглядами Свободная партия (8%) и консерваторы (5%). Преимущество центристов и Партии реформ – устоявшаяся электоральная база, выбор же между остальными партиями многие избиратели сделают в последний момент.

По мнению политолога Тыниса Саартса, голоса сомневающихся получит партия, которая точнее определит основной конфликт выборов – безопасность (включая внутреннее «русское» измерение), низкий уровень доходов или скатывание страны в стагнацию. Против реформистов здесь играет отсутствие прорывов в экономике и накопившаяся усталость от их пребывания у руля. Социал-демократы выступили с популярной экономической повесткой, однако избиратели пока не готовы воспринимать их как партию победителей: слишком удачно они вписались в роль ведомого партнера в тандеме с Партией реформ. Несмотря на высокий рейтинг, работа центристов сводится к удержанию электората. На фоне антироссийской истерии в СМИ «неортодоксальная» позиция по украинскому конфликту ударила по имиджу партии, открыто называемой «прокремлевской». Союз Отечества также потерял часть голосов в пользу реформистов, активно перенимающих более-менее популярные лозунги охранителей.

В новый состав Рийгикогу войдут пять или шесть партий против прежних четырех, и колебание предпочтений избирателей всего на 1-2% может изменить коалиционный расклад. При текущем распределении голосов создать коалицию большинства (51 место) из двух партий могут только центристы и Партия реформ, однако такой вариант заранее провозгласили неприемлемым (что, однако, не исключает его полностью). Скорее всего, реформисты продолжат успешный опыт сотрудничества с социал-демократами, взяв в довесок одного из миноритариев для получения большинства. Более экзотические варианты с участием четырех партий маловероятны при всей гибкости их политической ориентации.

Реальные поправки к нынешнему международному курсу Эстонии были бы возможны только в случае союза между центристами и социал-демократами. Однако Партия реформ, по всей видимости, останется ведущим участником будущей коалиции.

С учетом с высокой доли «импорта» в международных решениях Таллина это означает, что основы внешней политики Эстонии на период работы нового правительства не будут подвергнуты пересмотру.

Состояние контролируемой заморозки отношений с Россией устраивает эстонцев и по мере надобности используется их старшими партнерами в лице Вашингтона и Брюсселя. Однако по меньшей мере грядущие выборы принесут некоторое обновление властной верхушки и станут лакмусовой бумажкой в вопросе о том, готова ли страна к внутренним переменам.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

21 февраля 2015 | 17:28

Пост-дебальцевский этап Минского процесса

Урегулирование конфликта вышло на новую стадию: ни Киев, ни Донецк, ни Луганск не скрывают, что полностью выполнять договоренности не собираются. Минский процесс близок к провалу, хотя еще недавно казалось, что перспектива урегулирования реальна.

21 октября 2014 | 19:09

Проблемы государственного строительства ЛНР и ДНР

Донецкой и Луганской народным республикам предстоит в ближайшее время добиться полноценного контроля над собственной территорией, сформулировать видение своего будущего и обеспечить базовые потребности населения. В случае неудачи возможна деградация двух непризнанных государств и одностороннее решение проблемы Донбасса украинскими властями.     

25 октября 2014 | 12:20

Сценарии смены правительства после парламентских выборов на Украине

Повестка дня Порошенко определяется стремительно меняющейся конфигурацией политического пространства, рекомендациями ЕС и сложным балансом сил между крупными бизнесменами. Как и предыдущие руководители страны, Порошенко стремится обеспечить устойчивость своего положения, для чего пытается сконцентрировать властные полномочия.

23 декабря 2016 | 18:35

Дайджест внешней политики США (16-22 декабря)

Назначение Дэвида Фридмана новым послом в Израиль свидетельствует о готовности США отказаться от своих традиционных взглядов на решение палестино-израильской проблемы. Тема «русских хакеров» продолжает оставаться предметом горячих дискуссий в американских политических кругах. Реакция Дональда Трампа на инцидент в Южно-китайском море ставит вопросы о его способности действовать в кризисных ситуациях.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова