В течение одного месяца Совет безопасности Нидерландов обнародует предварительные данные о ходе расследования авиакатастрофы малазийского «Боинг-777» в пригороде Донецка. 17 июля на территории Донецкой области погибли 298 пассажиров и членов экипажа «Боинга», тела 62 из них до сих пор не найдены. Возможно, что фрагменты тел остаются с обломками лайнера в районе боевых действий на российско-украинской границе.
Несмотря на важность оставленных на Украине улик, у специалистов в Гааге все-таки есть возможность установить причину и виновных в катастрофе самолета. Над делом работает группа специалистов из 12 стран, но Россия в число приглашенных не вошла. Вскоре будет озвучена только причина катастрофы, называть виновных следователи пока не собираются. По мнению голландских авиаэкспертов, на поиск ответственных за катастрофу могут уйти годы.
Дело в том, что ключевые улики – обломки «Боинга» со следами внешнего воздействия на самолет – оставлены на поле в поселке Грабово. Глава МВД Малайзии Ахмад Джахид Хамиди рассказал журналистам, что международная команда следователей из Голландии и Австралии, побывавшая на месте катастрофы с 1 по 6 августа, успела сделать лишь половину работы. Более 70 специалистов опросили очевидцев, осмотрели обломки и забрали личные вещи и останки большинства погибших пассажиров.
Остатки кабины пилотов «Боинга» и часть левого борта кабины со следами осколочных пробоин представляют для следствия особую ценность.
По словам министра Хамиди, их хотели эвакуировать в Нидерланды для экспертизы в течение трех недель. Но иностранцы не успели – 6 августа украинские власти и представители НАТО заявили об усилении позиций российских войск на границе. Из-за растущего напряжения власти Нидерландов решили прекратить работы на Украине.
8 августа международная следственная группа покинула Донецк, надеясь вернуться туда зимой, после вероятного прекращения боев - на этом, кстати, настаивала украинская сторона, не желая прерывать военные действия в июле-августе (Ранее Совбез ООН требовал от Украины не вести боевых действий в 20-километровой зоне от места падения «Боинга»).
Однако к зиме ценные улики могут быть уничтожены. Иностранные журналисты опубликовали в «Твиттере» фотографии, как среди обломков самолета теперь пасутся коровы. Но главное, в районе катастрофы идут боевые действия. В частности, по данным РИА «Новости», 14 августа украинская армия применила в Грабово тяжелую артиллерию – там взорвалась баллистическая ракета «Точка-У». На месте падения ракеты осталась воронка глубиной 8 метров.
Все, что есть сейчас у следователей – это расшифровка «черных ящиков» Боинга (ее делали в Великобритании, поскольку у Нидерландов нет соответствующего оборудования и специалистов) и данные радиообмена украинских диспетчеров.
«У нас есть достаточно информации (для предварительного доклада о причинах катастрофы), - сообщил журналистам на минувшей неделе пресс-секретарь Совета безопасности Нидерландов Вим ван дер Вееген, - Но мы бы хотели вернуться к месту крушения, чтобы проверить некоторые из наших выводов и получить дополнительные доказательства».
Однако, по словам российских специалистов, «черные ящики» вряд ли помогут в расследовании причин катастрофы. Самописцы фиксируют работу приборов, узлов и агрегатов воздушного судна, показатели давления, высоты, исправность бортовых систем. Если же самолет получил внешние механические повреждения, то кроме обрыва электрических сетей самописцы ничего не покажут. По предварительным данным, просочившимся в прессу, «черные ящики» свидетельствуют о масштабной взрывной декомпрессии на борту самолета – быстрой разгерметизации, возможной, в частности, в результате взрыва. При этом пилоты не заметили ничего необычного во время трехчасового полета вплоть до обрыва связи. По словам пилотов авиакомпании Air India, которые находились в 25 км или 90 секундах полета от «Боинга-777», они слышали, как украинский диспетчер просил малазийских пилотов изменить курс. Лайнер снизился с 35 тыс. футов до 33 тыс. футов (10500 м). Это могло быть связано с возможной грозой на юге Украины или с близким прохождением другого воздушного судна (рядом с «Боингом» кроме индийского находился самолет сингапурских авиалиний).
Запись переговоров пилотов с украинским диспетчером, а главное - показания украинских радаров – могут содержать наиболее ценную информацию. Именно эти сведения неоднократно требовали обнародовать представители Минобороны России, а также члены правительства Малайзии. По данным «Би-Би-Си», сразу после трагедии ленты из Управления воздушным движением в Киеве изъяли сотрудники СБУ. Но к международным следователям записи попали не сразу, а только спустя три недели, и то, лишь после официального запроса генерального прокурора Малайзии. При этом в интервью газете New Straits Times посол Украины в Малайзии Игорь Гуменной вообще опроверг информацию, что записи находились в СБУ.
Сразу после катастрофы о работе диспетчерского пункта в киевском аэропорту Борисполь рассказывал в «Твиттере» некий испанец Карлос, диспетчер-контролер авиаузла. Он сообщил, что украинский самолет «вели» два самолета ВВС Украины, и они были отмечены на радарах диспетчеров в Киеве за три минуты до катастрофы. После того, как Карлос рассказал о визите к нему иностранных военных, блог оказался удален. Подтвердить его слова до сих пор не удалось.
Впрочем, о подлинности переданной из Киева в Нидерланды пленки пока тоже ничего не сообщается. Малазийские СМИ в этой связи отмечают, что после исчезновения другого «Боинга» MH370 в марте этого года переговоры с диспетчерами были опубликованы на официальном сайте правительства страны через 72 часа.
Но даже если радары не зафиксировали ничего необычного, улики могут остаться в телах пассажиров или членов экипажа «Боинга». По данным на 17 августа, в морге военной базы недалеко от голландского города Хилверсюм опознаны тела 149 пассажиров и членов экипажа самолета, большинство из которых - граждане Голландии, также опознан один австралиец и 22 малазийца. Среди граждан Малайзии (всего на борту было 44 представителя этой страны) должно быть опознано тело, по крайней мере, одного из двух пилотов - самолет вели 50-летний капитан Ван Амран Бин Ван Хуссин и 45-летний Юген Чу Джин Леон.
На фотографии, опубликованной журналистами сразу после катастрофы, видно тело одного из погибших пилотов со следами как минимум трех круглых отверстий в спине. На другой фотографии заметна большая рана на правой ноге. Если осколки предполагаемой ракеты застряли в теле пилота, а не прошли насквозь (в случае терактов на самолетах Ту-154 в 2004 году осколки бомбы извлекали из тел пассажиров), с их помощью можно будет установить тип ракеты, поразившей самолет.
Среди пассажиров осколки могут быть обнаружены в телах тех, кто сидел в первом салоне самолета – дальше, судя по фотографиям с места крушения, фюзеляж не получал внешних повреждений – следов шрапнели не видно ни на уцелевших частях в полу, ни в хвосте самолета. На некоторых частях «Боинга» даже остались целыми иллюминаторы, тогда как в кабине пилотов остекление вырвало изнутри - стекло отсутствует, обшивка вывернута наружу, а заклепки частично вырваны полностью, частично остались без шляпок.
Для идентификации осколков в телах пассажиров достаточно знать, какая именно осколочно-фугасная часть установлена в ракете «Бук М-1». Согласно открытым источникам, боевая часть ракеты 9М38М1 «Бук М1» весит 70 кг и имеет мощность заряда около 40 кг в тротиловом эквиваленте. Боезаряд состоит из чередующихся слоев кубик-двутавр-кубик. Масса двутавра 8 г, масса кубика – 2,5 г. Диаметр осколков – около 10 мм. В каждой ракете «Бук» боевая часть состоит из 5,9 тыс. осколочных элементов (для сравнения, в ракете С200, которой в 2001 году был сбит самолет Ту-154, - 37 тыс. шариков диаметром 9,5 мм и 7,9 мм, весом 3-5 г каждый).
В связи с особой формой осколочных элементов ракеты «Бук» среди военных экспертов появились сомнения, что этот ракетный комплекс вообще мог использоваться для атаки на «Боинг». Доказательства применения ракеты «Бук» носят пока лишь косвенный характер.
Интересно, что первым версию о работе именно комплекса «Бук» озвучил советник министра внутренних дел Украины Арсена Авакова – на своей странице в «Фейсбуке» спустя десять минут после сообщения о катастрофе малазийского «Боинга» Антон Геращенко заявил, что самолет был сбит ополченцами:
«Только что над Торезом террористами из любезно переданного Путиным зенитно-ракетного комплекса"Бук" был сбит гражданский самолет Куала - Лумпур - Амстердам. Сегодня утром местными патриотами было зафиксировано перемещения этого комплекса со стороны Тореза в Снежное».
В тот же вечер в подтверждение своей версии Антон Геращенко опубликовал фотографию сторонников Нацгвардии в Торезе, которые утверждают, что некие свидетели запечатлели инверсионный след при запуске ракеты.
«Это фото сделано в районе города Торез около 16:20 в направлении Снежного. Это инверсионный след от ракеты, которой был сбит Боинг. Четко идентифицировано место, с которого был сделан пуск ракеты. И мы четко знаем, что район, из которого сделан пуск, контролировался террористической организацией», — сказал позднее журналистам руководитель департамента контрразведки СБУ Виталий Найда.
Однако исходная фотография в «Твиттере» почему-то опубликована 17 июля в 09.23 – на восемь часов раньше катастрофы «Боинга».
свидетель скинул фотку момента пуска ракеты.На горизонте канатная дорога между Лутугина и Цоф #Торез граница #Снежное pic.twitter.com/Z3mBtLjWfa
— Х***ый Торез (@WowihaY) 17 июля 2014
Позднее в социальных сетях развернулась дискуссия по поводу не соответствия погодных условий на снимке густой облачности на месте катастрофы (ее хорошо видно на первых кадрах с поднимающимся столбом дыма в районе Тореза). Не удалось найти подтверждений подлинности фото и журналистам «Би-Би-Си», отыскавшим место предполагаемого запуска – никаких свидетельств работы ЗРК «Бук» так и не обнаружили. Наоборот, местные жители в интервью британским журналистам, а также в беседе с корреспондентами Paris Matсh, говорили, что видели в небе военный самолет, сопровождавший, а затем резко поднявшийся перед пассажирским, после чего они услышали три сильных взрыва и увидели падающие фрагменты «Боинга».
Тем не менее, в СБУ появилась аудиозапись переговоров ополченцев из батальона Игоря Безлера по кличке "Бес" с признанием, что самолет был сбит ополченцами по ошибке. Запись, опубликованная на Youtube, тут же подверглась критике российских специалистов в области звукозаписи. В социальных сетях заметили, что дата создания ролика на Youtube – 16 июля, на день раньше катастрофы. На Youtube также были выложены кадры с перемещением зенитного комплекса «Бук» с двумя отсутствующими ракетами якобы в районе Тореза. Однако Минобороны России заявило, что съемка велась в Красноармейске, подконтрольном украинской армии.
Представители американской разведки заявили Wall Street Journal, что все доказательства в отношении России и ополченцев в рамках расследования катастрофы получены из социальных сетей.
Интересно, что пока в деле присутствует лишь один косвенный свидетель перемещения комплекса «Бук» – директор фирмы "Строймеханизация" из Донецка Василий Тумасов. В начале августа он рассказал литовским и голландским журналистам, что фура, на которой перемещался «Бук», была похищена у него ополченцами. Тумасов рассказал, что белый грузовик Volvo с синей полосой – единственный на территории Донецкой области. Как утверждает предприниматель, 8 июля несколько ополченцев ДНР захватили территорию его автобазы, где в частности находился «Вольво», и выгнали Тумасова и сотрудников фирмы. С тех пор о судьбе грузовика ему ничего не известно.
Наконец, СБУ обнародовала съемку с украинских спутников, которые фиксировали отсутствие украинских комплексов «Бук» в районе Тореза. Впрочем, Минобороны России вновь назвало снимки фотомонтажом и усомнилось в их авторстве.
Российская сторона отрицает возможность передачи ополченцам комплексов «Бук» и сомневается в его применении. Такая вероятность ничтожно мала, заявил начальник войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск ВС России генерал-майор Михаил Круш в интервью изданию «Военно-промышленный курьер».
«Все отверстия от поражающих элементов на обшивке «Боинга» говорят о том, что подрыв боевой части был осуществлен снизу-сбоку. Но наша «буковская» ракета бьет сверху, делая «горку» перед целью. То есть только так, никак иначе», – утверждает Круш.
Одновременно с данными Минобороны России, которые свидетельствуют о наличии на эшелоне 10 тыс. м неизвестного военного самолета в момент катастрофы «Боинга», в пользу удара с воздуха, а не с земли, появились сразу несколько свидетельств иностранных специалистов.
Первым высказался представитель ОБСЕ в регионе, канадский журналист украинского происхождения, пресс-секретарь специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Майкл Бочуркив. Он еще до голландцев оказался на месте трагедии и обратил внимание на характер отверстий в кабине пилота. Как пишет Wall Street Journal, отверстия на обломках напоминают наблюдателям ОБСЕ пулеметную стрельбу (“shrapnel-like, almost machine gun-like holes»). Затем 29 июля в интервью канадскому телеканалу CBC World News Майкл Бочуркив еще раз озвучил свое наблюдение о крупном калибре отверстий.
«Там были две или три части фюзеляжа, которые были действительно изрешечены. Это похоже на пулеметный огонь; крупнокалиберный пулеметный огонь, который оставил необычные отверстия, на других обломках мы их не видели», - сообщил глава международной миссии.
Эти отверстия, по мнению ряда экспертов, похожи на следы от работы двуствольной 30-мм авиапушки. 30 июля бывший пилот немецкой авиакомпании Lufthansa Питер Хайсенко опубликовал статью «Шокирующий анализ расстрела MH17», в которой изложил свою версию: кабину пилотов «Боинга» расстреляли с двух сторон из авиапушки ГШ-30-2 с зажигательными осколочно-фугасными снарядами.
«Факты очевидны, ими невозможно спекулировать: на кабине пилотов видны следы обстрела! Вы можете видеть входящие и выходящие отверстия. Края у некоторых отверстий изогнуты внутрь - это небольшие круглые и аккуратные отверстия, показывающие точки входа снаряда 30-миллиметрового калибра, - пишет Хайсенко. – С другой стороны обломка более крупные и слегка разорванные выходящие отверстия, полученные от снарядов того же калибра. Кроме того, выходящие отверстия разорвали наружную обшивку из двойного слоя алюминия… Заклепки также отогнуты наружу». Хайсенко пояснил, что кабина пилотов усилена двойным слоем алюминия для предотвращения столкновения с птицами.
Вскоре эту версию работы авиапушки подтвердили другие эксперты. Гордон Дафф, ветеран боевых действий во Вьетнаме, полагает, что малайзийский «Боинг» не мог быть сбит ракетой «земля-воздух». По его мнению, причиной внезапной взрывной декомпрессии мог быть либо взрыв бомбы на борту, либо «украинская пушка, установленная на истребителе».
Малазийская газета New Straits Times со ссылкой на независимых судебных криминалистов выдвинула немного другую версию – по мнению аналитиков в Малайзии, самолет сначала мог быть подбит ракетой «воздух-воздух», например Р-60, а затем добит из авиапушки украинским Су-25, о чем свидетельствуют отверстия на корпусе кабины диаметром 30 мм.
На отверстия от снарядов авиапушки указывает и румынский военный летчик, бывший замкомандира военного аэродрома «Отопень» Валентин Василеску. Правда, он склоняется к версии, что «Боинг» догнал и подбил не Су-25, а Миг-29, оборудованный пушкой ГШ-30-1, так как имеет идентичную Су-25 по площади отражающую поверхность.
«Практический потолок высоты, набираемой "MиГ-29" — это 18 013 метров, поэтому высота, на которой двигался малайзийский самолет, 10 300 метров, была им легко достижима», - отметил Василеску в интервью «Правде.ру».
По мнению пилота Василеску, Су-25 не имеет достаточного ускорения, чтобы догнать В-777 и следовать за ним со скоростью 900 км/ч на высоте 10 тыс. м и сохранять при этом скорость движения 200-300 м/с, чтобы атаковать его из бортового орудия. Парк истребителей Украины имеет самолеты «МиГ-29», они базируются на авиабазе Васильков около Киева и в Ивано-Франковске, заключает эксперт. Снаряды ГШ-30-1 проходят насквозь, оставляя следы круглой формы, они не взрываются внутри кабины, не являются разрывными, но могут убить экипаж и произвести разрушение кабины, что и зафиксировано отверстиями с краями наружу. Смерть экипажа и мгновенная разгерметизация кабины вызвали сваливание «Боинга» в пике, и он развалился на высоте около 2 тыс. м., считает Василеску. В воздухе не было пожара и не было взрыва бомбы. По мнению румынского летчика, управлять истребителем мог наемник, в частности, хорошую подготовку демонстрировали польские пилоты «МиГ-29», отмечает эксперт.
Однако немецкий пилот Хайсенко утверждает, что достаточную для атаки на «Боинг» высоту мог набрать и модернизированный штурмовик Су-25 М1 – он способен подниматься на 10 тыс. м и выше. На вооружении ВВС Украины с 2000 года есть 14 самолетов Су-25 М1. Десять из них базируются в 299-й бригаде тактической авиации, в которую вместе с 250 сослуживцами перевелся из Крыма небезызвестный Юлий Мамчур. Он прославился еще в марте обороной базы ВВС в Бельбеке (Севастополь). В апреле этого года Мамчур начал подготовку к переброске личного состава и части авиапарка в Днепропетровск, под начало губернатора Игоря Коломойского. Стоит отметить, что на днях «Киберберкут» перехватил переписку помощников Коломойского в «Фейсбуке», если она окажется подлинной, то подозрения в причастности к катастрофе падают на губернатора Днепропетровской области.
Впрочем, допрашивать украинских военных летчиков или представителей украинских властей пока никто из международных специалистов не планирует. В данный момент в Киеве находится один специалист из Голландии и один представитель следственной группы из Малайзии – они дожидаются момента, когда в районе крушения прекратятся военные действия. Что до обломков «Боинга», то эвакуировать куски фюзеляжа для экспертизы надеются пока только власти Малайзии.
Сразу после падения самолета Евросоюз, долгое время сопротивлявшийся введению жестких секторальных санкций, принял решение присоединиться к ограничительным мерам США против России. С жесткой критикой действий Владимира Путина выступили представители Нидерландов, Великобритании и Австралии. Целый ряд мировых СМИ вышел с недвусмысленными заголовками: «Изгой» (Newsweek, США), «Почему Путин сбил MH17» (Forbes, США), «Это твоя ракета, Путин» (Herald Sun, Австралия) «Путин виновен в их убийстве?» (Bild, Германия), «Жертвы Путина» (Daily Mirror, Великобритания), «Путин убил моего сына» (The Daily Mail, Великобритания). В политической риторике вокруг катастрофы активнее других стран-участников расследования ведут себя голландцы и австралийцы.
Политическая подоплека сопровождает катастрофу с первых минут. Первым среди иностранных политиков о причастности российских властей к трагедии высказался в своем «Твиттере» бывший замгоссекретаря США Строб Тэлботт, верный союзник Билла Клинтона и одна из ключевых фигур во внешней политике Белого дома на восточном направлении со времен распада СССР.
Separatist commander & Kremlin proxy Strelkov reported to have acknowledged shootdown thinking plane was Ukrainian pic.twitter.com/uaWKVlsA7q
— Strobe Talbott (@strobetalbott) 17 июля 2014
Первым из политиков, кто открыто обвинил Путина в катастрофе и призвал ужесточить санкции, была Хиллари Клинтон.
«Я считаю, если раньше кто-то и сомневался, то сейчас сомневающихся просто нет. Президент Российской Федерации Владимир Путин, конечно не самостоятельно, а при помощи сил ополчения в Донецкой народной республике несёт полную ответственность за то, что случилось», — заявила Хилари Клинтон 18 июля.
Политические интриги вокруг «Боинга» подогреваются до сих пор. 17 августа спецслужбы Австралии заявили, что телефон министра иностранных дел Джули Бишоп, наиболее резко критиковавшей Владимира Путина в связи с катастрофой «Боинга», прослушивался в течение двух недель, пока она находилась с визитами на Украине, в США и Голландии. Кто именно организовал «прослушку», спецслужбы уже знают, но пока не говорят, пишет Herald Sun, отметив, что все серьезные переговоры остались недоступны для шпионов – премьер вела их по шифрованным каналам.
Несмотря на активную пропаганду в западных СМИ, среди американских политиков и журналистов есть противники общей линии критики российских властей. В искусственном раздувании конфликта и причастности украинских военных к катастрофе «Боинга» уверен бывший политический обозреватель Associated Press Роберт Пэрри. 3 августа он опубликовал независимый доклад со ссылкой на свои источники в американской разведке – сведения о причинах катастрофы сознательно искажаются в пользу украинской стороны, тогда как никаких доказательств виновности России в этом деле нет.
«Рабочая версия разведывательных аналитиков сводится к тому, что украинские военные использовали «Бук» и военные самолеты для охоты за российским воздушным судном, возможно, за самолетом президента России Владимира Путина на обратном пути из Южной Америки», - сказал источник Пэрри в разведке.
Источник добавил, что анализ американской разведки не вовлек в этот скандал высшее руководство страны, например, президента Петра Порошенко или премьер-министра Арсения Яценюка. Пэрри пишет, что нападение, возможно, было организовано некими экстремистскими группами или кем-то из украинских олигархов, предпочитающих агрессивный подход к ведению войны против этнических русских на востоке Украины.
Версии о заговоре придерживается и бывший американский сенатор-республиканец Рон Пол, он тоже обратил внимание на отсутствие веских доказательств у американской разведки. Американские власти «знают намного больше, чем говорят», и, «вероятно, скрывают правду», утверждает Пол в своей статье на сайте Voices of Liberty. По мнению политика, большая часть этой информации не будет обнародована.
«От американской разведки мы услышали лишь то, что у нее нет доказательств причастности России. Тем не менее, машине военной пропаганды удалось убедить американцев, что во всем виновата Россия», - пишет бывший сенатор.
Расследование уголовного дела о катастрофе «Боинга» ведется под контролем Евроюста с участием Интерпола. К материалам допущены представители 12 стран, пассажиры которых стали жертвами катастрофы, а также власти Украины. На минувшей неделе стало известно, что участники расследования подписали соглашение, по которому разглашать информацию о ходе следствия будут только с согласия всех заинтересованных сторон.
Голландская пресса со ссылкой на своих авиационных экспертов пишет, что виновники катастрофы могут быть объявлены властями лишь через несколько лет, как это было в случае со взорванным над Локерби американским «Боингом» в 1988 году, причины падения которого стали известны только через три года. Итальянские летчики на авиафорумах еще менее оптимистичны. Они сравнивают историю «Боинга» Малайзийских авиалиний со сбитым в 1980 году пассажирским самолетом Itavia над островом Устика в Средиземном море, в катастрофе погиб 81 человек. Тогда французские истребители якобы перепутали пассажирский DC-9 с аналогичным самолетом, на котором параллельным курсом летел ливийский лидер Муаммар Каддафи.
Понадобилось тридцать лет, чтобы Верховный кассационный суд Италии признал, что в деле имелось достаточно доказательств в пользу версии о ракете «воздух-воздух», выпущенной с самолета французских ВВС. Официально причина катастрофы не установлена до сих пор, а 12 человек, имевших отношение к расследованию, по данным СМИ, скончались при невыясненных обстоятельствах.