Павел Лузин
Для латиноамериканских стран, имеющих хороший совокупный экономический и интеллектуальный потенциал, космическая деятельность сравнительно недавно стала одним из приоритетов развития. Однако Россия плохо представляет, что действительно она может предложить государствам Латинской Америки в космической сфере. С другой стороны, те страны региона, которые развивают свою космическую деятельность, не понимают, как сотрудничество с Россией можно использовать наилучшим образом.
ПРЕМИУМ
17 июня 2015 | 20:32

Производство спутников как платформа сотрудничества России со странами ЛА

Произошедший 16 мая неудачный запуск мексиканского спутника «MexSat-1» на российской ракете-носителе «Протон» ставит вопрос о перспективах сотрудничества в космосе между Россией и государствами Латинской Америки.

Для латиноамериканских стран, имеющих хороший совокупный экономический и интеллектуальный потенциал, космическая деятельность сравнительно недавно стала одним из приоритетов развития. В этом их отличие от стран Восточной и Юго-Восточной Азии, где идет жесткая конкурентная борьба между местными производителями, американскими и европейскими аэрокосмическими компаниями. Отсюда понятен политический интерес Москвы именно к Латинской Америке – здесь открываются возможности общего укрепления отношений, совместного освоения космоса и получения заказов для российской космической отрасли.

Однако Россия плохо представляет, что действительно она может предложить государствам Латинской Америки в космической сфере. С другой стороны, те страны региона, которые развивают свою космическую деятельность, не понимают, как сотрудничество с Россией можно использовать наилучшим образом.

Москва считает разумным предлагать странам Латинской Америки лишь то, что длительное время пользуется спросом у других игроков – это пусковые услуги и кооперация в этой области. Преобладает консервативный подход: Россия не готова рисковать и ищет от сотрудничества только краткосрочные внешнеполитические и финансовые дивиденды.

Сегодня на орбите Земли летает 12 латиноамериканских спутников, запущенных Россией. Они принадлежат частным компаниям или государственным ведомствам Аргентины, Перу и Уругвая, либо эксплуатируются в рамках международных консорциумов с их участием. «MexSat-1» должен был стать тринадцатым. Вместе с тем, все страны Латинской Америки имеют на орбите 37 спутников, среди которых есть аппараты, произведенные как самими этими странами, так и компаниями из других стран, а также эксплуатирующиеся совместно с США, Японией и Китаем.

Россия принимает участие в создании наземной инфраструктуры для создаваемой бразильской ракеты-носителя «VLS-1». К тому же в декабре 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин выступил с предложением о размещении в водах Бразилии международной плавучей пусковой платформы «Sea Launch», на 95% принадлежащей российской стороне. Однако финансовые проблемы этого проекта – компания в последние годы генерирует убыток – дополнились еще и проблемами политическими, поскольку в рамках проекта используется украинская ракета-носитель «Зенит».

Конкуренция на мировом рынке пусковых услуг растет, а сам этот рынок занимает лишь малую часть общего объема космических товаров и услуг. Так, в 2014 году в мире было произведено 92 космических запуска, из которых 23 старта были коммерческими и принесли выручку в 2,36 млрд долларов. Достаточно сравнить это с более чем 320 млрд долларов всего мирового космического рынка, чтобы оценить реальное положение дел. К этому можно добавить, что свои ракеты для космических запусков сегодня предлагают не только США и ЕС, но также Китай, Индия, Япония, а в обозримой перспективе к ним присоединятся Южная Корея и Бразилия. Для действительно устойчивого сотрудничества со странами Латинской Америки России надо предложить им нечто более перспективное.

Сами латиноамериканские игроки заинтересованы в спутниках различного назначения, а также в участии в космических исследованиях. Они производят собственные космические аппараты, покупают их за рубежом, их компании и исследовательские центры налаживают международную производственную кооперацию в этой сфере. Здесь есть место для новых игроков – Китай поставил два спутника Венесуэле, один спутник Боливии, а еще один произведенный им спутник эксплуатирует совместно с Бразилией.

Россия экспортирует космические аппараты в Иран (2005), Белоруссию (2011), Израиль (2011), Казахстан (2011), Египет (2014) и Южную Африку (2014). Однако это были единичные поставки. Аналогичные сделки возможны и со странами Латинской Америки, однако без совместной долгосрочной космической деятельности они будут иметь ограниченный коммерческий эффект.

Сами же государства региона имеют смутное представление о том, что могло бы стать предметом космического сотрудничества с Россией и именно за Москвой должна быть инициатива. Российская космическая программа на 2016–2025 гг. должна в части фундаментальных исследований космоса быть ориентированной на привлечение зарубежных партнеров и, главное, осуществляться в четком соответствии с заявленными планами. Именно этот раздел в космической программе на 2006–2015 гг. оказался провальным, а проекты, где участвовали другие страны, за исключением обсерватории «Радиоастрон», не были реализованы.

Просматривается направление, где космическое долгосрочное сотрудничество между Россией и странами Латинской Америки может принести как научный, так и экономический и политический результаты. Это кооперация университетов и научных центров. Из упомянутых выше 37 латиноамериканских спутников 12 аппаратов используется в научно-исследовательских целях, из которых 2 приобретены в Китае, 2 произведены местными научными центрами совместно с другими странами, а еще 8 созданы самостоятельно в научных институтах и университетах.

В настоящее время на рынке коммерческих спутников доминируют и жестко конкурируют между собой европейские и американские производители. В этот сегмент пытаются пробиться японские и китайские их конкуренты. Отдельные компании в других странах, включая Латинскую Америку, также пытаются производить такие аппараты, но выпускают их для внутреннего рынка и зачастую используют в них европейские и американские комплектующие.

Другая картина - в сегменте исследовательских спутников и спутников, создаваемых для отработки и развития отдельных технологических решений. Там преобладают университеты и научные центры, и открываются широкие возможности для гибкой, взаимовыгодной и равноправной двухсторонней и многосторонней кооперации. Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили и другие страны Латинской Америки, ведущие космическую деятельность, заинтересованы именно в таком виде сотрудничества, поскольку оно в долгосрочной перспективе способствует их интеллектуальному и экономическому развитию. Это в высшей степени актуально для России, обладающей широкой сетью университетов и институтов Академии Наук, вовлеченных в космическую деятельность и способных стать базой для сотрудничества в этой сфере с латиноамериканскими университетами и компаниями.

Космос всегда сопряжен с риском, более того – для успешной космической деятельности рисковать необходимо.

Авария при запуске «MexSat-1» воспринимается болезненно, оттого что риски представлялись минимальными, но минимальным был и взаимный интерес к сотрудничеству.

России необходимо изменить свой подход к космическому сотрудничеству и его цели, сделав акцент на получении новых знаний и решении новых технических задач. Для латиноамериканских стран это представляет серьезный интерес.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

3 сентября 2014 | 15:39

Причины и следствия в гражданском конфликте на Украине

Проект европейской Украины теоретически не противоречит прозрачным границам с Россией, однако проект националистической, антироссийской Украины противоречит не только границам, но и существованию Украины.

20 июля 2016 | 18:42

Как Россия должна вести дела с НАТО после Варшавского саммита

Ключевым для Варшавского саммита стала декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО, в которой намечается углубление практического взаимодействия между двумя организациями. Тем самым де-факто закрепляется исключение России из системы европейской безопасности, строительство этой системы на блоковой основе и закрепление схемы «НАТО – буферные страны – Россия». Исключение России из системы европейской безопасности будет иметь большие долгосрочные последствия.

10 марта 2016 | 23:08

Ереван - важный стратегический союзник России в Закавказье и на постсоветском пространстве

Несмотря на особый характер отношений Анкары и Баку, Россия стремится проводить сбалансированную политику в отношении Азербайджана. Далеко не всем в Ереване это нравится. Но этот курс уже доказал свою эффективность. Если бы Москва испортила отношения с Баку, то после ухудшения российско-турецких отношений в придачу к сирийскому "пакету" она получила бы немалые проблемы на Кавказе.

12 ноября 2015 | 18:04

Кто выиграл «холодную войну»? Россия не была проигравшей, считает бывший посол США в СССР

И проблем сегодня гораздо меньше, и они значительно менее опасны, чем те, которые нам приходилось решать в период «холодной войны». Однако неспособность оценить, как закончилась «холодная война», оказала огромное влияние на взгляды России и Запада. И эта неспособность объясняет то, что происходит сейчас.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова