Сергей Маркедонов
В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».
ПРЕМИУМ
2 декабря 2015 | 20:00

Проблема признания отделившихся регионов Грузии: Опасное слово "федерализм"

Рано или поздно это должно было случиться. В любом многосоставном обществе, а тем более пережившем серьезный этнополитический конфликт, практически неизбежно возникает рефлексия по поводу «цены вопроса» при удержании в своем составе проблемного региона…

Так, с самого начала первой чеченской антисепаратистской кампании в России перспектива возможного отделения Чечни стала одной из наиболее острых дискуссионных тем. И сегодня совершенно с разных позиций за размежевание с «мятежной республикой» (и даже со всем Северным Кавказом) выступают и некоторые публицисты либеральной направленности, и поборники «русского порядка» и «России для русских». И хотя эти взгляды не подхвачены ни одной из системных политических партий, а украинский кризис отодвинул северокавказскую повестку на второй план, вопрос в латентном виде существует. И нельзя стопроцентно исключать возможность новой актуализации идеи «Хватит кормить Кавказ!».

В отличие от России в Сербии есть политическая сила, которая выступает за скорейшее признание Косово, представляющееся ей неизбежным шагом и важным этапом на пути в Европейский Союз. Это - Либерально-демократическая партия, основанная в 2005 году Чедомиром Йовановичем (в 2012 году на ее базе была создана коалиция «Поворот»). В ходе президентской кампании Йованович получил чуть больше пяти процентов и занял шестое место. В Израиле на левом фланге существуют определенные настроения в пользу того, чтобы покончить с наследием «холодной войны» и прийти к миру с палестинцами даже посредством разделения Иерусалима на западную (еврейскую) и восточную (арабскую часть), ликвидации еврейских поселений на оккупированных территориях. Такую цену за мир готовы платить защитники подобных взглядов.

На этом фоне Грузия, пережившая два этнополитических конфликта и процесс частичной международной легитимации ее бывших автономий, выглядит скромнее. Признание территориальной целостности страны (в составе которой Абхазия и Южная Осетия выглядят как неотъемлемые части) является пунктом консенсуса между всеми политическими силами вне зависимости от отношения их лидеров друг к другу. И даже те, кто находится вне мейнстрима и готов отказаться от стратегического выбора в пользу НАТО ради участия в евразийской интеграции и сотрудничества с Россией, не выходят за рамки «восстановительного» дискурса. Тут стоит оговориться. В кулуарах или в перерывах между сессиями научных и практических конференций грузинские политологи и правозащитники говорили о гипотетической возможности «развода» с абхазами и осетинами. Но публично этот тезис никто не продвигал.

В 2011 году для грузинского политического и экспертного сообщества своеобразным «холодным душем» стало интервью известного кавказоведа Мамуки Арешидзе изданию «Резонанси», в котором тот заявил, что при определенном наборе условий признание независимости Абхазии Грузией (!) возможно. Затем идею эксперта поддержал экс-президент кавказской республики Эдуард Шеварднадзе. В интервью газете «Асавал-дасавали» «белый лис» назвал мнение Арешидзе «разумным». Эти два выступления вызвали девятый вал публикаций и выступлений и в Грузии, и в Абхазии. В первом случае доминирующим словом в оценке выступлений Арешидзе и Шеварднадзе было «предательство», а во втором - «опоздание». Инициатива эксперта и бывшего «хозяина Грузии» в Сухуми была расценена, как бег за безнадежно ушедшим поездом.

Хотя, если внимательно приглядеться к инициативе Арешидзе, то она предлагала не простое согласие на «развод», то есть сецессию бывшей Абхазской АССР, а поиск условий, при которых Тбилиси мог бы согласиться на такой сценарий. Среди них были прямые грузино-абхазские переговоры без третьих сторон, вывод российских войск с территории Абхазии и возвращение этнических грузин, покинувших бывшую автономию. В данной публикации мы не будем обсуждать, насколько реалистичными были эти предложения. Согласимся со словами тбилисского журналиста Тенгиза Аблотия, написавшего тогда, что впервые с 1989 года «было произнесено слово признание». Хотя оно и было обставлено контекстами, вне которых корректное обсуждение инициативы невозможно.

В конце ноября 2015 года к абхазской теме и «цене вопроса» грузинской территориальной целостности обратился другой яркий представитель грузинского экспертного и правозащитного сообщества Паата Закареишвили, один из немногих, кто долгие годы на регулярной основе участвовал в проектах, посвященных примирению двух кавказских народов. Он неоднократно бывал в Абхазии и в Южной Осетии, изучал внутреннюю (а не только геополитическую!) динамику в этих образованиях. Но все это в прошлом. Уже несколько лет этот эксперт находится на государственной службе. Закареишвили занимает пост министра по примирению и гражданскому равноправию. Собственно говоря, именно он был инициатором его ребрэндинга, ранее оно называлось министерством по вопросам реинтеграции. С какими же идеями выступил Закареишвили? В отличие от Арешидзе и Шеварднадзе он не произносил опасное слово «признание». И в устах министра это было бы, как минимум, странно.

Однако в ходе выступления в парламенте, он поднял тему федерализации Грузии. Оговорившись при этом, что не правительственная инициатива и не предложение кабинета министров, а его личная позиция. При этом Закареишвили не скупился на критические оценки по отношению к собственной внутриполитической повестке дня:

«Я думаю, что это проблема грузинского общества, что оно не готово к таким дискуссиям. К примеру, в свое время премьер-министр сказал очень интересную фразу о самоопределении народов и общественность это пропустила. Достаточно задумать, скажем, поезду в Кутаиси, то сразу начинаешь думать, на чем отправится – на телеге, маршрутке или самолете. То есть, возвращения Абхазии желают все, однако как это сделать, каким путем, какими средствами – об этом обсуждения нет. В 2004 году по моей и моих друзей инициативе была опубликована очень интересная концепция федерализации. Моя личная позиция, как специалиста в этой сфере, заключается в том, что в Грузии самой хорошей, эффективной формой улаживания конфликтов является ее федеративное устройство, основанное на асимметричном регионализме, т.е. у разных регионов различный статус, в частности, у Абхазии – особый статус».

Однако наиболее важным в системе рассуждений министра из экспертов было признание того факта, что Абхазия в постсоветский период фактически не находилась в составе Грузинского государства. Данный тезис нельзя рассматривать, как какое-то политологическое открытие. Об этом писали не только российские специалисты (что могло бы быть сочтено, как предвзятая позиция), но и американские авторы. Так, в своем исследовании (опубликованном в октябре 2010 года в известном журнале «Washington Quarterly») Линкольн Митчелл и Александр Кули делали вывод о том, что потеря Абхазии случилась не в 2008 году, а гораздо раньше:

«Постсоветская Грузия никогда в действительности не осуществляла реального контроля над Абхазией, за исключением нескольких месяцев в начале 1990-х годов. Таким образом, в то время, как Грузия может рассматривать себя в качестве законного правителя Абхазии, взгляд Сухуми на этот вопрос сильно отличается».

Но одно дело - размышления политологов, а совсем другое - признание из уст государственного министра, ответственного за «собирание земель». Вот что сказал Закареишвили по данному вопросу:

«Абхазия в составе независимой Грузии не была, и единственный опыт нахождения в одном государстве — это Советский Союз, другого опыта у нас нет. Что было при царе Давиде Строителе, я не знаю».

Добавим к этому, что в средневековый период лояльность строилась не посредством националистического дискурса, а на основе подданства.

Между тем, именно эта оценка грузинского министра вызвала критику со стороны даже его соратников по коалиции.

«Если Абхазия не была составной частью Грузии, почему тогда мы воевали в Абхазии? Я знаю, что с нами воевал сепаратистский режим и Россия, чтобы юрисдикция Грузии не распространялась на территорию Абхазии»,- заявила депутат от «Грузинской мечты» Ани Миротадзе.

Не менее категоричной была в своих оценках и вице-спикер парламента Грузии Манана Кобахидзе:

«Я очень негативно настроена к заявлениям подобного рода. Это содержит угрозу, так как не ясно, что подразумеваем».

Впрочем, в словах Закареишвили можно при желании найти четкость и ясность. Если принять за основу тезис о том, что выход для сохранения единства страны госминистр видит в отказе от приватизации национального суверенитета центром. Он - за его распределение между центром и регионами. В особенности между такими, которые в условиях новой, а не советской государственности, были не интегрированы в состав «материнского» образования.

Можно найти добрую сотню аргументов в пользу тезиса о том, что инициативы Закареишвили опоздали примерно на четверть века. Если бы грузинский политический класс в начале 1990-х годов думал бы не об унификации политико-правового пространства и не о возврате в «золотой век» первой республики (1918-1921), то сегодня, возможно, в качестве истории успеха обсуждалась бы не татарстанская, а абхазская или югоосетинская модель. Понятно и то, что в нынешних обстоятельствах министр не может выйти за отведенные ему политические рамки парадигмы территориальной целостности (иначе самое время - уходить в отставку). Но, на наш взгляд, намного важнее тот политический контекст, в котором были высказаны позиции Закареишвили.

По справедливому замечанию известного российского исследователя федералистских практик Андрея Захарова, «в бывшем СССР федерализм не востребован даже там, где польза в нем была бы несомненная (Грузия, Молдавия, Украина). Отсюда вопрос: почему постсоветские элиты не освоили федерализм? Объяснение – советская традиция: суверенитет нельзя разделить или передать – это просто невозможно. Его неделимость – основа советского конституционного права. В итоге - страдают меньшинства: и хотелось бы поделиться с ними, да нельзя». Вторит ему бельгийский политолог Бруно Коппитерс (один из участников экспертной команды Хайди Тальявини, подготовившей доклад о «пятидневной войне» 2008 года и ее предпосылках). С его точки зрения, отказ от федерализации для новых независимых государств постсоветского пространства, «представляется той последней соломинкой, за которую они хватаются во имя своего выживания».

В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» (Грузия тут совсем не исключение) толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала.

Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Дьявольская разница! Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».

Как бы то ни было, а инициатива Закареишвили (со всеми ее особенностями) открывает путь к более взвешенному и прагматическому обсуждению грузино-абхазских противоречий внутри Грузии. В 2011 году Эдуард Шеварднадзе, один из тех, кто несет прямую ответственность за эскалацию конфликта с абхазами в 1992 году, справедливо (хотя и запоздало!) заметил:

«Абхазия уже никогда не станет обычным регионом Грузии».

Добавим к этому: она не станет таковым, даже если российские войска завтра уберутся с абхазской территории, так как проблема не столько во вмешательстве северного соседа, сколько в неготовности этнических абхазов (а также представителей других общин республики, армянской, русской) считать себя гражданами Грузии.

 

Впервые опубликовано на сайте Центра политических технологий Политком.ru

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

15 ноября 2016 | 19:15

Трамп анонсировал перемены в американской политике в Сирии

Спустя несколько дней после завершения президентской гонки Дональд Трамп дал первое интервью в качестве избранного главы государства для СМИ на телеканале CBS, в котором озвучил планы по реализации своих предвыборных обещаний. Во внешней политике он выразил готовность направить все силы на борьбу с ИГИЛ, сняв с повестки дня вопрос президентства сирийского лидера Башара Асада. Вероятно, после таких заявлений Москве придется корректировать свою переговорную стратегию.

3 сентября 2015 | 16:00

Ближневосточное досье: российско-арабские отношения в августе 2015

Российско-египетские отношения переживают период подъема – взаимодействие по целому ряду направлений заметно активизировалось с приходом к власти Сиси. Однако не следует рассматривать достигнутые успехи как «возвращение Москвой Египта» или «потерю Каира Вашингтоном». Египетское руководство не выбирает между Россией и США, оно сотрудничает со всеми, кто может быть полезным для восстановления страны сегодня.

2 августа 2014 | 16:32

Малайзию интересуют результаты расследования, а не политические проблемы Украины

Реакция Малайзии на катастрофу Боинга под Донецком сдержанная и преследует прагматические цели - идентификация и возвращение тел погибших на родину, а также проведение тщательного расследования. Израильская операция «Нерушимая скала» и гибель населения Газы беспокоит малазийцев гораздо больше, чем политический контекст крушения лайнера.

23 декабря 2016 | 17:16

Конференция по проблемам прогнозирования международных процессов

22 декабря в МГИМО состоялась научно-практическая конференция по проблемам прогнозирования международных процессов «Международная неопределенность: угрозы и возможности». В рамках мероприятия выступили эксперты, которые поделились практикой стратегического прогнозирования на основе успешных кейсов, а также прошла презентация доклада «Международные угрозы 2017».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова