Денис Мосюков
Прошедший год мог придать импульс нормализации связей России с Прибалтикой, но стал поистине периодом упущенных возможностей. Литва, Латвия и Эстония не заинтересованы в разморозке отношений с Москвой, поскольку паразитирование на конфликте между Россией и Западом приносит им гораздо большую выгоду сегодня и сейчас.
ПРЕМИУМ
14 января 2015 | 17:50

Прибалтийский синдром: региональные итоги года 2014

В течение последних двенадцати месяцев аналитики агентства «Внешняя политика» внимательно отслеживали события и тенденции в Прибалтике – регионе непосредственного соприкосновения России и НАТО, где влияние Москвы столь же велико, сколь живучи антироссийские фобии политической элиты. В 2014 году порочный круг замкнул кризис на Украине, который отбросил сотрудничество с Прибалтикой к отметке «августовской войны» в Грузии 2008 года. Прохладно‒недоверчивая тональность в российской политике трёх республик сменилась откровенно антагонистическим мышлением в логике игры с нулевой суммой.

Конструктивные начинания пали жертвами политической целесообразности.

Подписанный в Москве 18 февраля Договор о границе между Россией и Эстонией – которого, к слову, ждали почти десять лет – до сих пор не ратифицирован, а сам процесс отныне увязан с «ледниковым периодом» между Россией и ЕС. Мощным раздражителем стало крушение рейса «Malaysia Airlines» над Украиной в июле, виновником которого де-факто был назван Кремль. «Точка невозврата» в отношениях Прибалтики с Россией в рамках украинского сюжета была пройдена.

Задержание в сентябре 2014 года на границе с Псковской областью сотрудника Полиции безопасности Эстонии (КАПО) Эстона Кохвера лишь усугубило антироссийский настрой прибалтов. Инцидент был расценен как прямое подтверждение военной угрозы со стороны восточного соседа. Как следствие, не состоялся «исторический» ответный визит главы МИД России Сергея Лаврова в Таллин, который мог положить начало прагматичному этапу в отношениях с балтийскими странами. Вместо этого контакты с Россией были урезаны до «необходимого минимума», политический обмен сведён к уколам прибалтов и ответным отповедям Москвы. Наполнение сколь-нибудь конструктивной повестки дня в такой ситуации невозможно. Инициатива по «разморозке» остаётся за лидерами трёх республик.

Прибалтийские столицы активно подключились к информационной войне, сопровождавшей боевые действия на Украине. На передовую вышли президенты Литвы и Эстонии Даля Грибаускайте и Тоомас Ильвес, усилиями которых алармистские импульсы проникали в западные СМИ. Чего стоит заявление литовского лидера, которая с лёгкой руки окрестила Россию «террористическим государством». В общеевропейском спазме, запущенном гражданской войной на Украине, Прибалтика позиционирует себя важным посредником на информационном фронте.

При этом имеются неоспоримые свидетельства, что в правительствах трёх стран по меньшей мере располагали альтернативными толкованиями происходящего. Однако, как отмечало агентство «Внешняя политика», нагнетание антироссийской истерии имело целью добиться от НАТО максимальных гарантий безопасности.

В условиях острейшего кризиса доверия между Россией и европейскими партнерами официальные Таллин, Рига и Вильнюс полагаются не на договоры, а на обогащение региона натовским военным потенциалом.

Эстонские власти регулярно сигнализируют о готовности ратифицировать договор с Россией, но готовы подождать еще десять лет ради создания в регионе постоянной базы Альянса.

Как и предсказывали эксперты агентства накануне саммита НАТО в Уэльсе, Россия не была включена в список потенциальных целей ЕвроПРО, однако упорство прибалтов принесло плоды. В регионе прошло рекордное число учений союзников, размещены на очерёдной основе подразделения НАТО, включая морские и воздушные силы. Прибалтам удалось отчасти убедить Брюссель в существовании дефицита безопасности на восточном порубежье альянса и добиться от них обещания создать к 2018 году силы быстрого реагирования, хоть и без постоянной дислокации в регионе.

Параллельно с этим раскручивалась спираль взаимных санкций. Как и прогнозировали эксперты «Внешней политики», российский запрет на ввоз сельхозпродукции из ЕС замедлил темпы роста прибалтийских экономик, но массовых банкротств аграриев пока не наблюдается. Стабилизирующую роль здесь играет субсидирование по линии Евросоюза. В правительстве трёх республик оправданно полагают, что даже при негативном сценарии Брюссель не даст утонуть молодым экономикам. Отрезвление возможно в том случае, если ставка прибалтов на освоение азиатских рынков себя не оправдает. Пока переговоры Эстонии с Китаем о поставках сухого молока результата не дали. Республики остро конкурируют за нового потребителя.

Их соперничество проявляется не только в экономике. Рига, Таллин и Вильнюс ревниво следят за политическими успехами соседей. Бесспорным лидером в ушедшем году стал президент Эстонии Тоомас Ильвес, который грамотно дозировал антироссийские филиппики, не переступая ту границу, после которой его – как Далю Грибаускайте – перестали бы воспринимать всерьёз даже союзники. Именно Таллин удостоился чести принимать в сентябре президента США Барака Обаму. Безопасность американского лидера в течение одних суток обошлась Эстонии в полтора миллиона евро – такова цена престижа и признания.

Россия продолжает терять ресурсы для обеспечения энергетических интересов в прибалтийском регионе. Евросоюз взял курс на избавление от российской «энергетической угрозы» любой ценой. В этом фарватере действуют прибалты, доказавшие готовность переплачивать за политически благонадёжные энергоносители. Так, 3 декабря прошлого года состоялся запуск терминала СПГ в Клайпеде (Литва) вместимостью около 1 млрд кубометров. Объект уже законтрактован норвежской «Статойл». Ранее, в ноябре, Эстония и Финляндия договорились о строительстве регионального терминала СПГ и газопровода «Балтикконнектор» по дну Балтийского моря. Кризис на Украине дал Брюсселю карт-бланш на продавливание «Третьего энергопакета». Российские компании теряют контроль над региональной инфраструктурой и испытывают растущее ценовое давление, поскольку больше не являются незаменимыми.

Прошедший год мог придать импульс нормализации связей России с Прибалтикой, но стал поистине периодом упущенных возможностей.

Литва, Латвия и Эстония не заинтересованы в разморозке отношений с Москвой, поскольку паразитирование на конфликте между Россией и Западом приносит им гораздо большую выгоду сегодня и сейчас.

Экономические потери пока удаётся возмещать за счёт европейских партнёров. В этой ситуации реакция России сводится к выжиданию и минимизации ущерба.

Путь к разрядке с прибалтийским блоком лежит через Вашингтон, Берлин и Париж. Три республики расчётливо отдали защиту жизненных интересов на аутсорсинг, тональность их отношений с Россией жестко управляема. Возможностей напрямую побороть синдром приобретённого дефицита доверия в отношениях с прибалтами с каждым рецидивом у России остаётся все меньше.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Стратегический обзор»

27 марта 2015 | 23:00

Дайджест внешней политики США за неделю (21-26 марта)

США продолжают наблюдать за ситуацией в Афганистане, на Ближнем Востоке и на Украине. Основными событиями на этих направлениях стали визит афганского президента Ашрафа Гани и премьер-министра Абдуллы Абдуллы в Вашингтон и достижение по итогам переговоров с ними договоренностей о пребывании американских вооруженных сил в стран.

13 мая 2015 | 23:00

Россия получила шанс превратить Турцию в союзника

Правящий режим в Анкаре эволюционировал. Многие силы, которые недружественно настроены по отношению к России, оказались в оппозиции к Эрдогану. Россия собирается использовать этот шанс и выстраивать с Турцией новое взаимодействие, которое будет касаться не только экономики, но и региональной стратегии.

27 мая 2015 | 23:00

Россия ужесточает позицию по украинскому долгу

Решения Верховной Рады о моратории на возвращение кредитов достаточно для того, чтобы потребовать досрочного взыскания этих долгов. Москва имела право потребовать выплаты долга уже тогда, когда отношение украинского госдолга к ВВП превысило 60%. Украинский уже госдолг перевалил отметку в 1,5 триллиона гривен и таким образом превысил 100% ВВП страны.

6 июля 2017 | 11:59

Возможности и риски программы «Модернизация общественного сознания» в Казахстане

В начале года в Казахстане анонсирована масштабная программа реформ «Модернизация 3.0». Астана планирует в короткий срок осуществить переход от сырьевой экономики к новому технологическому укладу. Для содействия экономической реформе власти поставили вопрос о необходимости «модернизации общественного сознания». За винтажным названием, в котором слышатся отголоски социалистических лозунгов, кроется программа по формированию личности нового типа.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова