19 июня в клубе «Валдай» состоялась экспертная дискуссия о тенденциях в сфере военно-политического союзничества, в ходе которой прошла презентация доклада «Союзники России и геополитический фронтир в Евразии».
Спикерами мероприятия выступили программный директор Фонда клуба «Валдай», руководитель агентства «Внешняя политика», доцент МГИМО МИД России Андрей Сушенцов, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, директор по исследованиям агентства «Внешняя политика» Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, старший научный сотрудник Института философии НАН Белоруссии (Минск) Алексей Дзермант (по скайпу).
Модератором дискуссии выступил программный директор Фонда клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв.
В центре дискуссии стоял вопрос о том, насколько эффективно политика России на обширном пограничье (фронтире) с другими центрами силы обеспечивает её геополитические интересы. По мнению авторов записки, в первые десятилетия XXI века Россия успешно осваивает новую для себя геополитическую нишу. Она не пытается включить в свой состав или в жёсткую сферу влияния лимитрофные территории и склонна принять как данность их идентификационную текучесть. Система союзов, создаваемых Россией, не предполагает долговременной политической и военной вовлечённости за пределами её границ, допуская лишь точечное присутствие в наиболее важных для неё регионах.
Андрей Сушенцов отметил, что для западного геополитического фронтира России характерна высокая неопределённость и напряжённость. У относящихся к нему стран есть два пути: нагнетать эту напряжённость, представляя своё положение более «угрожающим», чем оно есть на самом деле, или сглаживать её. Первый путь избран прибалтийскими государствами, которые внесли решающий вклад в секьюритизацию балтийской повестки дня в последние годы.
По словам Сушенцова, это резко контрастирует с ситуацией на российско-китайском пограничье, где геополитический фронтир отсутствует. Причина данной ситуации, по мнению эксперта , в том, что Москва и Пекин строят свои отношения на принципах равенства, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела и учёта интересов друг друга.
С этой точкой зрения согласился Василий Кашин, отметивший, что идеальный образ будущего российской внешней политики – это то, чего Москва могла бы достигнуть в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если Россия выйдет на мирный договор с Японией, то в Азии она станет полной противоположностью тому, что представляет в Европе. Этот идеал было бы хорошо распространить на все направления российской внешней политики, что на практике вряд ли возможно. Основной вопрос в проблемных регионах – может ли Россия стабилизировать свои отношения с оппонентами или они будут развиваться по логике борьбы, считает Кашин.
Соавтор записки Николай Силаев подчеркнул в своём выступлении, что коалиции ad hoc – это устойчивая тенденция, воспроизводящая другие тенденции современного мира. Россия, считает Силаев, стремится поддерживать в каждом регионе такой баланс сил между региональными игроками, который соответствовал бы текущим целям её политики.
Алексей Дзермант, участвовавший в дискуссии по видеомосту, выразил озабоченность по поводу подхода, не предполагающего вступления России в постоянные союзы. Он указал на то, что в условиях жёсткого нагнетания риторики со стороны НАТО военно-политический союз России и Белоруссии – единственный шанс сдержать эскалацию. Между тем, как отмечают авторы записки, российское военное строительство последних лет показывает, что регион, включающий в себя Калининградскую область, Белоруссию, страны Прибалтики и Польшу, российское руководство не рассматривает как наиболее уязвимый, поэтому традиционная для Минска политика извлечения политических и иных преимуществ из противостояния между Россией и Западом на постсоветском пространстве периодически даёт сбои.
Один из вопросов, заданных в ходе дискуссии, касался того, могут ли у России возникать не ситуационные союзники, а те, с кем мы разделяем экзистенциальную угрозу. В качестве такого потенциального союзника был назван Иран. Василий Кашин отметил, что попытки сближения с Ираном поставят под угрозу отношения с Израилем, которые ценны России, а также могут вызвать озабоченность в Таджикистане, отношения которого с Тегераном в последнее время характеризуются определённой напряжённостью.
Особый интерес аудитории вызвали концептуальные основы политики России на Ближнем Востоке. Говоря об отличии между современной Россией и СССР в подходах к выстраиванию союзов, Николай Силаев указал на то, что у последнего на Ближнем Востоке были чёткие союзники и чёткие враги, чего нельзя сказать о России. Как известно, Россия поддерживает тесные отношения с ведущими игроками региона, не вступая в обязывающие союзы. Даже дружественные российско-сирийские отношения, имеющие многолетнюю историю, не предполагают юридических обязательств друг перед другом, предписывающих им вступать в войну в случае агрессии третьей стороны в отношении союзника.
Видеозапись презентации:
В условиях фактически уже начавшейся предвыборной кампании демократы попытаются привлечь на свою сторону кубинских мигрантов, которые нередко голосуют, в отличие от прочих испаноязычных граждан, за республиканцев. Это стало особенно актуальным в свете недавнего заявления Джеба Буша, бывшего губернатора Флориды, где проживает большая часть кубинских мигрантов, о готовности побороться за президентское кресло.
В основе активной региональной политики Катара в регионе лежит создание гибких союзов с основными соперниками Саудовской Аравии, а также ставка на поддержку со стороны США в противовес Королевству как традиционному союзнику Вашингтона.
Основные новости внешней политики США прошедшей были связаны с достигнутой договоренностью в рамках переговоров с Ираном о ядерной программе, дальнейшими отношениями Вашингтона с Гаваной, а также докладом заместителя главы Пентагона о современных тенденциях военных конфликтов. Неоднозначные трактовки и разнообразие подходов к событиям со стороны различных ведомств и политических сил отмечается по-прежнему на всех направлениях.
Отношения между США и Польшей переживают не лучшие времена. Варшава ожидает достойной компенсации за своё безоговорочное следование американской внешней политике. Однако Вашингтон не готов предоставить Польше никаких существеных преференций ни сейчас, ни в обозримом будущем.