29 марта 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Международные угрозы 2016», подготовленного агентством «Внешняя политика».
Авторы доклада и участники презентации:
Андрей Сушенцов - программный директоры Фонда клуба «Валдай», руководитель аналитического агентства «Внешняя политика»;
Сергей Маркедонов - доцент Российского государственного гуманитарного университета;
Андрей Безруков - советник президента НК «Роснефть», доцент МГИМО МИД России;
Михаил Мамонов - советник президента Российско-Китайского инвестиционного фонда.
Модератором мероприятия выступил директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.
Важной особенностью представленного доклада является его комплексность и панорамный охват международных проблем, направленный на выявление объективных тенденция развития международных отношений. По словам Андрея Сушенцова: «Главная цель доклада – сделать будущее более определённым и, соответственно, попытаться избежать тех ошибок, которые могли бы произойти».
Центральное место в докладе уделено т.н. «слепым зонам» - неочевидным источникам угроз, сохраняющем свою опасность даже при осторожно проводимой внешней политике.
Глубокую обеспокоенность авторов доклада вызывает нарастание российско-американских противоречий. Согласно тексту доклада, политика Соединённых Штатов в отношении России является превентивной контратакой, проведённой до того, как наша страна вернётся на своё историческое место после периода кризиса.
Важное значение в американо-российских отношениях продолжают играть инерционные субъективные представления значительной части американской элиты о России как о бывшем противнике в "холодной войне". Андрей Безруков прокомментировал данное обстоятельство следующим образом: «В России таких людей практически нет, поскольку мы прошли через переоценку, у нас есть чёткое понимание того, что было раньше и что может быть потом. А они через эту переоценку не прошли. Они считают себя победителями. И если вдруг Россия начинает делать что-то, чего им не хочется, – это вызывает неприятие».
Среди других потенциальных опасностей, авторы доклада обозначили вооруженный конфликт в Сирии, международный терроризм и европейский кризис с беженцами.
Важной задачей своего доклада авторы считают рациональное объяснение логики поведения России на международной арене, как зарубежным партнерам, так и отечественному экспертному сообществу. Как отметил Сергей Маркедонов: «Наш доклад – это не точка, скорее, многоточие. Это приглашение к серьёзному экспертному диалогу с коллегами внутри страны и с западными партнерами».
Текст доклада "Международные угрозы 2016" на русском
Текст доклада "Международные угрозы 2016" на английском
Пресса о мероприятии:
Республиканцы стремятся показать, что Барак Обама не воспринимает угрозу «Исламского государства» всерьез, а значит, у него нет четкого плана действий в регионе. Однако сами республиканцы не предлагают радикально новых идей и выступают в основном за силовое решение.
БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».
Новое обострение между Суданом и его южным соседом произошло в 2012 году, после того как Южный Судан оккупировал несколько ключевых нефтеносных районов Судана, повстанческие группировки организовывали нападения на правительственные силы, — перспектива новой полномасштабной войны в регионе была реальной. В связи с этим запрос на российское дипломатическое участие, политическую поддержку и экономическое сотрудничество со стороны суданского руководства возрастал.
На этой неделе основной темой внешнеполитического дискурса в Вашингтоне, занявшей центральное место на всех пресс-брифингах всех основных ведомств, имеющих отношение к выработке внешней политики, стала ситуация в Сирии. При этом дебаты велись по двум направлениям: 1) какие мотивы преследует Москва, и какие действия в этом отношении планирует предпринять американское руководство; 2) анализ успешности текущей американской стратегии по борьбе с Исламским государством.