13 мая 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация аналитической записки ведущего эксперта агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова «Российско-турецкие отношения и проблемы безопасности Кавказского региона».
Модератором мероприятия выступил Андрей Сушенцов - программный директор Фонда клуба «Валдай», руководитель аналитического агентства «Внешняя политика». В дискуссии также принял участие Владимир Аватков, директор Центра востоковедения, международных отношений и общественной дипломатии.
Предваряя презентацию записки, Андрей Сушенцов подчеркнул, что за последний год произошло расшатывание каркаса кавказской безопасности, который во многом строился на не устоявшемся, но позитивно развивающемся российско-турецком сотрудничестве.
В своем исследовании Сергей Маркедонов представил три возможных варианта развития российско-турецких отношений на фоне обострения ситуации в Закавказье:
- Борьба за сохранение статуса-кво.
- Активизация военных действий с перспективой перерастания отдельных инцидентов в полномасштабное противостояние с вовлечением третьих сторон, прежде всего, России и Турции. Развитие событий по этому алгоритму представляется возможным в случае полной или частичной утраты контроля над ситуацией на линиях соприкосновения противоборствующих сторон.
- Поиск возможностей улучшения отношений, увязанный с успехом перемирия и мирного процесса в Сирии.
Наиболее вероятной стратегией со стороны России автор записки видит в сохранении статуса-кво:
«До тех пор, пока Ильхам Алиев не превратится в Саакашвили окончательно, Россия не будет играть на одной стороне. Если мы дождемся этого процесса, то мы увидим реакцию России, и довольно жесткую. Но своими руками забегать вперед и создавать проблемы Россия не будет».
В ходе обсуждения тезисов аналитической записки эксперты также рассмотрели ситуацию в Нагорном Карабахе и особенности текущей внутриполитической конфигурации в Турции.
Пресса о мероприятии:
Видеозапись интервью Сергея Маркедонова
Соглашение с оппозицией фактически высвобождает значительные силы сирийской армии для похода на восток - на территории, подконтрольные ИГ. Да, со стратегической точки зрения глупо идти в наступление до окончательной зачистки флангов и тыла от местных «демократов», однако сейчас не до осторожности - началась игра за звание победителя ИГ. Это звание и все причитающиеся бонусы получит тот, кто первым возьмет Ракку - сирийскую столицу «Исламского государства».
Главным пунктом повестки дня для Алжира и Ливии остаются проблемы безопасности, связанные с ливийским кризисом и деятельностью ИГИЛ и Аль-Каиды. Алжир настойчиво позиционирует себя как государство, способное самостоятельно справляться с вызовами, угрожающими стране. Между тем, в ливийском кризисе наметилась новая тенденция: на фоне нерегулируемого потока беженцев из Ливии в страны южной Европы, Италия выразила готовность сотрудничать с «нелегитимным» правительством Триполи в сфере безопасности.
Дебаты о политике Обамы по урезанию расходов на оборону продолжаются уже не первый год. Главным аргументом противников этого курса является утверждение о том, что таким образом Вашингтон проявляет слабость на мировой арене, что является непосредственным вызовом для безопасности страны.
Россия прикладывает огромные усилия для урегулирования кризиса в Сирии, опираясь на два главных принципа: решение конфликта должно быть реализовано мирным путем и определение будущего страны это дело исключительно сирийского народа. С этим принципиально не согласны другие международные и региональные игроки, вовлеченные в сирийский конфликт. В первую очередь, это касается монархий Залива (Саудовской Аравии и Катара), Турции и США. Несмотря на то, что все они формально согласны с необходимостью мирного урегулирования, сохранение у власти Асада для них категорически неприемлемо.