Первые данные доступные на начало первой послевыборной недели подтверждают наши предыдущие прогнозы. Лидерами предвыборной гонки остаются Ашраф Гани Ахмадзай, Залмай Расул и Абдулла Абдулла. Вероятнее всего противоборство между этими кандидатами не сможет завершиться в первом туре, и потребуется проведение второго этапа избирательной кампании.
На данный момент нет официальных данных избирательной комиссии, позволяющих точно сказать, кто выйдет во второй тур. В Афганистане были опубликованы данные неких экзит-пулов, отдающие победу Ахмадзаю и Абдулле, и дающие крайне низкую оценку рейтинга Расула. Однако, скорее всего, эти данные являются частью кампании двух предполагаемых лидеров, которые поспешили поздравить друг друга с выходом во второй тур.
Этот факт заставляет опасаться, что оба политика настроена на непризнание возможной победы Залмая Расула, что может спровоцировать кризис легитимности выборов и дестабилизировать ситуацию в стране. Глава Миссии ООН в Афганистане Ян Кубиш уже поспешил предостеречь стороны от любого “предварительного” подведения итогов выборов, которые Независимая избирательная комиссия планирует объявить 24 апреля.
Трудно предсказать исход второго тура и динамику политической борьбы между участниками кампании. Остается вероятной коалиция между Расулом и Ахмадзаем в случае не попадания одного из них на следующий этап. Общность двух кандидатов в этнической близости (оба пуштуны) и нежелании допустить к власти Абдуллу, традиционно считающегося “кандидатом национальных меньшинств”. Кроме того, известно, что доктор Абдулла в прошлом высказывался в пользу расширения прав афганских провинций и даже федерализации Афганистана. Исполнение части этих обязательств может поставить под угрозу единство страны, существующей в условиях непропорционального усиления местных элит.
Если не считать риски, связанные с выходом политического процесса за рамки правового поля, ситуация в стране дает почву для оптимизма. Выборы прошли в условиях достаточно высокой явки (более 50% избирателей) и относительно низкой террористической активности. В день выборов уровень потерь среди сил правопорядка и мирных жителей был ниже, чем в среднем за последние месяцы. Это произошло в том числе благодаря успешным действиям полиции и Управления национальной безопасности, которым удалось предотвратить ряд терактов, перехватив исполнителей на подходах к целям.
Национальные силы безопасности смогли обеспечить проведение первого тура выборов, несмотря на попытки вооруженной оппозиции сорвать их. Дальнейшее развитие будет зависеть от афганских политиков, которым предстоит создать в стране новый политический режим и эффективно распорядиться ресурсами, накопленным в период правления клана Карзаев.
Достижение договоренности с Ираном касательно его ядерной программы считается хорошим примером того, как Вашингтон и Москва могут сотрудничать по отдельным вопросам, невзирая на текущий кризис, связанный с ситуацией на Украине. После подписания соглашения с Тегераном Россия и США продолжают пинг-понг неоднозначных сигналов. Ариканское направление политики США вновь дало о себе знать в связи с состоявшимся визитом президента Нигерии в США. Параллельно с этим, Обама выступил с предложением о реформировании американской судебной системы, что поддержали обе партии.
В апреле состоялось пять знаковых для Эр-Рияда событий: пятидневный визит короля Сальмана бин Абдельазиза в Египет, затем его визит в Турцию – для встречи с президентом Реджепом Эрдоганом и участия в саммите ОИС, а также визит Барака Обамы в Королевство для проведения переговоров с саудовским монархом и участия в саммите ССАГПЗ-США. Их все объединяет саудовское устремление переосмыслить и по-новому закрепить роль Королевства в регионе и исламском мире в эру «после ядерной сделки».
Практически одновременно с Дональдом Трампом в длительную поездку по странам АТР отправился президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, посетив Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. В центре переговоров стояли вопросы углубления экономического сотрудничества и обмен опытом работы с миграционными потоками.В самой Германии отсутствие прогресса в коалиционных переговорах начинает пугать политиков и экспертов, призывающих стороны к компромиссу.
В результате вместо делегирования суверенитета появляется феномен де-факто государственности, с которым в «материнских государствах» толком не знают, что делать. Пойти на «развод» нельзя в силу внутриполитических ограничителей, но и вернуть невозможно в силу отсутствие интеграционного потенциала. Ведь в случае с Грузией и Абхазией пришлось бы говорить не столько о «восстановлении юрисдикции» Тбилиси, сколько об ее «установлении». Но для такого установления нет ни внешних ресурсов, ни рычагов влияния внутри абхазского общества, то есть цели для «примирения и гражданского равноправия».