Первые данные доступные на начало первой послевыборной недели подтверждают наши предыдущие прогнозы. Лидерами предвыборной гонки остаются Ашраф Гани Ахмадзай, Залмай Расул и Абдулла Абдулла. Вероятнее всего противоборство между этими кандидатами не сможет завершиться в первом туре, и потребуется проведение второго этапа избирательной кампании.
На данный момент нет официальных данных избирательной комиссии, позволяющих точно сказать, кто выйдет во второй тур. В Афганистане были опубликованы данные неких экзит-пулов, отдающие победу Ахмадзаю и Абдулле, и дающие крайне низкую оценку рейтинга Расула. Однако, скорее всего, эти данные являются частью кампании двух предполагаемых лидеров, которые поспешили поздравить друг друга с выходом во второй тур.
Этот факт заставляет опасаться, что оба политика настроена на непризнание возможной победы Залмая Расула, что может спровоцировать кризис легитимности выборов и дестабилизировать ситуацию в стране. Глава Миссии ООН в Афганистане Ян Кубиш уже поспешил предостеречь стороны от любого “предварительного” подведения итогов выборов, которые Независимая избирательная комиссия планирует объявить 24 апреля.
Трудно предсказать исход второго тура и динамику политической борьбы между участниками кампании. Остается вероятной коалиция между Расулом и Ахмадзаем в случае не попадания одного из них на следующий этап. Общность двух кандидатов в этнической близости (оба пуштуны) и нежелании допустить к власти Абдуллу, традиционно считающегося “кандидатом национальных меньшинств”. Кроме того, известно, что доктор Абдулла в прошлом высказывался в пользу расширения прав афганских провинций и даже федерализации Афганистана. Исполнение части этих обязательств может поставить под угрозу единство страны, существующей в условиях непропорционального усиления местных элит.
Если не считать риски, связанные с выходом политического процесса за рамки правового поля, ситуация в стране дает почву для оптимизма. Выборы прошли в условиях достаточно высокой явки (более 50% избирателей) и относительно низкой террористической активности. В день выборов уровень потерь среди сил правопорядка и мирных жителей был ниже, чем в среднем за последние месяцы. Это произошло в том числе благодаря успешным действиям полиции и Управления национальной безопасности, которым удалось предотвратить ряд терактов, перехватив исполнителей на подходах к целям.
Национальные силы безопасности смогли обеспечить проведение первого тура выборов, несмотря на попытки вооруженной оппозиции сорвать их. Дальнейшее развитие будет зависеть от афганских политиков, которым предстоит создать в стране новый политический режим и эффективно распорядиться ресурсами, накопленным в период правления клана Карзаев.
На прошедшей неделе состоялся визит Госсекретаря США в страны Центральной Азии, смысл которого, по большому счету, сводился к тому, чтобы напомнить руководствам центрально-азиатских республик о том, что Вашингтон о них не забыл. Западное военное сообщество почувствовало реальную возможность затормозить процесс снижения американского военного бюджета. Кроме того, на повестке дня вновь появился вопрос об уровне секретности американской программы по использованию беспилотников.
Состоявшийся 9 июля в Уфе саммит БРИКС ожидаемо привлек внимание американских экспертных кругов, в которых еще накануне встречи развернулась дискуссия о значимости деятельности группировки для международных позиций США. Параллельно с этим на прошедшей неделе вновь был поднят вопрос об информационной безопасности и необходимых мерах разведсообщества по ее обеспечению. В свою очередь, Президент Обама продолжает попытки договориться с однопартийцами для достойного завершения своего президентского срока.
После купирования военного противостояния не менее важной задачей для Еревана является обеспечение и продвижение своих интересов на переговорном поле, где ситуация совсем нелегка. Блицкрига не получилось, однако и азербайджанская армия показала себя отнюдь не слабым противником и не разбилась при ударе о карабахскую твердыню. И в этом плане объединение интеллектуальных ресурсов крайне важно.
Отдельные украинские политики и эксперты ставят вопрос об отказе от Донецка и Луганска и выделении их из состава Украины. Проукраинские силы возмущают требования ДНР и ЛНР о наделении их особым статусом, включая самостоятельность в выборе экономического и торгового вектора развития.