Никита Мендкович
Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. 
ПРЕМИУМ
2 апреля 2014 | 15:38

Правительственный кризис в Кыргызстане и интересы России

В марте в Кыргызстане произошел распад коалиции парламентского большинства «Ырыс алды ынтымак» («Начало успеха в единстве»), из которой вышли представители фракции «Ата-Мекен» («Отечество»). Последние обвинили в коррупции председателя правительства Жанторо Сатыбалдиева. Оставшиеся в коалиции фракции «Ар-Намыс» («Достоинство») и Социал-демократическая Партия (СДПК) лишились парламентского большинства, что привело к отставке действующего правительства республики.

Само по себе это событие не является чрезвычайным. Распад коалиции произошел уже третий раз с 2010 года, и связанные с ним процедуры, включая назначение действующих министров «исполняющими обязанности» и объявление о формировании новой коалиции - хорошо наработаны. Не будет сложным и поиск союзников для формирования нового большинства, которое вновь возглавит СДПК. О желании присоединиться к нему уже заявили парламентские фракции «Ар-Намыс», «Ата-Журт», «Республика» и даже ранее ушедшая «Ата-Мекен».

Каковы причины этих локальных политических потрясений? Прежде всего, за распадом коалиции стоит желание сменить премьер-министра Ж. Сатыбалдиева. За время работы в качестве главы кабинета его политическая независимость значительно выросла, что перестало устраивать его союзников в СДПК, и даже, как утверждают представители оппозиции, самого президента Алмазбека Атамбаева.

Между тем, в экономике страны продолжили накапливаться проблемы. Политическая элита не может прийти к компромиссной оценке долевого участия Кыргызстана в золотом руднике Кумтор. Многие считают текущую долю в 50% акций недостаточной, однако ее увеличение не отвечает интересам иностранных инвесторов из Канады и может заставить их отказаться от проекта. Возникают проблемы и в сфере реэкспорта китайских товаров, являющегося одной из основ республиканской экономики. Региональный поток товаров из Китая начинает переориентироваться на Казахстан, что ведет к сокращению оборота местных торговцев и убыткам. Поэтому, несмотря на в общем успешное экономическое завершение 2013 года - рост ВВП и доходов бюджета - в адрес правительства звучит серьезная критика.

Предметом споров стала и реакция МИД Кыргызстана на украинские события. 11 марта Бишкек выступил с заявлением, осуждавшим Виктора Януковича и его выступления в Ростове-на-Дону. Позиция России в тот момент прямо не комментировалась, однако, заявление прозвучало как поддержка киевских властей. Данное заявление МИД вызвало широкую критику в республиканских СМИ как необдуманное и конфликтное.

После отставки правительства МИД КР выпустил новое заявление, уточнявшее ранее заявленную позицию, формально – в связи с итогами референдума в Крыму. В новом заявлении МИД сообщалось о признании итогов крымского референдума и предостережение «международных партнеров» от «политики двойных стандартов», что прозвучало более дружественном по отношению к России на фоне прошлых комментариев.

Однако было бы ошибкой оценивать отставку правительства Кыргызстана как усиление пророссийских сил. Ряд наблюдателей высказывают мнение, что инициировавшая правительственный кризис партия «Ата-Мекен» опирается на зарубежное финансирование, а ее демарш связан с оказанием давления на правящие круги по вопросу об НКО. В республике обсуждается возможность введения новых норм, регулирующих деятельность некоммерческих организаций с иностранным участием на территории страны. Кроме того, в прессе появилась серия публикаций, раскрывающих подробности иностранного финансирования ряда известных НКО, что вызвало резкую реакцию их представителей, включавшую обращение к властям с требованием наказать публикаторов нежелательной информации.

Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. Базирование российских войск в Кыргызстане нацелено на поддержание стабильности в регионе. Китайские бизнес-интересы не противоречат российским - эта ситуация остается гарантией сохранения стабильности Кыргызстана.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

6 августа 2014 | 18:19

Первые президентские выборы в истории Турции и условия победы Эрдогана

Турция в правление «Партии справедливости и развития» перестала концентрироваться лишь на евро-атлантическом направлении, и ее внешняя политика постепенно приобрела многовекторный характер.

17 апреля 2018 | 22:33

Дайджест внешней политики Германии 10-17 апреля

Немецкое правительство предпочло не участвовать в ракетных ударах по Сирии, ограничившись лишь словесной поддержкой США, Великобритании и Франции. Внутри Германии на Меркель посыпались упреки в безынициативности и пассивности. Еще недавно канцлерин призывала Европу брать на себя больше ответственности, а теперь уклоняется от решительных действий в духе евроатлантической солидарности.

16 июня 2014 | 08:57

Региональные приоритеты внешней политики Кувейта

В Персидском заливе Кувейт стремится позиционировать себя как нейтральное государство-посредник, выступающее за мирное урегулирование возникающих проблем и налаживание добрососедских отношений.

21 апреля 2014 | 12:46

Международное положение Баку и интересы азербайджанских элит

В отличии от Украины, Грузии и Молдовы вопрос о создании зоны свободной торговли с ЕС не рассматривался в Баку. Азербайджан стремится проводить многовекторную политику и балансирует интересы соседей и стран Запада. Баку удавалось успешно осуществлять этот курс с начала 2000-х годов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
18 апреля 2015 | 04:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова