В марте в Кыргызстане произошел распад коалиции парламентского большинства «Ырыс алды ынтымак» («Начало успеха в единстве»), из которой вышли представители фракции «Ата-Мекен» («Отечество»). Последние обвинили в коррупции председателя правительства Жанторо Сатыбалдиева. Оставшиеся в коалиции фракции «Ар-Намыс» («Достоинство») и Социал-демократическая Партия (СДПК) лишились парламентского большинства, что привело к отставке действующего правительства республики.
Само по себе это событие не является чрезвычайным. Распад коалиции произошел уже третий раз с 2010 года, и связанные с ним процедуры, включая назначение действующих министров «исполняющими обязанности» и объявление о формировании новой коалиции - хорошо наработаны. Не будет сложным и поиск союзников для формирования нового большинства, которое вновь возглавит СДПК. О желании присоединиться к нему уже заявили парламентские фракции «Ар-Намыс», «Ата-Журт», «Республика» и даже ранее ушедшая «Ата-Мекен».
Каковы причины этих локальных политических потрясений? Прежде всего, за распадом коалиции стоит желание сменить премьер-министра Ж. Сатыбалдиева. За время работы в качестве главы кабинета его политическая независимость значительно выросла, что перестало устраивать его союзников в СДПК, и даже, как утверждают представители оппозиции, самого президента Алмазбека Атамбаева.
Между тем, в экономике страны продолжили накапливаться проблемы. Политическая элита не может прийти к компромиссной оценке долевого участия Кыргызстана в золотом руднике Кумтор. Многие считают текущую долю в 50% акций недостаточной, однако ее увеличение не отвечает интересам иностранных инвесторов из Канады и может заставить их отказаться от проекта. Возникают проблемы и в сфере реэкспорта китайских товаров, являющегося одной из основ республиканской экономики. Региональный поток товаров из Китая начинает переориентироваться на Казахстан, что ведет к сокращению оборота местных торговцев и убыткам. Поэтому, несмотря на в общем успешное экономическое завершение 2013 года - рост ВВП и доходов бюджета - в адрес правительства звучит серьезная критика.
Предметом споров стала и реакция МИД Кыргызстана на украинские события. 11 марта Бишкек выступил с заявлением, осуждавшим Виктора Януковича и его выступления в Ростове-на-Дону. Позиция России в тот момент прямо не комментировалась, однако, заявление прозвучало как поддержка киевских властей. Данное заявление МИД вызвало широкую критику в республиканских СМИ как необдуманное и конфликтное.
После отставки правительства МИД КР выпустил новое заявление, уточнявшее ранее заявленную позицию, формально – в связи с итогами референдума в Крыму. В новом заявлении МИД сообщалось о признании итогов крымского референдума и предостережение «международных партнеров» от «политики двойных стандартов», что прозвучало более дружественном по отношению к России на фоне прошлых комментариев.
Однако было бы ошибкой оценивать отставку правительства Кыргызстана как усиление пророссийских сил. Ряд наблюдателей высказывают мнение, что инициировавшая правительственный кризис партия «Ата-Мекен» опирается на зарубежное финансирование, а ее демарш связан с оказанием давления на правящие круги по вопросу об НКО. В республике обсуждается возможность введения новых норм, регулирующих деятельность некоммерческих организаций с иностранным участием на территории страны. Кроме того, в прессе появилась серия публикаций, раскрывающих подробности иностранного финансирования ряда известных НКО, что вызвало резкую реакцию их представителей, включавшую обращение к властям с требованием наказать публикаторов нежелательной информации.
Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. Базирование российских войск в Кыргызстане нацелено на поддержание стабильности в регионе. Китайские бизнес-интересы не противоречат российским - эта ситуация остается гарантией сохранения стабильности Кыргызстана.
Although coping with sanctions, plummeting oil prices and a devalued ruble is challenging, it is paramount that Russian leaders continue to spend time and energy to address the economy’s structural problems and give it a new focus. That is the path to creating an economy that is stronger, more efficient and more flexible in the years to come.
30 декабря руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью молодежному интернет-журналу МГУ "Татьянин день". В ходе беседы обсуждались основные итоги 2016 года, причины участившихся ошибок в работе аналитиков, перспективы развития российско-американских отношений при президенте Дональде Трампе и главные вызовы 2017 года.
Арсений Яценюк может снять с себя ответственность и нацелиться на досрочные выборы в качестве оппозиции президенту или согласиться на уговоры остаться, с тем пониманием, что именно нынешнее правительство будет нести ответственность за возможный провал военной операции.
Саммит АТЭС, прошедший в Пекине 10-11 ноября, собрал глав 21 государства, в том числе троих наиболее влиятельных людей планеты по версии «Форбс» — Владимира Путина, Барака Обаму и Си Цзиньпина. Одной из ключевых тем саммита была судьба американо-китайских отношений. Обама намеревался напомнить коллегам об «азиатском повороте», заявленном в качестве приоритетной цели внешней политики США в 2012 году.