Никита Мендкович
Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. 
ПРЕМИУМ
2 апреля 2014 | 15:38

Правительственный кризис в Кыргызстане и интересы России

В марте в Кыргызстане произошел распад коалиции парламентского большинства «Ырыс алды ынтымак» («Начало успеха в единстве»), из которой вышли представители фракции «Ата-Мекен» («Отечество»). Последние обвинили в коррупции председателя правительства Жанторо Сатыбалдиева. Оставшиеся в коалиции фракции «Ар-Намыс» («Достоинство») и Социал-демократическая Партия (СДПК) лишились парламентского большинства, что привело к отставке действующего правительства республики.

Само по себе это событие не является чрезвычайным. Распад коалиции произошел уже третий раз с 2010 года, и связанные с ним процедуры, включая назначение действующих министров «исполняющими обязанности» и объявление о формировании новой коалиции - хорошо наработаны. Не будет сложным и поиск союзников для формирования нового большинства, которое вновь возглавит СДПК. О желании присоединиться к нему уже заявили парламентские фракции «Ар-Намыс», «Ата-Журт», «Республика» и даже ранее ушедшая «Ата-Мекен».

Каковы причины этих локальных политических потрясений? Прежде всего, за распадом коалиции стоит желание сменить премьер-министра Ж. Сатыбалдиева. За время работы в качестве главы кабинета его политическая независимость значительно выросла, что перестало устраивать его союзников в СДПК, и даже, как утверждают представители оппозиции, самого президента Алмазбека Атамбаева.

Между тем, в экономике страны продолжили накапливаться проблемы. Политическая элита не может прийти к компромиссной оценке долевого участия Кыргызстана в золотом руднике Кумтор. Многие считают текущую долю в 50% акций недостаточной, однако ее увеличение не отвечает интересам иностранных инвесторов из Канады и может заставить их отказаться от проекта. Возникают проблемы и в сфере реэкспорта китайских товаров, являющегося одной из основ республиканской экономики. Региональный поток товаров из Китая начинает переориентироваться на Казахстан, что ведет к сокращению оборота местных торговцев и убыткам. Поэтому, несмотря на в общем успешное экономическое завершение 2013 года - рост ВВП и доходов бюджета - в адрес правительства звучит серьезная критика.

Предметом споров стала и реакция МИД Кыргызстана на украинские события. 11 марта Бишкек выступил с заявлением, осуждавшим Виктора Януковича и его выступления в Ростове-на-Дону. Позиция России в тот момент прямо не комментировалась, однако, заявление прозвучало как поддержка киевских властей. Данное заявление МИД вызвало широкую критику в республиканских СМИ как необдуманное и конфликтное.

После отставки правительства МИД КР выпустил новое заявление, уточнявшее ранее заявленную позицию, формально – в связи с итогами референдума в Крыму. В новом заявлении МИД сообщалось о признании итогов крымского референдума и предостережение «международных партнеров» от «политики двойных стандартов», что прозвучало более дружественном по отношению к России на фоне прошлых комментариев.

Однако было бы ошибкой оценивать отставку правительства Кыргызстана как усиление пророссийских сил. Ряд наблюдателей высказывают мнение, что инициировавшая правительственный кризис партия «Ата-Мекен» опирается на зарубежное финансирование, а ее демарш связан с оказанием давления на правящие круги по вопросу об НКО. В республике обсуждается возможность введения новых норм, регулирующих деятельность некоммерческих организаций с иностранным участием на территории страны. Кроме того, в прессе появилась серия публикаций, раскрывающих подробности иностранного финансирования ряда известных НКО, что вызвало резкую реакцию их представителей, включавшую обращение к властям с требованием наказать публикаторов нежелательной информации.

Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. Базирование российских войск в Кыргызстане нацелено на поддержание стабильности в регионе. Китайские бизнес-интересы не противоречат российским - эта ситуация остается гарантией сохранения стабильности Кыргызстана.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

16 марта 2018 | 18:19

Дилеммы российско-грузинских отношений

Российско-грузинские отношения находятся в тупике. В заблуждение не должны вводить рост торгового оборота, туризма из России и прогресс в переговорах по транзиту грузов через Абхазию. Проблемы между Россией и Грузией неразрешимы и требуют новых контекстов и идей. Но прежде всего стоит задаться вопросом: зачем нам улучшать отношения друг с другом?

23 августа 2016 | 12:58

Результаты первого года пребывания Кыргызстана в составе ЕАЭС

Прошел год с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Что изменилось в стране за это время? Какие возможности для экономического развития были использованы Бишкеком, и с какими трудностями ему пришлось столкнуться? Анализируем ситуацию в нашем обзоре.

13 ноября 2017 | 19:48

Дайджест внешней политики Германии 7-13 ноября

Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль на прошлой неделе обрушился с очередной волной критики на американского президента Дональда Трампа. По мнению Габриэля, трансатлантическая солидарность уже никогда не достигнет былого уровня. Вокруг предварительных коалиционных переговоров, наконец, начинают озвучиваться позитивные прогнозы. Впрочем, не умолкают и голоса скептиков, пророчащих «Ямайке» нежизнеспособность.

24 июня 2014 | 22:47

Внешняя политика правительства Нарендры Моди в Индии и отношения с Россией

В России традиционно принято говорить о неизменном характере российско-индийских отношений вне зависимости от того, кто находится у власти в «крупнейшей демократии мира». Однако Москве выгоден приход к власти именно правительства «Индийской народной партии».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
18 апреля 2015 | 04:00
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова