Дмитрий Офицеров-Бельский
Юрий Надточей
Обыкновенно факты шпионажа между союзниками не придают широкой огласке, а уличенные лица просто высылаются из страны. Однако сейчас недовольство в ФРГ вызывает не только шпионаж со стороны США, но и само положение Германии, традиционно играющей в НАТО второстепенную роль.
ПРЕМИУМ
22 июля 2014 | 07:00

Последствия шпионского скандала между США и ФРГ

Впервые за десятилетие, прошедшее с момента первого в новом столетии кризиса доверия между Берлином и Вашингтоном по поводу вторжения в Ирак, две союзные страны вновь оказались на грани серьезного дипломатического конфликта. Его разрастание порождает вопросы относительно будущего американо-германских и трансатлантических отношений. Недовольство в ФРГ вызывает не только факт шпионажа со стороны государства союзника – США, но и само положение Германии, традиционно играющей в НАТО второстепенную роль. На этом фоне государственные деятели Германии преисполнены амбициозных планов по активизации внешней политики и упрочению роли страны в быстро меняющемся мире.

Скандал серьезно усилил антиамериканские настроения в германском обществе. Согласно опросу общественного мнения, проведенному еженедельником Der Spiegel, 57% немецких респондентов высказались «за большую самостоятельность» Германии от США в вопросах внешней и оборонной политики. 69% опрошенных заявили о том, что их доверие к альянсу с США отныне подорвано. Недовольство вскрывшимися фактами разделяет и политическая элита Германии, известная своей проатлантической ориентацией. Речь заходит даже о применении уголовного права к тем представителям американской разведки, которые вели деятельность на территории Германии и не имеют дипломатического иммунитета. 

С одной стороны может показаться, что поведение США вовсе не идет вразрез с политическими реалиями и для сверхдержавы, пытающейся сохранить гегемонию, широкий размах разведдеятельности должен быть нормой. Обыкновенно факты шпионажа не придают широкой огласке, а уличенные лица просто высылаются из страны. Однако сейчас Германия нагнетает ситуацию - шпионский скандал продолжается с осени 2013 года и разгорается со все большей силой. В чем же причины этого?

В начале июля 2014 года Европа проходит через запланированные процедуры ротации политиков. Уже назначен новый глава еврокомиссии, на очереди выборы нового шефа европейской дипломатии и т.д. Очевидно, что европейскую политику в скорой перспективе ждут серьезные метаморфозы, особенно назревшие в безопасности и внешней политике. Германия рассчитывает занять в этих сферах ведущую роль, но при этом не хотела бы настораживать своих европейских соседей. В данном контексте разоблачение американского шпионажа в Европе выгодно Германии. Это позволит сформировать повестку дня развития европейских институтов, лидерство в которых де факто будет принадлежать Германии.

Растущий в Европе антиамериканизм, с одной стороны, выглядит востребованным. С другой стороны – вполне очевидна его конъюнктурная основа. На уровне взаимодействия элит он представляет собой шантаж в смеси с обидой за перенос внимания США на тихоокеанский регион.

Деструктивные последствия скандала, при наличии соответствующей воли со стороны Белого Дома и Ведомства Федерального Канцлера могут быть с преодолены. Послевоенная история американо-европейских отношений изобилует различными «кризисами доверия». В их преодолении США и их европейские союзники (в том числе Германия) накопили достаточный опыт. 

Предстоящие большие проекты, наподобие Трансатлантического торгового инвестиционного партнерства, подтверждают сохранение устойчивой взаимозависимости США и ЕС. Она объективно подталкивает Вашингтон и Берлин не только к экономическим, но и к политическим компромиссам. 

Однако Евро-Атлантика XXI века не выглядит столь монолитным образованием, каким она была еще два десятилетия назад. В нарождающемся полицентричном мире гибких союзов и коалиций США и их немецкие союзники располагают широкими возможностями не оглядываться друг на друга в поисках слов одобрения и поддержки. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

10 октября 2014 | 11:38

Новый статус-кво в украинском кризисе не отвечает интересам России

Приходится констатировать, что при сохранении текущих тенденций модель двойной конфронтации может приобрести признаки структурной основы панъевропейского пространства как минимум в краткосрочной перспективе.

27 марта 2014 | 15:50

Крымский прецедент и его восприятие на постсоветском пространстве

Неопределенность географии понятия "русский мир" пугает соседей России, которым ясно лишь одно - включение Крыма в состав России обозначило принципиальную готовность Москвы пересматривать границы на постсоветском пространстве. Страны СНГ на эту угрозу отреагировали весьма неоднозначно.

9 апреля 2014 | 15:06

Мотивы отставки премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна

Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Отставка не была неожиданной - бывший глава кабинета был самым непопулярным политиком в стране. Тем самым Саргсян, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова