Андрей Сушенцов
Послом России в США назначен заместитель министра иностранных дел Анатолий Антонов. Российский дипломат имеет репутацию высококлассного профессионала и жесткого переговорщика с богатым послужным списком. По мнению Андрея Сушенцова, кандидатура Антонова соответствует внешнеполитической стратегии России и текущему положению дел в российско-американских отношениях.
ПРЕМИУМ
23 августа 2017 | 09:59

Последствия назначения Антонова послом России в США

Послом России в США назначен заместитель министра иностранных дел Анатолий Антонов. То обстоятельство, что его перевод на новую должность стал одной из главных новостей дня, указывает на неординарный характер ситуации и самой фигуры Антонова.

Роль российского посла в отношениях с Соединенными Штатами всегда значительна. По сути, он занимается всеми ключевыми международными вопросами, поскольку в них вовлечены США. При этом существует асимметрия квалификации: американские послы в России меняются с каждой администрацией, и мало кого из них мы помним по имени. Российский же посол обычно служит 8–10 лет и наблюдает за тем, как одна команда в Белом доме сменяет другую. Наиболее продолжительную дипломатическую службу в США нес Анатолий Добрынин — 24 года. Он участвовал в переговорах по главным международным проблемам своего времени — Карибскому кризису, войне во Вьетнаме, вопросам ограничения стратегических вооружений и противоракетной обороны и т.д. Накопленные им опыт и экспертиза были таковы, что исследователь дипломатии Смит Симпсон констатировал: Добрынин более искушен в международных делах, чем любой современный ему высокопоставленный американский чиновник.

Сейчас в США снова востребован образ России как всемогущего и изощренного оппонента. Конечно, это преувеличение. Россия — не Советский Союз, да и нынешняя «холодная война» во-многом виртуальна. Но параллели с эпохой Добрынина всё же очевидны — повестка дня отношений Москвы и Вашингтона сильно ограничена санкционным режимом и сузилась до вопросов стратегических вооружений и региональных кризисов вокруг Сирии, Украины и КНДР. Начав службу с Карибского кризиса, Анатолий Добрынин стал в дальнейшем проводником разрядки в диалоге с США. Посмотрим, как дело пойдет у его тезки — Антонова.

Как и у любого российского дипломата его уровня, послужной список Антонова впечатляет. Он поступил в МИД сразу после выпуска из МГИМО в 1978 году. Его служба на Смоленской площади была прервана в 2011-м пятилетней командировкой в Минобороны. В МИДе Антонов руководил одним из самых ответственных направлений — переговорами с США по вопросам стратегической стабильности. В 2010-м это дало свой результат в виде нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). В Министерстве обороны Антонов отвечал за международное сотрудничество — искал развязки по проблеме ПРО в Европе, развивал взаимодействие с США по Афганистану и Сирии. С начала украинского кризиса и попыток международной изоляции России со стороны Запада задачи сместились: Антонов начал открывать для России новых приоритетных партнеров на Юге и Востоке. По его инициативе Минобороны стало ежегодно проводить крупный форум — Московскую конференцию по международной безопасности. В ведении Антонова также находилось формирование новых оборонных партнерств России с Сирией, Ираном, Сербией и развитие отношений с Турцией, Египтом, Индонезией и другими странами.    

В профессиональной среде за Антоновым закрепилась репутация жесткого переговорщика. Когда в конце прошлого года появились первые слухи о его возможном назначении в Вашингтон, американские коллеги выражали недоумение — мол, лучше бы направили более сговорчивого дипломата, ведь победил Трамп, а не Клинтон, нужно восстанавливать связи.

Однако назначение Антонова не является ответом на тот или иной исход американских выборов или признаком того, что Россия намерена обострять конфронтацию с Соединенными Штатами. Подход Москвы к взаимодействию с Вашингтоном остается прежним, и Антонов предложен как квалифицированный проводник этой политики.

Принципы, на которых должны строиться отношения России и США, перечислены в указе о внешнеполитическом курсе от 2012 года. В этом документе сказано, что приоритетом Москвы служит стабильное и предсказуемое взаимодействие с Соединенными Штатами, в основе которого должны лежать равноправие, невмешательство во внутренние дела и уважение взаимных интересов. Конечной целью заявлено выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень — но при достижении вышеуказанных условий. Новая версия этого указа появится после выборов в 2018 году, однако предложенная формула достаточно гибкая и универсальная, вряд ли она претерпит изменения.

Разговор с Россией с позиции силы никогда не получался, а сейчас его будет вести особенно сложно. Антонов известен как цепкий и методичный профессионал, переговорщик-полемист, нередко нетерпимый к неквалифицированным оппонентам. В какой-то мере его назначение в США — это вызов американской дипломатии, поскольку Антонов будет нуждаться в равном себе партнере. В исследовании об американской дипломатической службе Смит Симпсон с горечью писал, что российская дипломатия «обладает такой совокупностью непрерывного опыта, стратегического мышления и целеустремленности, к которой мы даже не можем приблизиться». В этом смысле Анатолий Антонов — в полной мере продукт российской дипломатической традиции.

Между тем, хотя Антонов и заслужил реноме «ястреба», это не значит, что он не умеет находить компромиссы. Если бы это было не так, вряд ли было бы достигнуто трудное соглашение с США по ограничению стратегических вооружений. Интервью и выступления Антонова свидетельствуют о том, что он стремится понять мотивы и истинные намерения партнеров. Это признак предметного и конструктивного мышления. Как до, так и после начала украинского кризиса он не раз говорил о том, что потенциал сотрудничества России и США существенно выше их нынешнего уровня взаимодействия.

Однако сейчас эти надежды выглядят слишком оптимистично. «Русский вопрос» используется оппонентами администрации Трампа в спекулятивных целях. Американская политика потеряла равновесие, а судьба президента и его команды выглядит всё более туманной. Не исключено, что новый российский посол может оказаться без партнеров по переговорам из-за паралича администрации Трампа или попытки его импичмента. Общественная дискуссия в США также раскалена. Воевать за «умы и сердца» в этой ситуации будет сложно. Наверное, и не нужно.

Должно быть, время публичной риторики уходит и возвращается время конфиденциальных переговоров по ключевым вопросам безопасности. Во внешнеполитическом блоке администрации Трампа собрались жесткие, но трезвые профессионалы: госсекретарь Тиллерсон, министр обороны Мэттис и советник по нацбезопасности Макмастер. Можно сказать, что в этом смысле они с Антоновым — птицы одного полета.

Взаимное уважение профессионалов могло бы многое изменить в отношениях России и США, по крайней мере вернуть в двусторонние отношения стабильность и предсказуемость. Но это будет возможно, только если внутриполитические борения в США не выплеснутся в новый кризис.

Впервые опубликовано на iz.ru

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

6 июля 2016 | 21:00

Тенденция к укреплению ЕС после Брекзита

Что же касается России, то для нее углубление европейской интеграции и вывод ЕС из системного кризиса несет лишь пользу. Во-первых, Европа является крупнейшим торговым партнеров РФ, и чем стабильнее будет этот партнер, тем лучше. Во-вторых, чем сильнее Европа, тем больше надежды на то, что она будет четко следовать своим интересам (а нынешняя линия Брюсселя в направлении России – это не европейский интерес).

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

16 марта 2015 | 12:00

Что стало с миром за год после Крыма?

В истории редки события, которые оказываются поворотными для развития мира. Несомненно, «крымская весна» стала одним из них. «Крымская весна» запустила череду процессов, последствия которых пока неочевидны. Однако они уже существенно меняют международный ландшафт XXI века.

2 декабря 2016 | 14:09

Дайджест внешней политики США (25 ноября – 1 декабря)

Пентагон опубликовал результаты расследования обстрела сирийской армии в районе города Дейр эз-Зор 17 сентября, представив произошедшее как непреднамеренную ошибку. Смерть Фиделя Кастро выявила разные точки зрения в американской элите относительно размораживания отношений с Кубой. Джилл Стайн добилась пересчета голосов в трёх штатах, заработав на этом политические очки.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова