Андрей Сушенцов
Киеву в целом безразлично, что Москва подталкивает ополченцев к диалогу на условиях сохранения территориальной целостности Украины (по состоянию на май 2014 года). Примирение с Новороссией — это признание права на политическое представительство в украинской политике неукраинских сил — прежде всего людей русской идентичности. Нынешнее правительство стремится к другому — к созданию «нового украинца европейского типа».
ПРЕМИУМ
6 февраля 2015 | 13:00

Политический тупик: Кровопролитие на Украине остановят только миротворцы

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

На этой неделе в небе над Европой было тесно от скопления самолетов, перевозивших политиков первой величины. 5 февраля в Брюсселе состоялся саммит министров обороны стран-участниц НАТО. В тот же день в Бельгию на встречу с лидерами Европейского союза вылетел вице-президент США Джо Байден, а в Киев прибыл госсекретарь Джон Керри. Сразу вслед за ним в украинскую столицу прибыли канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. На следующий день, 6 февраля, последние двое (без Керри) — в Москве, а еще через день (уже с Керри и Байденом) — в Мюнхене на ежегодной конференции по безопасности. Вся эта дипломатическая активность прямо связана с украинским кризисом и попыткой найти из него выход.

Правда, начали за упокой. На заседании атлантического совета в Брюсселе министры обороны альянса приняли явно недружественное по отношению к Москве решение — утвердили план увеличения сил оперативного реагирования НАТО до 30 тысяч человек и создания центров управления операциями в трех государствах Прибалтики, Польше, Румынии и Болгарии. Если раньше Эстония, как перепуганная домохозяйка, голосила при каждых маневрах Псковской воздушно-десантной дивизии, то теперь эти стоны будут доноситься прямо до штаб-квартиры НАТО.

В тот же день Джо Байден оказался в Брюсселе, чтобы познакомиться с новым составом руководства ЕС. Круг тем для обсуждения широк, но по российскому вопросу Байден выступает как ястреб (вероятно, поэтому он на обочине диалога с Москвой) и планирует обсуждать возможное ужесточение санкций. Эти беседы пройдут на фоне дискуссии в Вашингтоне о преимуществах и недостатках поставки на Украину вооружений и военной техники. В пользу поставок был опубликован резонансный доклад Института Брукингса и выступила плеяда сенаторов во главе с — какой сюрприз! — Джоном Маккейном.

Однако прилетевший в Киев госсекретарь Керри излучал миролюбие. На встречах с Петром Порошенко и Арсением Яценюком он обращался преимущественно к российскому президенту Владимиру Путину, призывая его вернуться к выполнению минских соглашений. Керри озвучил формулу урегулирования кризиса, состоящую из нескольких пунктов: прекращение огня, отвод от линии соприкосновения тяжелых вооружений, вывод «российских войск» и возвращение контроля над границей украинским силам.

«Это полностью совпадает с намерениями России», — утверждал госсекретарь.

При этом он обещал обеспечить согласие Киева на политическое урегулирование кризиса. Важным обстоятельством стало его заявление о готовности США быть гарантом мира на этих условиях.

В то же время Керри несколько охладил военных энтузиастов в Киеве, надеявшихся на поставки американского оружия. «В конечном счете, экономика — вот лучшее оружие», — невозмутимо напутствовал Керри Яценюка, когда тот в очередной раз завел речь о том, что украинцы сражаются с «российской армией».

Вероятно, США искренне хотят поучаствовать в решении коллизии, к созданию которой они приложили руку.

Однако с этим как минимум три проблемы.

Во-первых, с мая 2014 года Соединенные Штаты не участвуют в переговорном процессе с Россией, Украиной и ДНР/ЛНР. Минские документы по духу и букве — это предложения Москвы, а в нормандском формате США не представлены. При этом российский лидер не разговаривал с американским как минимум с августа прошлого года. В двусторонних отношениях между странами рабочим остается только контакт Лавров-Керри.

Во-вторых, США не в состоянии заставить Киев подчиняться. Украинское правительство может довольно долго водить американцев за нос и имитировать реформы, демократию и военную сдержанность. Это успешно получалось у Михаила Саакашвили в Грузии — теперь он консультирует киевлян. Учитывая, как избирательно работает зрение у Вашингтона, у украинских властей большая свобода маневра.

Наконец, главное препятствие — это различие в позиции Вашингтона и Киева по вопросу о политическом урегулировании. США между строк, но признают политическую субъектность за ополченцами, тогда как Киев упорно именует их «террористами». Цель Порошенко и Яценюка на этом этапе — законсервировать конфликт и избежать его расползания. Поэтому Киев ставит заведомо неприемлемые условия политического урегулирования — ликвидация «террористов» и проведение местных выборов согласно украинскому законодательству.

Единственный вопрос, по которому возможен компромисс с ополчением, — это прекращение огня и обмен пленными. Вспоминать про федерализацию, нейтралитет, русский язык как второй государственный просто неуместно.

Киеву в целом безразлично, что Москва подталкивает ополченцев к диалогу на условиях сохранения территориальной целостности Украины (по состоянию на май 2014 года). Примирение с Новороссией — это признание права на политическое представительство в украинской политике неукраинских сил — прежде всего людей русской идентичности. Нынешнее правительство стремится к другому — к созданию «нового украинца европейского типа». Люди русской идентичности в эту концепцию не вписываются.

Парадокс в том, что Россия, выступая в защиту прав русской общины Украины, является большим сторонником целостности Украины в нынешних границах, чем киевские власти. Разумеется, этот интерес небескорыстный — тем самым Москва стремится сбалансировать антироссийские силы в киевском правительстве более умеренными. Однако и здесь взаимопонимания нет.

Оно совсем прекратилось в середине января, когда после возобновления украинской армией военных действий ополченцы предприняли контрнаступление, продолжающееся до сих пор. Если в декабре нормандская четверка (Путин, Меркель, Олланд и Порошенко) дважды устраивала телеконференцию, то в январе четверка распалась на две тройки — европейские лидеры были вынуждены разговаривать с Путиным и Порошенко по отдельности.

Тем не менее последний раунд челночной дипломатии Меркель и Олланда в Киеве и Москве опирается на конструктив — предложения Владимира Путина о первоочередных шагах по разъединению сторон. Они изначально были изложены в письме Порошенко 15 января, а после были повторены в обращении двум европейским лидерам в конце прошлого месяца. Поскольку в предложениях речь идет о самых насущных мерах по прекращению военных действий, разногласия между переговорщиками не будут глубокими.

Однако даже в случае согласования четверкой детального плана разъединения сторон и прекращения огня — ситуация все равно находится в политическом тупике. Не ясно кто будет поддерживать зону разграничения.

Созданная российско-украинская группа мониторинга соблюдения перемирия в Донецке слишком малочисленна и не способна никого принудить к миру. Это может сделать только многочисленный миротворческий контингент.

О его введении пока речи нет, хотя именно этот сценарий видится как единственный работающий в ситуации глубокого недоверия сторон и их готовности продолжать боевые действия.

Правда, в Киеве говорят, что среди влиятельных украинских олигархов впервые появились сторонники перемирия с ополченцами на любых — желательно не очень обременительных — условиях. В случае заинтересованности Киева в реальном прекращении огня ввод миротворческого контингента может стать решением. Правда, политическое урегулирование ближе не станет.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

25 марта 2014 | 23:06

Оперативные планы НАТО на 2014 год

Возвращение темы расширения НАТО в повестку дня сентябрьского саммита в Британии закономерно, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. 

24 октября 2014 | 02:27

Реакция Грузии на российско-абхазский договор о союзничестве

Опубликованный проект документа уже вызвал достаточно большие дискуссии в Абхазии, где даже высказывались опасения того, что подобное соглашение может нанести ущерб суверенитету страны, так как предполагает преобразование национальной правовой базы по внешнему образцу. Естественно, острая реакция на обсуждение проекта соглашения последовала из Тбилиси, где интеграционные планы России и Абхазии были оценены как «подготовка к аннексии».

11 августа 2015 | 13:04

А вас я попрошу остаться

Украинские власти - по сути, единственная сторона, кому выгодно немедленное изгнание или добровольный исход наблюдателей из зоны конфликта. В отличие от Москвы и Брюсселя, Петру Порошенко необходимо возобновление боевых действий - только на фоне «отражения российской агрессии» он может просить у уставшего от него Запада деньги, а также военную и политическую поддержку. В этом плане Миссия ОБСЕ ему мешает.

12 февраля 2015 | 17:13

Current economic crisis offers an important opportunity for Russia

Although coping with sanctions, plummeting oil prices and a devalued ruble is challenging, it is paramount that Russian leaders continue to spend time and energy to address the economy’s structural problems and give it a new focus. That is the path to creating an economy that is stronger, more efficient and more flexible in the years to come.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.