После окончания Второй мировой войны вопрос о восстановлении Германии как военной державы в центре европейского континента воспринимался крайне остро по обе стороны Берлинской стены. Потерпевшему поражение 1945 г. прусско-германскому милитаризму не было место в послевоенном миропорядке. И бундесвер ФРГ, и Национальная народная армия ГДР создавались в значительной степени как функциональная часть военных механизмов НАТО и ОВД соответственно и едва ли представляли собой полноценную военную силу вне проблемного контекста германо-германских отношений.
Объединение Германии в 1990 г. и формирование структуры ЕС изменило представление германских элит о роли и месте военного потенциала ФРГ в современном мире. После внесения конституционных поправок в 1994 г. Бундесвер получил разрешение действовать за пределами Германии и стал привлекаться для участия в миротворческих и антитеррористических операциях по всему миру.
Мощный импульс к развитию и новые рынки сбыта получила германская военная промышленность. После распада ОВД и расширения НАТО страны бывшего социалистического лагеря постепенно отказывались от оружия советского производства. Увеличили военные закупки и развивающиеся страны, такие как Индия, Китай, страны Персидского залива. К 1999 г. на долю Германии приходилось 5% рынка вооружений, а общая стоимость экспортируемого вооружения за период 2004-2008 гг. составила 11,5 млрд. долларов. Успехи немецких оружейников стали важным фактором внешнеполитического позиционирования Берлина.
В конце августа 2016 года Литва подписала самый крупный в своей истории военный контракт. За 385,6 млн. евро прибалтийская республика приобретет у немецкого консорциума ARTEK 88 бронетранспортеров «Boxer». Новая техника поступит на вооружение в кадровую бригаду «Железный волк».
Заключенная сделка стала очередной победой немецкой военной промышленности. Конкуренты из США предлагали литовцам закупить бронеавтомобили «Stryker», однако прибалты в итоге остановились на немецком предложении, став первой страной-импортером этого образца бронетехники.
Поставки «Boxer» в Литву должны быть произведены в 2017-2021 гг. Кроме бронемашин литовцы уже начали получать немецкие самоходные гаубицы PzH 2000. Контракт включает приобретение 21 единицы из арсенала Бундесвера за €58,3 млн. с поставками в 2016-2019 гг. На данный момент можно говорить о том, что Германия является основным поставщиком оружия и боевой техники для проходящей техническую модернизацию литовской армии.
После резкого спада в 2014 г., вызванного запретом на поставки военной продукции в Россию, которая закупила только в 2013 г. охотничьих, спортивных ружей, револьверов, пистолетов, гусеничных машин, бронированных внедорожников и запчастей к ним на сумму более 38 млн. евро, и срывом ряда крупных заказов, экспорт вооружений из ФРГ вновь пошел вверх. За 2015 год правительством Германии был одобрен вывоз оружия более чем на 12 млрд. евро, в то время как за весь 2014 год суммарный вывоз составил 6,5 млрд. евро.
Примечательно, что более половины экспорта вооружений приходится на страны, не являющиеся членами ЕС или НАТО. В соответствие с немецким законодательством контракты на поставку военной продукции в такие государства должны получать разрешающую лицензию от Федерального совета безопасности. Положительное заключение не является гарантированным. Так, в 2014 г. было выдано порядка 100 отказов на экспорт военной продукции. Однако уже в 2015 г. Совет оформил 12,6 тысяч разрешений, вопреки упрёкам оппозиционных депутатов Бундестага, которые отмечали, что процесс выдачи разрешений «встал на поток». Депутат от партии «Левые» Ян ван Акен прямо заявил, что «немецкий экспорт вооружений вышел из-под контроля».
Хотя немецкие власти настаивают, что политика экспорта вооружений напрямую увязывается с положением прав человека в странах-заказчиках, рост суммы военных контрактов отмечается, прежде всего, со странами Персидского залива - Кувейт, Оман и Саудовская Аравия - о которых сложно говорить как о демократиях западного образца. Ответственность за это положение дел в министерстве экономики и энергетики ФРГ возлагают на прошлое правительство.
Очевидно, что в условиях активизации вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и в ряде других регионов мира, немецкие оружейники не хотят упускать свой шанс побороться за выгодные рынки сбыта. По данным центра IHS Jane’s, Германия вышла уже на третье место в мире по объему экспорта оружия после США и России, создавая им серьезную конкуренцию. Современная геополитическая конъюнктура может лишь укрепить немецкие позиции.
Кроме поставок оружия в зоны вооруженных конфликтов Берлин рассчитывает получить свои дивиденды и в процессе расширения инфраструктуры НАТО у российских границ. Крупная поставка немецких БТР в Литву будет, очевидно, не последним крупным заказом из Восточной Европы. После того как Польша и страны Балтии продали или передали безвозмездно Украине значительную часть своего устаревшего вооружения, у них появились ресурсы для модернизации собственных армий. Высокое качество немецкой продукции, удобная логистика и сильное лобби германских промышленников в Центральной и Восточной Европе практически не оставляют шансов для ближайших конкурентов из других стран НАТО.
Рост объемов военного экспорта ФРГ и укрепление позиций германского ВПК в перспективе могут стать основой для его доминирующего положение в структуре объединенного военного производства ЕС. При этом Берлин окажется главным лоббистом создания единой европейской армии, вооруженный преимущественно немецким оружием.
Повторяющиеся пограничные конфликты Кыргызстана и Таджикистана могут негативно повлиять на развитие евразийской интеграции, так как первая из названных республика только вошла в ЕАЭС, а политическая элита второй рассматривает такую возможность. Наличие напряженности и локальных конфликтов между двумя республиками может негативно повлиять на скорость интеграции Таджикистана в ЕАЭС. В случае перерастания локальных пограничных стычек в крупный конфликт может произойти резкое ухудшение безопасности всей Центральной Азии.
Основными оппонентами курдского участия в определении будущего Сирии являются Анкара и Дамаск, курды с большой долей вероятности заставили бы участников переговорного процесса всерьез задуматься о будущем государственном устройстве Сирии, что стало бы своеобразным толчком к обсуждению федералистского проекта.
В центре внимания на прошедшей неделе были судьба антироссийских санкций, переговоры о сирийском урегулировании и публикация докладов об обстоятельствах крушения малазийского Боинга на Украине.
Грамотное усвоение уроков парижской трагедии без разжигания алармизма и истерии и без злорадных комментариев относительно «гибели Европы» позволит постсоветским странам с использованием наработанного в прошлом позитивного опыта предотвратить опасные конфликты и минимизировать возможные риски.