1. Негативное влияние на отношения Кыргызстана и Таджикистана оказывают неурегулированные пограничные проблемы, которые в последние несколько лет приводят к частым стычкам.
2. Обе республики заинтересованы в успешном развитии сотрудничества в силу совпадения многих интересов: две страны относятся к малым горным государствам Центральной Азии, сильно зависят от внешних поставок нефти и газа, внешних инвестиций и технологий, но при этом являются обладателями больших гидроэнергетических ресурсов и запасов питьевой воды региона, торговля между собой позволяет компенсировать экономические последствия от сложных отношений с Узбекистаном.
3. Повторяющиеся пограничные конфликты Кыргызстана и Таджикистана могут негативно повлиять на развитие евразийской интеграции, так как первая из названных республика только вошла в ЕАЭС, а политическая элита второй рассматривает такую возможность.
Отношения государств Центральной Азии, сформировавшиеся за постсоветский период, нельзя назвать простыми и дружественными, в них много противоречий и взаимных претензий. В качестве примера можно привести Кыргызстан и Таджикистан, которые сочетают взаимовыгодную торговлю с нерешенными пограничными проблемами.
В торгово-экономической области относительно успешно развиваются отношения Таджикистана с Кыргызстаном в сфере автомобильного транспорта, горнорудной промышленности, гидроэнергетики, взаимных поставок товаров народного потребления. Одним из способов решения нехватки электроэнергии в Кыргызстане является ее закупка в Таджикистане.
Согласно официальным статистическим сведениям Республики Таджикистан за 2014 год торговый оборот между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой составил всего 37,1 млн долл., из них экспорт - 6,9 млн долл., а импорт - 30,1 млн долл.. По официальным данным, за первое полугодие 2015 года, товарооборот между странами увеличился на 25,3%.
Негативное влияние на состояние отношений двух стран и перспективы их развития оказывают неурегулированные пограничные проблемы, которые в последние несколько лет приводят к частым стычкам. Из 976 км общей границы стороны провели делимитацию и демаркацию чуть более 500 км. Отметим, что споры и даже первый конфликт на данной границе из-за воды и земли были еще в позднесоветское время.
3 и 4 августа на границе Кыргызстана и Таджикистана произошел очередной конфликт. Участок, где произошел инцидент, расположен в северо-западной части села Кок-Таш Баткенского района Баткенской области Кыргызстана рядом с селом Сомониен джамоата Чорку Республики Таджикистан. Данный участок расположен на пересечении границ участка Дахма (Кыргызстан) с участком Майский (Таджикистан).
На одном из участков дорога от села Кок-Таш к кладбищу была ограждена в мае-июне 2015 года жителем таджикского села, поскольку примыкала к обрабатываемому им участку площадью 20 соток. Жители села Кок-Таш считают, что дорога, земля и территория кладбища являются территорией Кыргызстана и ограждение является незаконным. Во время указываемых событий поднимался вопрос о снесении ограждения, закрывающего беспрепятственный доступ к кладбищу.
По сообщению ИА «24.kg», эти территории являются одним из конфликтных участков на кыргызско-таджикской границе, где отсутствие четких линий границы, так называемое «шахматное» расположение домов кыргызских и таджикских граждан, тесное переплетение социально-бытовых условий жизни населения, постоянные противоречия относительно доступа к ограниченным природным ресурсам (земля, вода) постепенно приводили к усилению приграничной напряженности.
Затягивание и нерешенность проблем, связанных с неопределенностью границ и совместным пользованием ирригационной системы, порождает трудности в жизни местного населения и вызывает опасения о наличии угроз безопасности жителей с обеих сторон границы. Переговоры между властями двух стран на различных уровнях не дают необходимого долгосрочного эффекта по снятию напряженности в данном сообществе. Это в свою очередь усиливает чувство недоверия местных жителей к органам власти, появляется стремление к самостоятельному решению проблем, путем применения насильственных мер.
Как отмечает ИА «24.kg», за последние два месяца на данном участке кыргызско-таджикской границы были зафиксированы два инцидента аналогичного характера (3 июня и 25 июля). Основным предметом разногласий в предыдущих случаях также стало препятствование со стороны таджикских граждан проезду жителей кыргызского села Кок-Таш на кладбище Каракум для проведения ритуальных похоронных обрядов, либо ограничение подачи поливной воды для жителей таджикского села Сомониен джамоата Чорку.
3 августа около 120 таджикистанцев и 80 кыргызстанцев начали забрасывать друг друга камнями. В результате пострадали 5 граждан Кыргызстана, 7 домов и автомобиль.
4 августа во второй половине дня ситуация резко обострилась. Причиной конфликта называют расположенное на таджикской территории кладбище, куда пытались попасть кыргызстанцы. Как отмечают в Погранслужбе Кыргызской Республики, дорога на место захоронения проходит через село Майское, где проживают таджикские семьи. В знак протеста граждане Кыргызстана перекрыли воду в канале, которая поступает в соседнее таджикистанское село Чорку.
Обе республики заинтересованы в успешном развитии сотрудничества в силу совпадения многих интересов: две страны относятся к малым горным государствам Центральной Азии, сильно зависят от внешних поставок нефти и газа, внешних инвестиций и технологий, но при этом являются обладателями больших гидроэнергетических ресурсов и запасов питьевой воды региона, торговля между собой позволяет компенсировать экономические последствия от сложных отношений с Узбекистаном. Есть перспективные инфраструктурные проекты (в виде шоссейных и железных дорог), которые могут включить обе республики в региональные и международные транспортные коридоры.
В обоих государствах есть крупные общины, связанные своим происхождением с соседней республикой (более 50 тысяч человек): в Кыргызстане (в основном в трех южных областях) проживают таджики, а в Таджикистане – памирские кыргызы, проживающие в основном в труднодоступных районах Восточного Памира, граничащих с Кыргызстаном.
С течением времени существующая пограничная ситуация может ухудшиться: население обеих республик быстро растет (по состоянию на 2015 год, население Кыргызстана достигло почти 6 миллионов человек, а Таджикистана – примерно 8 миллионов 350 тысяч человек), а количество плодородных земель и источников воды остается прежним; экономика обоих государств находится в тяжелом состоянии; политические элиты обеих стран по целому ряду причин не хотят идти на взаимные уступки ради решения пограничных споров; постепенно уходит советское поколение людей, которому было привито чувство интернационализма и помнящее советский опыт проживания в одной большой стране; молодежь в приграничных районах выросла в период постоянных стычек и плохо знает язык соседнего народа, что в сумме сужает саму возможность и количество взаимных контактов; в приграничных регионах есть внутренние силы, заинтересованные в напряженности.
Повторяющиеся пограничные конфликты Кыргызстана и Таджикистана могут негативно повлиять на развитие евразийской интеграции, так как первая из названных республика только вошла в ЕАЭС, а политическая элита второй рассматривает такую возможность.
Наличие напряженности и локальных конфликтов между двумя республиками может негативно повлиять на скорость интеграции Таджикистана в ЕАЭС. В случае перерастания локальных пограничных стычек в крупный конфликт может произойти резкое ухудшение безопасности всей Центральной Азии.
Разность позиций восточных и западных европейцев в отношении «миграционного кризиса», политиков-популистов и бизнесменов-прагматиков делает почти невозможным в обозримой перспективе достижение согласия внутри ЕС по основополагающим проблемам общей миграционной политики на принципах добровольности и солидарности. Вместе с тем правительства стран Восточной и Южной Европы сегодня имеют исторический шанс повысить свой авторитет в международных делах, если будут играть более активную роль на мировой арене в вопросах постконфликтного урегулирования.
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.
Основные новости внешней политики США прошедшей были связаны с достигнутой договоренностью в рамках переговоров с Ираном о ядерной программе, дальнейшими отношениями Вашингтона с Гаваной, а также докладом заместителя главы Пентагона о современных тенденциях военных конфликтов. Неоднозначные трактовки и разнообразие подходов к событиям со стороны различных ведомств и политических сил отмечается по-прежнему на всех направлениях.
Опубликованное интервью Бена Родса обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности. Группа ведущих американских экспертов на этой неделе выступила с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.