Константин Пахалюк
Усиление внешнего давления и создание новых ограничений для законных интересов Приднестровья и прав его граждан может стать тем катализатором, который и даст основания для референдарных решений.
ПРЕМИУМ
22 марта 2014 | 14:30

Перспективы крымского сценария в Приднестровье

В Приднестровье внимательно следили за тем, как развивалась ситуация в Крыму. Решительные действия Российской Федерации были встречены в Приднестровье с воодушевлением. В общественном мнении приднестровцев, которые в состоянии формировать собственную точку зрения не только в силу традиционного доверия российским СМИ, но и благодаря многочисленным личным контактам, шаги России были расценены как свидетельство реального возрождения способности российского государства к действенной защите своих интересов и соотечественников.

Реакция на общекрымский референдум в Приднестровье была в целом спокойной, во многом вследствие того, что политико-правовые традиции и основы приднестровской государственности строятся прежде всего на референдарном способе определения воли народа. Для приднестровцев проведение референдума является нормальным способом решения наиболее принципиальных вопросов внешне- и внутриполитического характера. На референдумах была провозглашена независимость Приднестровья в начале 1990-х. На референдуме этот курс был подтвержден в 2006 году.

В нынешней ситуации вполне логичным стал вопрос о том, как приднестровскому народу, сделавшему выбор в пользу развития вместе с Россией, вновь заявить о своей воле. На этот раз мнения о целесообразности нового референдума как способе подтверждения народного выбора разделились.

Оппоненты нового референдума выстраивают свою аргументацию преимущественно исходя из двух основных предпосылок. Первая – то, что в ходе референдума 2006 года порядка 97% участвовавших в голосовании высказались за независимость с последующим свободным присоединением к Российской Федерации. Поэтому проведенных ранее референдумов, включая 2006 год, достаточно для принятия Россией столь ожидаемых в Приднестровье решений. Вторая – принятие Верховным Советом Приднестровья в первом чтении поправок к Конституции, предусматривающих возможность прямого применения российского законодательства на территории Приднестровья, что создает требуемые правовые предпосылки для присоединения Приднестровья к России.

Вместе с тем, для того, чтобы решить вопрос о целесообразности нового референдума в Приднестровье, необходимо ответить на главный вопрос: о чем будет референдум? Если это будет очередной консультативный референдум о подтверждении ранее выбранного курса, то целесообразность такого плебисцита, действительно, сомнительна. Референдумов такого рода проведено достаточно, и вряд ли еще один в чем-то убедит или переубедит международное сообщество.

Если же речь идет о референдуме на предмет присоединения к Российской Федерации в качестве субъекта, то тут ситуация будет качественно иной.

Во-первых, так конкретно вопрос на приднестровских внешнеполитических референдумах никогда не ставился. Приднестровье традиционно выступало за независимость, такая же норма содержится в Конституции ПМР. Соответственно, референдум по вопросу о присоединении стал бы не консультативным, а конституционным, т.е. изменяющим положение о Приднестровской Молдавской Республике как о суверенном и независимом государстве. 

Кроме того, необходимость проведения референдума о присоединении к России прямо предусмотрена итогами референдума 2006 года, согласно которым такое присоединение является «последующим» и «свободным». «Свобода» волеизъявления, как представляется, как раз и предполагает установление воли приднестровского народа в ходе референдума.

Во-вторых, распространение российского законодательства на приднестровскую территорию не представляется достаточной правовой предпосылкой для тех или иных действий. Соответствующий законодательный процесс буксует из-за того, что данная проблема может быть решена только путем пакетных законодательных изменений, а проработанных инициатив нет ни у исполнительной, ни у законодательной власти. Следует учитывать и то, что, к примеру, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (статья 9) законодательные и иные акты Российской Федерации начинают действовать на территории Республики Крым и города Севастополя со дня их принятия в Российскую Федерацию, т.е. с 18 марта, а не до этой даты. 

В-третьих, по сравнению с 2006 годом ситуация значительно изменилась. За прошедший период времени российское руководство приняло целый ряд решений, которые изменили картину современного мироустройства. Речь идет не только о крымском прецеденте, но и о признании Республики Абхазия и Республики Южная Осетия и о других событиях, которые создали новую международную политическую и правовую реальность. 

Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что новый референдум в Приднестровье вполне может состояться, а если на повестке будет вопрос о присоединении к России в качестве субъекта, то проведение референдума будет обязательным. 

Вместе с тем, Приднестровье не может использовать такой весомый международно-правовой аргумент, как всенародный референдум, только в качестве очередного информационного повода напомнить о себе. В нынешней ситуации проведение референдума будет оправданным, если его итоги станут прямым руководством к действию со стороны всех заинтересованных сторон; в противном случае плебисцит не достигнет своей цели и станет лишь опросом общественного мнения.

Кроме того, референдумы в Приднестровье проводились, как правило, в условиях нарастания серьезных внешнеполитических вызовов – давления, блокад и т.п. Усиление внешнего давления и создание новых ограничений для законных интересов Приднестровья и прав его граждан вполне может стать тем катализатором, который и даст основания для более четких референдарных решений.

Автор - Министр иностранных дел ПМР в 2008-2012 годах, независимый эксперт.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 февраля 2018 | 12:16

Дайджест внешней политики Германии 6 февраля – 12 февраля

Когда переговорщики от ХДС-ХСС и СДПГ заявили о согласовании текста коалиционного договора, многим показалось, что неопределенность политической жизни Германии завершилась. Компромиссный характер документа позволял надеяться, что он без проблем найдет одобрение у социал-демократов, среди которых остается много противников GroKo. Однако амбиции лидера СДПГ Мартина Шульца едва не привели к очередному кризису среди социал-демократов, поставив под угрозу судьбу коалиции.

12 апреля 2015 | 23:00

Бахрейнское окно не должно закрыться

Американо-иранские договоренности по ядерной программе могут стать началом серьезнейших изменений ближневосточного политического ландшафта. Выход Ирана из-под санкций, безусловно, обострит его конфликт с Саудовской Аравией — этот конфликт, в отличие от американо-иранского, экзистенциальный, и договориться Эр-Рияд и Тегеран не смогут. А значит, между ними будет идти холодная война, которая, безусловно, будет проходить и в форме классических «конфликтов на периферии».

31 марта 2014 | 11:07

Петр Порошенко: профиль кандидата в президенты Украины

Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины.

12 февраля 2015 | 17:13

Current economic crisis offers an important opportunity for Russia

Although coping with sanctions, plummeting oil prices and a devalued ruble is challenging, it is paramount that Russian leaders continue to spend time and energy to address the economy’s structural problems and give it a new focus. That is the path to creating an economy that is stronger, more efficient and more flexible in the years to come.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова