Украинский кризис называют самым крупным на постсоветском пространстве со времен распада СССР. Россия пытается найти компромисс с Западом по украинскому вопросу. Однако сделать это непросто - компромисс возможен при условии учета Западом интересов Москвы.
Москва не ищет обострения. Россия устами министра иностранных дел Сергея Лаврова и президента Владимира Путина демонстрирует готовность договариваться. И хотя России удалось гарантировать дальнейшее присутствие своего военно-морского флота в Крыму, экономические и политические интересы Москвы на Украине продолжают быть под угрозой. Важнейшие среди них – внеблоковый статус Украины, беспрепятственный транзит энергоресурсов через ее территорию, сохранение производственной кооперации в военно-промышленном комплексе и в машиностроении, неприкосновенность прав русского и русскоязычного населения.
Однако Запад не склонен замечать российских интересов, и рассматривает ситуацию исключительно с точки зрения перспектив евро-атлантической интеграции Украины. Это заставляет Москву полагать, что и впредь Брюссель и Вашингтон не будут учитывать мнение России. Почва для диалога сокращается.
Решившись на активные действия в Крыму, Россия продемонстрировала, что готова защищать свои национальные интересы и не собирается в одиночку следовать нормам международного права. Фактически Россия сломала существующее табу на нарушение международного права странами Незапада. Вероятно, поэтому ее действия получили поддержку ряда развивающихся государств, которые устали от двойных стандартов в международной политике. Голосование на Генеральной Ассамблее ООН по Крыму показало, что около половины членов Ассамблеи отказались осудить действия России. «Что посеешь, то и пожнешь», - охарактеризовал действия Москвы глава российского МИД Сергей Лавров.
Весьма вероятно, что сложившийся статус-кво принят Западом. Не случайно все меньше западных лидеров говорят о том, что Россия обязана вернуть Крым Украине - они смирились с пересечением Москвой этой «красной линии» и установили новую. От России требуют «не эскалировать ситуацию», то есть не вводить войска в восточные области Украины. Москву подобное требование устраивает - Россия не хочет отторгать восточные регионы Украины, поскольку в этом случае получит у своих юго-западных границ враждебное государство. Именно поэтому Россия сосредоточила усилия на продвижении идеи федерализации Украины в ее нынешних границах - в этом случае восточные регионы страны продолжат уравновешивать западные, и станут гарантией того, что Украина сохранит свой внеблоковый статус.
Проблема в том, что эскалация ситуации может произойти без участия Москвы. Уставшие от игнорирования со стороны официального Киева, активисты Донецка, Харькова и Луганска фактически подняли в своих областях восстания. Захватываются здания областных и городских администраций и силовых структур, люди строят баррикады и готовы с оружием в руках защищать свои права. В свою очередь, Киев отказался от переговоров, приравняв сторонников федерации к террористам, и заявил о проведении «антитеррористической операции». Первый этап операции окончился провалом - собранные, по словам министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, подразделения со всей страны не смогли взять штурмом небольшой город Славянск в Донецкой области. Однако если спецоперация приобретет более широкий размах, в ней будут участвовать народные ополченцы. Арсен Аваков уже заявил, что готов выдать оружие всем желающим наводить порядок на Востоке страны. Если это приведет к значительному количеству пострадавших, то Россия будет вынуждена вмешаться и ввести войска на юго-восток Украины для стабилизации ситуации у своих границ. В этой ситуации итоги переговоров с Западом обнуляться.
Если же власть в Киеве займет прагматичную позицию, то Москва, Вашингтон и Брюссель не только получат возможность достичь определенного компромисса по политическим вопросам, но смогут перейти на новую стадию переговоров. В частности, откроется путь для решений по спасению украинской экономики. В этом процессе у Москвы будет ведущая роль. При этом Россия дает понять, что она не станет оказывать помощь Украине в одиночку и безвозмездно. Москва требует учета своих интересов.
Главное поле противостояния между Россией и Западом сейчас находится в информационном пространстве. Его цель – склонить на свою сторону общественное мнение. Важно не просто быть правым – важно быть убедительным. России нужно расширить спектр метафор для описания международных процессов. Несмотря на то, что наше общество светское, ткань общественной дискуссии насыщенна библейскими метафорами и ключевые политические процессы можно описать одной из них.
В Тегеране рассчитывают, что приход российских энергетических компаний на иранский рынок позволит двум странам качественно улучшить отношения.
Токио стоит перед выбором между заключением мирного договора с Москвой и получением двух островов, с одной стороны, и продолжением существующей политической линии – с другой. Комментируя возможность визита Владимира Путина в Японию, Сергей Нарышкин заявил, что «шайба сейчас — на стороне Японии», очевидно указывая на то, что Токио необходимо окончательно определиться со своими амбициями в отношении «северных территорий».
Каждый год приносит новые ситуации, которые не учитывались в прогнозах аналитиков. Кризис накладывается на кризис, что создаёт ощущение сжатости времени. Для нашей страны так было и раньше, но глобальной тенденцией это не являлось. Но пришли «Арабская весна», лихорадка Эбола, украинский кризис, события на Ближнем Востоке и миграционный кризис, ИГИЛ. Все эти события можно было предполагать, но в реальности никто их не прогнозировал.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.