Парламентская коалиция в Верховной Раде Украины формировалась искусственно. Украинские политики смогли подавить свои амбиции только под давлением руководства западных стран и внутриполитического запроса на новое качество власти. С течением времени поддерживать искусственную конструкцию парламентского большинства становится сложнее, поскольку обостряются противоречия между политическими силами и стоящими за ними группами интересов.
В какой-то момент некоторые парламентские фракции могут прийти к выводу, что выгоднее не держать единый фронт, а отправиться в самостоятельное плавание с традиционным набором популистских лозунгов.
Чтобы сохранить сложившийся расклад сил, украинский лидер Петр Порошенко вынужден пойти на переформатирование правительства.
Украинская политика в известном смысле откатилась назад в прошлое. Как и во времена Виктора Януковича, участники парламентского большинства предпочитают не выяснять отношения публично, а обсуждать все накопившиеся обиды и проблемы за закрытыми дверями. Правда, мотивы перевода политических противоречий в неформальное поле различны. Сейчас в украинском политическом процессе ключевые фигуры и действия государственных институтов легитимизируются с помощью поиска внешнего врага, а раз есть враг – значит нужно объединение усилий и как можно меньше разногласий. Поскольку в реальности разногласия остаются, единственный выход – это не делать их публичными. Ранее, при Януковиче кулуарные обсуждения были частью корпоративной культуры парламентариев и министров, а не следствием инстинкта политического самосохранения.
Основные противоречия между партиями касаются распределения постов в органах исполнительной власти, в первую очередь, в Кабинете министров. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко не оставляет надежд снова занять пост премьер-министра и стремится сформировать неформальный блок трех фракций (своей, Радикальной партии и ВО «Самопомощь»), чтобы оказать соответствующее давление на президента. В такой ситуации Петр Порошенко считает нынешнего главу правительства Арсения Яценюка меньшим злом и пытается сохранить костяк правительства нетронутым. Однако положение самого президента в парламенте неустойчиво: в его фракции из 150 депутатов только около 80 безоговорочно поддерживают предложения, исходящие из администрации главы государства. Большая часть остальных депутатов от Блока Петра Порошенко ориентируются на интересы крупных предпринимателей – Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Олега Бахматюка. Поэтому голосование по важным для власти законопроектам становится зависимым от небольших фракций – обычно Радикальной партии или «Батькивщины». Сохранить в подобных условиях состав правительства очень непросто.
Петр Порошенко всерьез рассматривает два варианта осуществления перестановок в правительстве. Первая идея – сохранить Арсения Яценюка в кресле премьера, но передать наиболее ответственные направления первому вице-премьеру. Кандидатом на этот пост считается Игорь Кононенко, бизнес-партнер украинского президента. Такая модель использовалась опять же во времена Януковича, когда Сергей Арбузов фактически руководил Кабмином при номинальном премьере Николае Азарове. Однако такой вариант потребует пересмотр квот в правительстве – наиболее уязвимы министерства экологии и аграрной политики. Эти посты привлекательны для небольших фракций коалиции и групп интересов, поскольку отвечают за отрасли, где большие возможности для использования полулегальных схем ведения бизнеса. Очевидно, что какой-то из постов стремится получить Радикальная партия – именно так следует трактовать заявление Олега Ляшко о его притязаниях на пост первого вице-премьера. Ляшко пока не готов поддержать премьерские амбиции Тимошенко, но сумел мастерски использовать этот фактор в ходе негласных консультаций с администрацией президента.
Второй вариант перестановок в правительстве – это отставка Арсения Яценюка и назначение министра финансов Натальи Яресько исполняющим обязанности главы правительства. Такой поворот событий заведомо приемлем для западных партнеров Киева, поскольку гражданка США Яресько не только опытный инвестиционный менеджер, но и человек, априори лояльный Вашингтону. Этот вариант вызывает опасения «Самопомощи» и «Батькивщины», поскольку их влияние на принятие решений сократится еще сильнее: Яресько ориентируется на президента Порошенко. Попытки этих партий добиться договоренностей с Радикальной партией и таким путем избежать увеличения президентской квоты в правительстве – пока не увенчались успехом: Олег Ляшко выбирает, кто может предложить больше.
Премьер-министр Арсений Яценюк стоит перед сложной задачей: с одной стороны, его очевидная цель – это ослабление позиций президента в парламенте и правительстве, но с другой стороны, именно поддержка Петра Порошенко удерживает его в правительстве.
Рейтинг поддержки премьера падает, ведь Яценюк руководит Кабинетом министров почти год, и за это время не произошло радикальных изменений в любой из сфер государственного управления. Поэтому лидер «Народного Фронта» вынужден вести очень осторожную игру, суть которой состоит в попытках найти точки соприкосновения со всеми заинтересованными сторонами. Правда, комбинация с участием одной из партий (например, «Батькивщины») резко снижает вероятность участия другой политической силы (например, радикалов Олега Ляшко).
Хотя косметические перемены в составе правительства в большей степени устраивают все фракции парламента и группы интересов, остается вероятность, что запросы одной из сторон будут чрезмерными. Напомним, что нынешний состав правительства Яценюка согласовывался в общей сложности четыре недели и толчком для взаимных уступок послужило, прежде всего, давление западных партнеров Украины, а не искреннее желание достичь компромисса. В случае, если перестановки не будут одобрены тремя или даже двумя малыми фракциями коалиции, украинский политический процесс может вступить в период неопределенности.
Возможно несколько сценариев развития событий. Во-первых, правительство Яценюка просто продолжит работу, пока у одной из сторон не накопится желание резко изменить ситуацию. Этот вариант устраивает президента и премьер-министра Украины, но не малые фракции Верховной Рады. Правда, голосование в парламенте по важнейшим инициативам власти станет ситуативным, менее предсказуемым. Наконец, бесконечное откладывание на потом проблем коалиции может привести к гораздо более масштабному кризису, чем можно себе представить сегодня. Во-вторых, правящая коалиция может сократиться: из ее рядов вероятнее всего могут выйти «Самопомощь» или «Батькивщина». Формирование «усеченной» коалиции не выгодно Петру Порошенко, поскольку существование коалиции еще больше будет зависеть от малых фракций. В таком случае, квота президента в правительстве снизится, а квота оставшихся малых фракций вырастет. И последний вариант – путем больших уступок президенту удастся вновь собрать коалицию воедино. Но в таком случае, логика политического процесса на Украине изменится: малые фракции и «Народный фронт» убедятся, что конфронтационное поведение приносит больше выгод, чем кооперационное. Иными словами, Украина вернется к модели отношений парламента и президента времен Виктора Ющенко: суть модели состояла в том, что парламентарии знали слабости главы государства и умело их использовали, добиваясь уступок по принципиальным вопросам.
В целом, перед Петром Порошенко стоит непростая задача: сохранить и парламентскую коалицию, и основной костяк в правительстве. Поскольку центробежные тенденции в коалиции нарастают, уместнее разрешить часть имеющихся противоречий уже сейчас. Единство под предлогом внешней угрозы было краткосрочным цементирующим механизмом коалиции, срок действия которого близок к концу. Для того, чтобы найти новый механизм консолидации Петру Порошенко понадобится не только присущий ему дипломатический талант, но и готовность принимать неожиданные и болезненные решения.
Американо-иранские договоренности по ядерной программе могут стать началом серьезнейших изменений ближневосточного политического ландшафта. Выход Ирана из-под санкций, безусловно, обострит его конфликт с Саудовской Аравией — этот конфликт, в отличие от американо-иранского, экзистенциальный, и договориться Эр-Рияд и Тегеран не смогут. А значит, между ними будет идти холодная война, которая, безусловно, будет проходить и в форме классических «конфликтов на периферии».
Украинские эксперты оптимистично оценивают шансы Украины, поскольку считают, что даже некоторый успех в этом направлении усилит переговорные позиции Киева в диалоге с ДНР/ЛНР или с Россией по энергетической проблематике.
Исторически выбор напарника кандидатом в президенты США обуславливался исключительно электоральными бонусами, которые можно было за счет него получить. Задача вице-президента — втащить шефа в Овальный кабинет, а затем сидеть в Западном крыле или же ходить на мероприятия. В последнее время ситуация постепенно меняется — вице-президенты не только помогают войти в Белый дом, но и управлять оттуда.
Маловероятно, что любого рода деятельность мусульманских общин в ближайшее время приведет к «исламизации» Европы. В европейском обществе слишком сильно недоверие к мусульманам-иммигрантам. Например, во Франции и Германии более половины населения убеждены в том, что число мусульман в данных странах слишком велико, а рост их численности в результате иммиграции может быть опасен.