Активность исламских радикалов на Северном Кавказе и теракты в Волгограде декабре 2013 года выносят проблемы охраны Олимпийских игр в Сочи на первый план.
ПРЕМИУМ
10 февраля 2014 | 17:00

Оценка системы безопасности Олимпиады в Сочи

Оценка системы безопасности Олимпиады в Сочи
Важным фактором проведения Олимпийских игр является обеспечение безопасности их участников. Актуальной эта проблема стала после захвата спортсменов в заложники в ходе Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Стало очевидным, что террористические организации в большинстве случаев не уважают традиционное «олимпийское перемирие». Активность исламских радикалов на Северном Кавказе и теракты в Волгограде декабре 2013 года выносят проблемы охраны Олимпийских игр в Сочи на первый план.

География Олимпиады как естественная защита 
Объединение Сочи с Северным Кавказом в контексте безопасности Олимпиады - во многом искусственное. Сочи не принадлежит Северному Кавказу ни географически, ни политически, ни демографически, ни экономически. При взгляде на карту кажется, что город расположен географически близко к точкам напряженности на Северном Кавказе, однако это впечатление обманчивое. Дорога от Майкопа до Туапсе идет через перевал и занимает не менее четырех часов езды на автомобиле в теплое время года. От Туапсе до региона проведения Олимпиады сто километров. Из горной части Карачаево-Черкесии в Сочи нет дороги. Преодоление высокогорных перевалов в теплое время года требует помощи проводников и хотя бы минимальных навыков передвижения в горах. Зимой они практически непроходимы. В этом смысле Сочи изолирован от Северного Кавказа. Ни горная часть Карачаево-Черкесии, ни Адыгея не относятся к числу территорий, где проблема терроризма актуальна в настоящее время.

Сочи входит в состав Краснодарского края, но всегда занимал в нем особое место. В отличие от “Кубани”, особенно внутренних сельских районов края, Сочи - это современный космополитичный, динамичный мегаполис. Результаты выборов в Сочи традиционно отличаются от результатов выборов в регионе, сдвигаясь скорее к электоральным моделям, которые демонстрирует Москва и другие города-миллионники. Сочи многонационален, однако “этнические мусульмане”, в отличие от многих республик Северного Кавказа, не составляют в нем большинство. Коренные жители Сочи - немногочисленные ныне шапсуги - никогда не были ревностными мусульманами и до сих пор сохраняют элементы доисламских верований. На двенадцать шапсугских сел приходится всего одна небольшая мечеть (аул Тхагапш), построенная еще в начале XX в. и недавно восстановленная. Планируется строительство новой мечети в селе Большой Кичмай. Причем жители Большого Кичмая отвергли планы ее строительства в центре села, и мечеть будет построена на его окраине. Некоторой “исламизации” Сочи содействовала олимпийская стройка, в которой принимали участие рабочие из мусульманских республик Северного Кавказа. Однако этот фактор ослабит свое действие после завершения стройки.

Хотя Сочи получил значительные инвестиции из федерального бюджета в последние годы, его экономическая модель имеет мало общего с экономической моделью, привычной для Северного Кавказа. Город обладает динамичной экономикой, собственными возможностями для роста и развития. Он может существовать без дотаций, в отличие от республик. Все эти отличия заставляют думать, что Сочи не может стать территорией зарождения и распространения экстремистских политических учений и терроризма.

Международные оценки безопасности игр
В обеспечении безопасности зимней Олимпиады 2014 году примут участие до 100 тысяч военных, сотрудников полиции и спецслужб. Не все из них – «силовики» в привычном смысле слова. Так, МЧС России направило в Сочи 23 тысячи своих сотрудников.

Меры безопасности в Сочи получили достаточно высокую оценку иностранных наблюдателей. Глава комитета по национальной безопасности Конгресса США Майкл Маккол, посетивший олимпийские объекты заявил, что «уровень обеспечения безопасности очень высокий», причем большинство принимаемых мер невидно простым гражданам и не нарушает атмосферу игр. Большую надежду внушает и то, что с Россией в вопросах безопасности интенсивно сотрудничают иностранные государства, несмотря на определенные политические противоречия, возникшие в 2013 году. В Сочи будет командировано множество представителей спецслужб США и Европы, в том числе не менее 20 агентов ФБР.

По имеющимся данным, России удалось даже установить диалог со специальными службами Грузии, несмотря на то, что дипломатические отношения между странами так и не были восстановлены после войны 2008 года. Москва и Тбилиси достигли соглашения о совместном обеспечении безопасности в регионе в период Олимпийских игр и наладили информационный обмен.

Впрочем, на этом фоне сохраняется определенная недружественная России политическая активность в публичном пространстве. Причем в ряде случаев ее осуществляют не только СМИ или антироссийские настроенные объединения. Так власти Великобритании и Франции выпустили для своих граждан памятки, пугающие желающих посетить Олимпийские игры, высоким уровнем преступности, насилием на межнациональной почве, полицейским преследованием сексуальных меньшинств.

Причем эти предупреждения отражают скорей бытовые стереотипы, формируемые западной прессой, а не реальные риски для иностранцев в Сочи. Уровень преступлений на национальной почве в России – в несколько раз ниже, чем уровень аналогичных деяний в Великобритании и США. А инциденты, связанные с неприятием сексуальных меньшинств, не достигали в России за всю новейшую историю такого уровня, как это было во Франции после принятия закона об однополых браках в мае 2013 года.

Угроза терактов в Сочи и меры противодействия
Гораздо более реальными для Олимпиады в Сочи является риск осуществления террористических актов со стороны экстремистов. Российским властям удалось провести без происшествий прошлогоднюю Универсиаду в Казани, хотя ранее в Татарстане были созданы ячейки террористического подполья, в частности, группировки «Джамаат Булгар». Однако полностью исключить возможность терактов в тот или иной момент не представляется возможным.

Иракская группировка «Ансар Аль-Сунна», ранее заявлявшая о своей причастности к терактам в Волгограде, уже выступила с угрозами проведения аналогичных терактов в период Олимпиады. Аналогичные заявления были и со стороны группировки «Имарат Кавказ». Конечно, эти публичные акты отражают в первую очередь желание террористов напомнить о себе, однако нельзя исключить и попыток воплотить заявленное в жизнь.  

Для ликвидации этих угроз российскими спецслужбами предпринимается ряд мер. Прежде всего, это создание «линии обороны» в самом Краснодарском крае, проведение массовых контрольных мероприятий непосредственно в регионе с целью поиска потенциальных террористов. Кроме того, на Северном Кавказе проведена серия операций по поиску баз боевиков в Ингушетии, Дагестане и других регионах. Операции должны были лишить террористическое подполье «тыла» для проведения терактов против объектов в Сочи. 

Эти меры оказались эффективными. По данным статистики, число жертв терактов на Северном Кавказе сократилось в 2013 году почти на 20%. Тенденция к сокращению уровня террористические активности наблюдалась в течение всех последних лет. Это позволяет оценивать степень способности исламистов нанести удар по инфраструктуре Сочи как низкую. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

3 августа 2016 | 12:09

Власти и оппозиция в Армении готовятся к выборам 2017 года

Идея формирования «власти национального согласия» вписывается Саргсяном в контекст конституционной реформы, практическая реализация которой стартовала в 2015 году. Между тем, сами изменения Основного закона являются в сегодняшних условиях одной из причин роста протестных настроений. Помимо конституционных поправок армянские избиратели недовольны многим. Но реформы Конституции видятся многим в качестве инструмента для пролонгации пребывания во власти Сержа Саргсяна и его команды.

29 мая 2018 | 16:33

Дайджест внешней политики Германии 22-29 мая

Напряженные переговоры Хайко Мааса с Майком Помпео и Джоном Болтоном зафиксировали противоречия Вашингтона и Берлина по иранской ядерной сделке и торговым вопросам. США подтвердили намерение выйти из соглашения и ввести пошлины на европейские сталь и алюминий. Ориентированный на укрепление евроатлантических связей Маас выглядел разочарованным и неуверенным. Гораздо лучше чувствовала себя Ангела Меркель, совершившая визит в Китай. 

3 января 2015 | 23:00

Противоречия очередного раунда минских переговоров

Минские переговоры – это своего рода представление, в котором Украина вынуждена торопиться не спеша. При этом, такие очевидные соображения, как важность Донбасса для целостности и энергетической состоятельности страны, ответственность перед гражданами в неконтролируемой части Донецкой и Луганской областей, – обычно игнорируются.

24 марта 2015 | 13:00

Великий уравнитель: Сергей Лавров как внешнеполитический ресурс

Внешнеполитические ресурсы России всегда были скромнее ее реального международного положения. Так сложилось потому, что российская внешняя политика опирается не только и не столько на материальные ресурсы, сколько на нематериальные активы — обширную регионоведческую экспертизу, большой опыт конфликтов и компромиссов, накопленный в международном сообществе авторитет.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова