Крис Вэфер
Кремль все более склонен пойти на уступки и готов взаимодействовать с США и ЕС взамен на начало постепенного снятия санкций в финансовом секторе в 2017 году. Но если Москва столкнется – снова – с категорическим отказом, велика вероятность того, что Россия потеряет какую-либо надежду на нормальные отношения с Западом, займет более воинственную позицию и будет более активно развивать свои отношения с Китаем и другими азиатскими странами.
ПРЕМИУМ
4 августа 2016 | 18:08

Оценивая эффект западных экономических санкций против России

Если целью западных санкций против России была смена руководства или режима, то эта политика явно провалилась. Если же идеей было причинить экономические трудности российскому народу, тогда санкции сработали, однако имели очень ограниченный эффект.

Когда новая американская администрация и ЕС будут обсуждать политику санкций против России в конце года, им следует учесть, что Кремль начинает терять терпение и хочет увидеть начало процесса ослабления санкционного давления в финансовом секторе. Остальное едва ли так же важно. Таким образом, Кремль все более склонен пойти на уступки и готов взаимодействовать с США и ЕС взамен на начало постепенного снятия санкций в финансовом секторе в 2017 году.

Но если Москва столкнется – снова – с категорическим отказом, велика вероятность того, что Россия потеряет какую-либо надежду на нормальные отношения с Западом, займет более воинственную позицию и будет более активно развивать свои отношения с Китаем и другими азиатскими странами.

Рейтинг доверия Владимира Путина в конце 2013 года составлял около 63% - приблизительно такой процент голосов он получил на президентских выборах в марте 2012 года. С момента начала конфликта с Западом по поводу Крыма и Восточной Украиной его рейтинг вырос до 80-89%. Все, кто изучал российскую историю, знают, что в периоды кризиса народ объединяется вокруг своего лидера. Это происходило и во времена царской России, и в советскую эпоху. Путин снова будет избран президентом в марте 2018 года, если будет баллотироваться. Судя по всему, он намерен оставаться во главе страны до 2024 года. Но даже если бы он захотел уйти, это бы не привело к смене режима. Система управления и госаппарата не изменится.

Санкции, и особенно то, как их освещает пресса – как экономическое и политическое наступление на Россию, во многом сыграли Путину на руку. Они позволили Кремлю сконцентрироваться на этом «наступлении», которое отвлекло от экономического спада и истинных причин резкой смены экономического процветания экономической рецессией. Согласно опросам общественного мнения, большинство россиян считают главной причиной ухудшения ситуации западные санкции, и это толкает их к протесту.

В действительности же, санкции очень слабо повлияли на экономический спад. Гораздо большее значение для, например, обрушения курса рубля и спада темпов производства имело падение цен на нефть. Но дело не столько в снижении нефтяных цен как таковом. Снижение произошло в момент, когда экономика уже начала замедлять рост по мере того как старая модель развития становилась все менее эффективной. Суть этой модели заключалась в обеспечении нефтеприбыли, которая обеспечивала бюджет, гарантируя рост зарплат госслужащих и пенсий, эффект низкой базы и увеличение уверенности людей в будущем, что было связано с периодом стабильности, начавшемся в президентство Путина. Однако модель начала устаревать в 2012 году. В 2013 рост ВВП составил лишь 1,3%, то есть треть того показателя, который экономика демонстрировала двумя годами ранее, и это несмотря на то, что цена на нефть составляла в среднем 110 долл. за баррель и не было никаких трудностей геополитического характера.

Несомненно, санкции оказали некоторый негативный эффект. Нехватка некоторых видов продуктов зимой 2014 года подстегнула инфляцию, хотя и в меньшей мере по сравнению с тем, как на ней отразился коллапс рубля на фоне падения цен на нефть. Приток инвестиций почти прекратился за исключением некоторых крупных энергетических контрактов, а 2014 год характеризовался новой волной оттока капитала. С начала 2014 года российские банки и промышленные компании были вынуждены выплатить 250 млрд долл. внешнего долга, что составляет более 20% ВВП по нынешнему курсу. Очевидно, что этого бы не случилось, если бы экономика не находилась в кризисе.

Однако те, кто предсказывали – или надеялись на – экономический коллапс, который, в свою очередь, должен был привести к массовым уличным протестам, явно не понимали главного.

В безвыходной ситуации Кремль делает то, что должен. В данном случае он выступил в поддержку отказа Центробанка от регулирования курса валют. Проще говоря, банк освободил рубль от какой-либо привязки. Этот разворот на 180 градусов позволил почти в одиночку спасти экономику и заложил основу для дальнейшей стабильности, которая должна стать основой для возникновения новой производственной модели.

Отправить рубль в «свободное плавание», что привело к его обесцениванию в отношении евро и доллара, было не простым решением. Прошедшие 15 лет правительство представляло рубль как символ экономической силы России. Был серьезный риск того, что отказ от привязки его к евро и доллару мог запустить цепную реакцию, которая серьезно угрожала банковской системе. Но этого не случилось, частично из-за того, что россияне связали этот шаг ЦБ с негативным влиянием западных санкций. Сегодня рубль вновь относительно стабилизировался на уровне выше 60 за доллар. Если бы люди видели причину в плохой экономической политике и отказе от ее реформирования, ситуация сегодня возможно была бы хуже.

Экономика по-прежнему находится в рецессии, но постепенно начинает из нее выходить и должна вернуться к нормальным темпам роста к четвертому кварталу текущего года. При прочих равных условиях, то есть в отсутствие нового снижения цен на нефть или любого другого внешнего шока, в 2017 году ожидается рост экономики около 1,5 % - даже при сохранении текущей санкционной политики.

То есть может показаться, что санкции больше не являются проблемой и экономика адаптировалась к новым условиям. И да, и нет. Угроза экономического коллапса или кризиса миновала, но это не означает, что экономика продолжит расти в ближайшие несколько лет. Именно поэтому санкции против финансового сектора столь принципиальны, и Кремль очень надеется на начало процесса их постепенного ослабления.

Очевидно, что санкции, введенные в связи с Крымом, не будут сокращены еще долго – если будут сняты вообще. Но они не так важны для экономики. Также нет указаний на то, что запрет на ввоз в Россию технологий двойного применения, некоторого нефтяного оборудования и услуг оказывает какое-либо влияние. Нефтепроизводство в России сегодня находится на самом высоком уровне с начала 1990-х гг. и может вполне вырасти еще, с учетом того, что крупные нефтяные компании, такие как Роснефть, смогли сохранить финансирование за счет продажи акций некоторых добывающих проектов. Одним из таких примеров является покупка в начале этого года индийской компанией ONGC 15% доли крупного Ванкорского нефтегазового месторождения за 1,2 млрд долл.

С санкциями против финансового сектора ситуация обстоит иначе. Формально эти санкции касаются только государственных банков и некоторых других предприятий, контролируемых государством, и запрещают им брать в долг на срок от 30 дней и более. Но эффект этого запрета идет гораздо дальше.

Он является сигналом о том, что в России плохие и опасные условия для ведения бизнеса. Существует множество примеров того, как многие торговые и инвестиционные сделки, которые не попадали бы под положения запрета, не состоялись из-за опасений санкций. Пример введения больших американских штрафов против банков стран ЕС, которые якобы пытались усилить санкции против Ирана, служит серьезным предостережением для всех, кто хочет развивать бизнес в России.

Главное - это то, что, несмотря на сегодняшнюю стабильность экономики и ее постепенный выход из рецессии, возвращение к постоянным 3-4% роста невозможно без выполнения следующих условий: 1) правительство должно быть в состоянии финансировать бюджетный дефицит; 2) должен вырасти поток иностранных инвестиций; 3) должно расти внутреннее инвестирование и расходы и 4) опасения по поводу риска санкций должны пойти на спад.

Если санкции против финансового сектора будут полностью сняты в 2017 году, особенно со стороны США (так как постепенное снижение санкций со стороны ЕС будет иметь незначительный эффект), тогда российская экономика сохранит низкие темпы роста, а финансовые опасения, например, в рамках бюджета, начнут расти с конца 2017 года. Это никак не отразится на результатах президентских выборов, но может привести к тому, что Россия в последующий период займет менее кооперативную позицию в отношении Запада и все больше будет поворачиваться на Восток. России будет просто нечего получить от сотрудничества с западными странами. Поэтому для тех, кто настроен продолжать санкционную политику и изолировать Россию, актуальна поговорка: «будьте аккуратнее со своими желаниями».

 

Впервые опубликовано на сайте European Leadership Network на английском языке

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

12 июля 2016 | 17:00

Признаки прогресса в Нагорно-Карабахском урегулировании

Визит российского министра и в Азербайджане, и в Армении, и в соседних странах, и в США вызывает значительный интерес. От него ждут если не сенсаций или прорывов, то определенной конкретизации относительно нагорно-карабахского урегулирования в целом и позиции Москвы, в особенности. Сразу оговоримся, эти ожидания имеют различное наполнение. Естественно, Ереван и Баку надеются на то, что РФ сделает выбор в их пользу, а партнеры России по Минской группе ОБСЕ  не хотели бы концентрации дипломатического влияния на мирный процесс в руках Москвы.

18 мая 2016 | 23:00

Встреча Алиева и Саргсяна в Вене продемонстрировала готовность к продолжению диалога

И у Еревана, и у Баку не было возможностей полностью отринуть дипломатический формат и пойти по пути полной «разморозки» конфликта и слома статус-кво. У каждой из сторон имелись собственные ограничители для продолжения конфронтации. Но нежелание наращивать спираль насилия, не в последнюю очередь, произошло из-за того, что сопредседатели Минской группы, несмотря на имеющиеся противоречия между собой, смогли добиться высокого уровня кооперации и солидарной оценки ситуации.

22 февраля 2016 | 06:51

Российско-турецкая конфронтация: кавказское измерение

Не представляется возможным оставлять ситуацию в этом регионе на самотек. Нужно максимизировать дипломатические контакты между всеми странами Закавказья, несмотря на имеющиеся неразрешенные проблемы, и добиться более нюансированной позиции в отношении действий Турции (как в целом, так и на кавказском направлении в частности). Это позволило бы купировать дополнительные риски и, в конечном итоге, удержать имеющийся статус-кво до лучших времен.

22 декабря 2014 | 23:01

The US view on the Ukrainian crisis

My observations in Washington prove that this is not an immediate objective for the US yet. However, it does not mean, that the Americans will refrain from an opportunity to speed up the fall of the Russian regime if the internal problems cause a social upheaval. Having met with the White House, National Security Council and Pentagon officials, as well as experts on Russia in Washington, I may conclude that the US has certain difficulties formulating a single consistent policy towards Moscow and is, therefore, incapable of conspiring against it.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова