По данным последних социологических опросов американских избирателей, Хиллари Клинтон продолжает сохранять небольшой отрыв от своего главного конкурента Дональда Трампа. После неприятного инцидента с резким ухудшением самочувствия Клинтон во время памятных мероприятий 11 сентября её лечащий врач Лайза Бэрдак поспешила заявить, что её пациент находится в «прекрасном душевном состоянии» и готова продолжить предвыборную гонку. Всё большее число экспертов склоняются к тому, что именно ей достанется президентский пост, и пытаются делать прогнозы о том, какие изменения ждут США, исходя из её политической программы.
В ходе предвыборной гонки оба кандидата уделяли много внимание внешнеполитическим вопросам. Здесь Клинтон, занимавшая пост Госсекретаря США с 2009 по 2013 гг. смотрелась ощутимо увереннее своих оппонентов. В отличие от эпатирующего публику громкими заявлениями Трампа, Клинтон стремилась предстать в качестве респектабельного и опытного политика, имеющего на руках готовые рецепты успешной дипломатии. Детальной разработкой собственной внешнеполитической программы Хиллари Клинтон занималась еще с середины 2000-х гг., адаптируя её по мере возможности к стремительно меняющимся условиям современных международных отношений.
Какие принципы лежат в основе внешнеполитической программы Хиллари Клинтон?
В первую очередь, Клинтон является последовательным сторонником концепции американской «исключительности». Даже очевидные неудачи американской дипломатии последних лет: война в Афганистане и Ираке, финансовый кризис, международный терроризм, вызовы со стороны России и Китая – хотя и признаются болезненными ударами, но остаются лишь дополнительным стимулом к более активной политике продвижения американских интересов во всем мире. Её главный консультант по внешней политике Джейк Салливан обозначил общее настроение в команде Клинтон: «Хоть эти кризисы и ослабили веру граждан в наши способности и наши возможности, мы должны быть сильными и уверенными. Несмотря на все наши недостатки, на все раны, которые мы сами себе нанесли, только мы сможем привести мир к большему успеху и процветанию».
Анализируя внешнеполитическую доктрину Клинтон, аналитик агентства «Внешняя политика» Максим Сучков пишет:
«В основе концепции – двухуровневый императив. С одной стороны, американской внешней политике следует стремиться к обновлению мирового порядка, учитывая его новые реалии. С другой – мировой порядок должен гарантированно защищать собственно американские ценности и установки».
Согласно документам штаба политических советников Клинтон, существует два основных типа угроз американской безопасности. К первой группе относятся геополитические вызовы «увядающей» (declining) России и «поднимающегося» (rising) Китая. Вторая группа обозначается более расплывчатым термином – «стратегический терроризм» (strategic terrorism). Под этим понимают широкий круг акторов: от ставших уже конвенциональными террористических организаций радикально-религиозной направленности до кибертерроризма. В планах Клинтон – ликвидировать эти угрозы за 10-15 лет и заложить фундамент для обновленной системы международных отношений при безусловном лидерстве Соединенных Штатов.
Ключевым элементом внешнеполитической стратегии Клинтон признается «политика позитивных действий» (affirmative action foreign policy), которая предполагает пересмотр отношений с одними субъектами мировой политики и большее «вовлечение» других. Её практическое воплощение потребует реализации трех групп установок. Согласно уже укоренившейся традиции их доктринального оформления, они выстраиваются по маркетинговым лекалам трех «R»: укрепление (reinforce); перебалансировка (rebalance); видоизменение (reshape).
Укрепление, в свою очередь, также подразумевает несколько аспектов. Во-первых, признается необходимым укрепить основы американской мощи и престижа. Во-вторых, требуется укрепить саму политическую систему США за счет достижения консенсуса между республиканцами и демократами. В-третьих, Клинтон выступает за укрепление основ американских ценностей, которые в последние годы «подверглись коррозии»:
«Молодые люди по всему миру видят в Америке главный моральный ориентир, но их разочаровывают наши тюрьмы Абу-Грейб и Гуантанамо. Вместе с тем они мало знают о том, как много США сделали для демократии по всему миру в годы холодной войны».
Наконец, последним элементов политики укрепления является усиления ведомых Соединенными Штатами альянсов. Основной акцент направлен на работу с европейцами, которые, по мнению демократов, в настоящий момент столкнулись с тремя ключевыми вызовами: последствиями «Брексита», кризисом с беженцами и – шире – массовой миграцией, а также «агрессивной Россией».
Политика «перебалансировки» подразумевает усиление американского присутствия в тех регионах мира, где баланс сил смещается не в пользу США. В первую очередь, речь идет об Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Клинтон планирует противостоять усилившемуся Китаю, избегая при этом прямого столкновения. Другим важным регионом, которому необходима «перебалансировка», признается Ближний Восток с угрозой распространения радикального исламизма и Ираном, который следует встроить в региональную систему безопасности, не нарушая партнерства с монархиями Персидского залива.
По мнению Максима Сучкова, данная часть программы вызывает много вопросов:
«План пока выглядит утопическим. Сильных и целостных государств на Ближнем Востоке остались единицы, а сам регион вступил в период длительной турбулентности. В таких условиях долгосрочная стратегия вообще едва ли возможна, а бесконечное число импровизаций трудно выстроить в последовательную «перебалансировку».
Третья часть доктрины – видоизменение, на данный момент оформлена довольно размыто. Здесь основные цели подчинены общей директиве – первыми устанавливать правила во всех значимых международных вопросах: от изменения климата до нераспространения ядерного оружия. По мнению Клинтон, способность задавать тон, формировать тренд станут фундаментальными задачами американской внешней политики.
Построению идеальной мировой системы, замкнутой на США и их интересах, могут помешать три деструктивные силы, условно именуемыми в штабе Клинтон «крокодилами, способными перевернуть лодку и сожрать пассажиров».
Первое место здесь довольно неожиданно занимает Россия, по мнению Хиллари Клинтон – главный «спойлер», разрушитель всего хорошего. При этом опасность со стороны России проистекает не от её силы, а от слабости. По мнению одного из советников Клинтон:
«Легко отмахнуться от страны с одномерной экономикой и сокращающимся населением. Но “увядающие” державы могут быть не менее опасны, чем “восходящие”. Поэтому нельзя недооценивать то, что, скорее всего, станет долгосрочным вызовом от обиженной (aggrieved), агрессивной и чувствующей себя неуверенной и незащищенной России».
В штабе кандидата не испытывают иллюзий насчет возможного встраивания России в американский мировой порядок. Соответственно, давление на неё будет продолжено посредством ограничения доступа к мировому капиталу, формирования соответствующего международного информационного фона и санкционной политики. Возможности для компромиссов, безусловно, остается, однако они будут требовать гибкой прагматики и наличия политической воли.
Другие обозначенные угрозы традиционны для американского внешнеполитического видения. Так, второй по значимости опасностью признается финансовый кризис и общая экономическая неопределенность. На третьем месте – международный терроризм.
Показательно отсутствие в списке угроз Китая. По словам Максима Сучкова:
«Отсутствие в этой системе Китая является, скорее, показателем «стратегического лукавства» разработчиков доктрины Клинтон. Сами они в частных беседах признают, что на закрытых мозговых штурмах китайская тема зачастую занимает до девяноста процентов времени».
Наконец, в известном смысле фундаментальной угрозой для внешней политике США в штабе Клинтон признают утрату американскими элитами общего стратегического видения. По словам одного из близких соратников кандидата, вместо «толпы детей, бегущих за брошенным мячом» (аллегория зацикленности современных политиков и экспертов на новостных сенсациях), необходимо создавать «ориентированные на стратегические миссии команды профессионалов... Следить за тем, что происходит в мире, важно, но нельзя отрывать взгляда и от долгосрочности того, какую страну и какой мир мы хотим создать».
Несмотря на видимую стройность и логичность, внешнеполитическая доктрина Хиллари Клинтон остается уязвимой для критики. Так, не вполне понятно каким образом будет происходить вовлечение новых игроков в систему мировой политики без конфликтов с устоявшимися лидерами. «Политика позитивных действий» пробуксовывает на внутриполитическом поле США с сохраняющимися расовыми предрассудками и фактическом отсутствием равных возможностей, и трудно привести аргументы, почему во внешней политике всё будет по-другому.
Вероятно, в случае избрания Хиллари Клинтон президентом США, её внешняя политика будет сочетать основные тенденции и принципы последних американских президентов: продвижение демократии, содействие экономическому процветанию и укрепление безопасности от Билла Клинтона, ориентацию на военную силу и укрепление безопасности от Джорджа Буша-младшего, продолжение магистральных направлений от Барака Обамы. Большинство стратегических инициатив сохранятся и получат дальнейшее развитие: контроль над ключевыми мировыми транспортно-логистическими коммуникациями, «ядерная сделка» с Ираном, Трансатлантическое инвестиционное партнерство и Транстихоокеанское партнерство. Впрочем, чтобы реализовать свой внешнеполитический курс Хиллари Клинтон еще необходимо победить на выборах.
Грузия является местом не только столкновения глобальных игроков, но и точкой, где сходятся линии сотрудничества региональных держав. Мы причисляем к ним Россию, Турцию и Иран. По очевидным причинам Грузия всегда находилась внутри треугольника трёх великих государств. Её территория, этнический состав и внутренний уклад зачастую зависели оттого, к какому полюсу, российскому, турецкому или персидскому тяготели грузинские княжества.
24 октября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью интернет-изданию ПОЛИТКОМ.RU. В ходе беседы были рассмотрены проблемы российско-американских противоречий, перспективы развития сирийского конфликта, а также различные вопросы современных международных отношений.
В целом, официальная реакция большинства по поводу смерти Бориса Немцова сдержанная. Но информационное противостояние России и Запада накладывает отпечаток на циркулирующие в публичном пространстве мнения. Поэтому версии о «кремлевском» следе в преступлении намного популярнее версий о бытовых, финансовых, случайных или религиозных причинах для убийства.
В выступлении Джо Байдена в Киеве на этой неделе впервые появились предупреждения о том, что время для реформ в Киеве может скоро закончиться. Несмотря на эмоциональные заявления во время Парижского саммита, на практике ни демократы, ни республиканцы в реальности не готовы принимать на себя конкретные обязательства по борьбе с изменением климата. После того как стрельба в Сан Бернардино была признана террористическим актом, президент развернул беспрецедентную законодательную деятельность в области борьбы с ИГ.