Геворг Мирзаян
Откровенные срывы Киевом Минских соглашений и общее улучшение имиджа России в мире неизбежно приведет к более объективному взгляду западного общества на украинские события. Появляется все больше политиков и журналистов, которые признают, что Минские соглашения нарушает именно Киев.
ПРЕМИУМ
14 февраля 2016 | 01:00

Обострение комплекса мер: Почему за год Минские соглашения не начали работать

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

Год назад, 12 февраля 2015 года, после многочасовых мучительных переговоров главы России, Франции, Германии и Украины родили документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Так называемый «Минск-2» позиционировался как основа, дорожная карта для разрешения не только противостояния в Донбассе, но и гражданского конфликта на Украине в целом. Реализация политической части «Минска-2» должна была привести к переформатированию украинского унитарного государства в более подходящую для общественной структуры страны федерацию. Однако прошел год, гражданская война на Украине продолжается, а само государство движется к политическому и экономическому коллапсу.

Стреляют...

С одной стороны, Минские договоренности сложно назвать успешными, ведь ни один пункт мирных соглашений так и не был выполнен. Даже те, которые имеют отношение к военным действиям. Так, вопреки первому пункту (о прекращении огня на третий день после подписания соглашения) Украина и самопровозглашенные республики продолжают взаимные обстрелы.

«Всего с 1 по 7 февраля каратели обстреляли территорию ДНР 882 раза, в том числе из тяжелого вооружения — 770 раз», — говорит представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин.

«Российские террористы (так в Киеве называют ополченцев) за 10 февраля 50 раз обстреляли силы антитеррористической операции», — жалуются в штабе АТО.

О мотивах Киева, который чаще открывает огонь первым, судить сложно: то ли это дань местным националистам, то ли попытка принудить непризнанные республики начать контрнаступление (как это было в январе 2015 года) и тем самым сорвать российско-европейское сближение по украинскому вопросу. В связи с этим отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения (второй пункт) тоже, по сути, не состоялся, как и эффективный мониторинг этого отвода и режима прекращения огня со стороны ОБСЕ (пункт третий).

К наблюдателям у ополченцев давние и серьезные претензии. В ДНР и ЛНР жалуются, что ОБСЕ не фиксирует многочисленные нарушения соглашения со стороны Киева по политическим причинам. Но ее действия логичны: если ОБСЕ признает факты регулярных обстрелов, Западу придется признать, что Украина нарушает Минские соглашения. Наконец, никакого «вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ» и «разоружения всех незаконных групп» не состоялось.

В Киеве уверяют, что в Донбассе до сих пор находятся российские дивизии, но при этом не хотят заниматься разоружением националистических формирований, предпочитая вместо этого встраивать их в существующую структуру вооруженных сил. В итоге радикалы зачастую действуют самостоятельно, и чаще всего именно они осуществляют значительную часть обстрелов территории ДНР и ЛНР.

Не договариваются

Основная сложность в том, что Киев не выполняет не только военную часть Минских соглашений (в срыве которой можно обвинить и ополченцев), но и политическую. Минские соглашения предполагали, что политическое решение гражданского конфликта в Донбассе будет найдено через прямые переговоры между его участниками — официальным Киевом и руководством самопровозглашенных республик. Однако украинские власти считают, что участниками конфликта являются Украина и Россия, а сами столкновения в Донбассе представляют собой не гражданскую, а оборонительную войну.

Чтобы не признавать гражданский характер конфликта, администрация Петра Порошенко отказывается садиться за стол переговоров с руководством ДНР и ЛНР, чем подрывает весь процесс политического урегулирования.

Так, никакого диалога о проведении местных выборов в Донбассе (пункты 4 и 12), который должен был начаться в первый день после отвода войск, не было. Проигнорирована необходимость обсуждения восстановления социально-экономических связей между республиками и Украиной (пункт 8) — Киев продолжает курс на блокаду отколовшихся территорий.

Ну и, наконец, главный, 11-й пункт Минских соглашений — о проведении конституционной реформы, предполагающей децентрализацию Украины, не только не выполнен, но даже и не начинал выполняться. Пытаясь имитировать процесс, украинские власти предложили Верховной Раде конституционные поправки, не имеющие ничего общего с подписанными документами, однако украинские депутаты отказываются принимать даже их. А без конституционной реформы и местных выборов не может быть ни прекращения гражданской войны, ни возврата Украине подконтрольного ополченцам участка границы с Россией (пункт 9 минских соглашений).

Блокада продолжается

Теоретически, конечно, завершение гражданской войны на Украине могло бы состояться и без выполнения политической части соглашений, через гуманитарное сотрудничество и человечное отношение к противнику. Однако для этого нужно хотя бы выполнить гуманитарную часть «Минска-2». Однако и здесь нас ждет разочарование. Налаженной системы гуманитарной помощи Донбассу (пункт 7) нет — по сути, этим занимается Россия в одностороннем порядке, через общую границу с ЛНР и ДНР.

Амнистию всем участникам «событий, имевших место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» (пункт 5), Киев объявлять отказывается: украинские депутаты категорически против полной амнистии ополченцев как таковой, а власть боится вообще поднимать этот вопрос, опасаясь гнева националистических добровольческих батальонов.

Освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех» тоже не состоялся — ополченцы и украинские власти до сих пор не могут согласовать списки, хотя каждая из сторон уверяет, что у противника в плену находится от нескольких сотен до тысячи ее бойцов и активистов. По сути, единственным осуществленным тезисом Минских соглашений является пункт 13: о создании рабочих групп «по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений». Только вот толку от них — никакого.

Минск будет

Из-за всего вышесказанного странно слышать заявления российских политологов об эффективности Минских соглашений. Суть здесь вот в чем.

Минские соглашения, несмотря на заморозку их исполнения, имеют огромное значение — как для России, так и для украинского государственного проекта.

Если внимательно посмотреть на содержание статей «Минска-2», можно увидеть, что эти соглашения — концентрированное выражение интересов России в украинском конфликте (амнистия, федерализация, а до этого — де-факто независимость ДНР и ЛНР). То есть речь идет о наиболее благоприятной для России формуле урегулирования конфликта в Донбассе и переформатирования Украины. Отказываться от этой формулы ради выработки других только потому, что на сегодняшний день «Минск-2» невыполним, неразумно — это было бы уступкой тактическим требованиям ради стратегических.

Да, сегодня соглашения не исполняются Киевом. Да, в срыве соглашений огульно обвиняют Россию, но формально Москве достаточно подождать. Откровенные срывы Киевом Минских соглашений и общее улучшение имиджа России в мире неизбежно приведет к более объективному взгляду западного общества на украинские события. Появляется все больше политиков и журналистов, которые признают, что Минские соглашения нарушает именно Киев.

Кроме того, деградация украинской экономики и государственных институтов может в итоге привести к смене власти в Киеве — социологические опросы показывают резкое падение рейтингов деятелей «революции достоинства». Это не означает, что на Украине к власти придут пророссийские силы, которые откажутся от евроатлантической интеграции и рванут в Таможенный союз, — но этого и не нужно. Нам достаточно того, чтобы революционеров сменили технократы, которые осознают, что ключевым национальным интересом Украины является ее выживание как государства, для чего нужно восстанавливать рабочие отношения с Россией.

Это не значит, что украинские технократы будут свободны от контроля Запада, что Украина будет управляться местными лидерами, а не западными «партнерами». Россия и Евросоюз уже достигли компромисса с Соединенными Штатами по вопросу федерализации украинского пространства — вопрос находится в стадии проработки. Не исключено, что после президентских выборов в США (где трое из четверых основных кандидатов — Трамп, Круз и Сандерс — выступают за более рациональную и менее активную внешнюю политику Соединенных Штатов) и прогресса в Сирии найти компромисс по украинской проблеме станет проще.

В Киеве все это понимают, поэтому Петр Порошенко перманентно играет на обострение ситуации, пытаясь принудить всех отказаться от Минских соглашений из-за их нереалистичности и выработать новый формат решения конфликта в Донбассе. Вот только зачем ему в этом помогать?

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

18 мая 2016 | 23:00

Встреча Алиева и Саргсяна в Вене продемонстрировала готовность к продолжению диалога

И у Еревана, и у Баку не было возможностей полностью отринуть дипломатический формат и пойти по пути полной «разморозки» конфликта и слома статус-кво. У каждой из сторон имелись собственные ограничители для продолжения конфронтации. Но нежелание наращивать спираль насилия, не в последнюю очередь, произошло из-за того, что сопредседатели Минской группы, несмотря на имеющиеся противоречия между собой, смогли добиться высокого уровня кооперации и солидарной оценки ситуации.

15 апреля 2015 | 22:53

Источники неопределенности в отношениях Москвы и Пекина

Совершенно очевидно одно – этот визит доказывает укрепление «всеобъемлющего стратегического партнерства» между нашими странами. При этом говорить о формировании некоего российско-китайского союза совершенно неуместно – сближение Москвы и Пекина определяется сонаправленными, но не совпадающими векторами развития.

21 февраля 2017 | 20:22

Маурисио Макри: новый курс для Аргентины

Прошел почти год с того момента, как Маурисио Макри занял пост президента Аргентины. Крупный бизнесмен, экс-мэр Буэнос-Айреса и бывший президент футбольного клуба «Бока Хуниорс» получил чуть более половины голосов избирателей. За прошедшее с момента вступления в должность время Макри инициировал ряд важных для Аргентины реформ в экономике и социальной сфере.

12 августа 2016 | 23:16

Образ России в глазах рядового американца

Примерно с 2012 года риторика о России как опасной неосоветской автократии подхвачена государством. Элиты, Белый дом, президент Барак Обама активно ее используют. Эта риторика пришла из СМИ и во многом под влиянием прессы стала частью политического истеблишмента. Массовое же американское сознание до того не было подвержено политической русофобии.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова