Владимир Аватков
Визит не принес сенсаций, но он продемонстрировал уверенное стремление Турции развивать отношения с Россией, вопреки западным санкциям и политическим разногласиям по Сирии и Крыму. Россия заинтересована в Турции как стабильном покупателе энергоресурсов и поставщике сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, Турция стремится к возведению собственных АЭС и превращению в энергетический «хаб» для Европы.
ПРЕМИУМ
17 декабря 2014 | 11:32

Новый виток сближения России и Турции будет продолжительным

1 декабря 2014 года состоялся государственный визит президента России Владимира Путина в Турцию. Статус визита по предложению турецкой стороны в последний момент был повышен с официального до государственного. Время же для встречи было выбрано не случайно.

Для двух лидеров наступил, как его уже окрестили турецкие СМИ, период «отторжения от Запада и одиночества».

В рамках своего визита Путин встретился с президентом Турции Реджэпом Тайипом Эрдоганом и принял участие в заседании Совета Сотрудничества высшего уровня. По итогам встречи состоялась совместная пресс-конференция двух лидеров. На ней президенты затронули наиболее сложные вопросы двустороннего взаимодействия, в том числе разногласия по Сирии и Крыму. В частности, по вопросу о Сирии Путин заявил:

«У нас общее мнение по поводу того, что ситуацию в Сирии нельзя считать нормальной… Вопрос в том, как создать условия, при которых все люди, которые проживают в стране, будут чувствовать себя в безопасности, будут иметь одинаковый доступ к управлению страной и будут сотрудничать. Здесь мы, безусловно, должны найти приемлемое абсолютно решение, прежде всего, приемлемое для самого сирийского народа и всех политических сил страны. Мы, безусловно, будем находиться в контакте со всеми участниками этого процесса, в том числе и с нашими друзьями в Турции».

Однако несмотря на общее негативное восприятие угрозы терроризма, российская и турецкая стороны по-разному смотрят на причины возникновения этой проблемы. Руководство Турции настаивает на необходимости реальной легализации всех процессов в исламских странах и недопущении военных переворотов, с какими бы целями они не совершались. Именно «перевороты» - в это понятие он вкладывает целый ряд значений - негативно влияют на внутриполитическую среду, приводят к возникновению «обиженных и оскорбленных», которые, в свою очередь, питают кислородом терроризм. 

В ходе совместной пресс-конференции с Путиным Эрдоган заявил:

«Сирией до настоящего времени правил Асад. Именно режим Асада виноват в сложившейся ситуации: полностью разрушена страна, применены все виды оружия, уничтожены исторические памятники, уничтожена цивилизация, жестоко убиты люди, 7 миллионов человек оказались в положении беженцев, и моя страна вынуждена также принимать часть этих беженцев. Около 5 миллиардов долларов мы потратили содержание мигрантов, то есть мы принимаем беженцев, и все еще в этом регионе продолжается конфликт, продолжаются столкновения».

Подчеркивая необходимость совместной борьбы с террористической угрозой, президент Эрдоган предложил координировать усилия России, Ирана и Турции. Правда, он отметил, что Асад все равно уйдет, и важно работать над тем, кто придёт ему на смену - чтобы не допустить террористов во власть.

В рамках визита Путина в Анкару вновь удалось сгладить углы, снизить накал напряжения за счет предоставленной российской стороной скидки на газ. Скидка составила 6%, несмотря на то, что, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, Турция настаивала на 15%. Предоставив скидку на газ, Россия получила возможность увеличить поставки энергоресурсов в Турцию с относительно выгодной для России перспективой формирования из Турции «энергетического хаба» для Европы. Кроме того, несмотря на возрастающие в последнее время протесты экологов в Турции, незадолго до визита Путина был выпущен давно ожидаемый положительный отчет по оценке влияния российской АЭС в «Аккую» на окружающую среду в Турции. 

Недавний визит российского лидера прошел в важный момент для отношений Турции с Западом. Впервые со времен Ататюрка турецкий лидер так тепло отзывается об отношениях России и Турции, при этом так негативно говоря о западных странах, называя их «агрессорами» и обвиняя в «исключительной корысти» по отношению к исламскому миру.

Историчность момента в отношениях двух стран заключается в той международно-политической среде, которая сложилась в последнее время, а также в росте экономической кооперации между Россией и Турцией.

Турция начинает играть более самостоятельную региональную роль, чем раньше. Это не устраивает США, однако может стать ключевым аспектом для будущего российско-турецкого взаимодействия. Турция нуждается в поддержке. От того, как Москва будет «ценить» самостоятельность Турции, зависит ее реальная и будущая самостоятельность. От этого зависит и реализация интересов России. 

Турецкие СМИ разошлись в оценках результатов российско-турецкого саммита. В про-западной «Миллийет», вслед за американскими газетами, изложены предположения о том, что Москва «блефует». Лидер оппозиционной националистической, третьей по численности в парламенте Партии национального действия Девлет Бахчели заявил, что Эрдогану следует ответить, за что Россия предоставила скидку на газ. По его мнению, нельзя забывать, что в Крыму притесняются права крымских татар. В свою очередь, колумнист Сами Кохен отметил, что отношения с Россией построены по принципу realpolitik и основываются на взаимных интересах. Многие турецкие газеты отметили, что визит «пролетел со скоростью света» - Владимир Путин пронесся «как ветер». Как написал Дженгиз Чандар в газете «Радикал», сотрудничество России и Турции напоминает «дружбу в тупике» и «совместное отдаление от Европы и демократии».

Визит не принес сенсаций, но он продемонстрировал уверенное стремление Турции развивать отношения с Россией, вопреки западным санкциям и политическим разногласиям по Сирии и Крыму. Россия заинтересована в Турции как стабильном покупателе энергоресурсов и поставщике сельскохозяйственной продукции. В свою очередь, Турция стремится к возведению собственных АЭС и превращению в энергетический «хаб» для Европы. Турецкое руководство, кроме того, заинтересовано в ослаблении зависимости от Запада и нуждается в протекции России. Москва и Анкара стремятся перейти на новый уровень отношений путем углубления взаимозависимости.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

10 ноября 2017 | 13:09

Дайджест внешней политики США (3 – 9 ноября)

В ходе первой части азиатского турне Дональд Трамп посетил Японию, Южную Корею и Китай. Состоявшийся на этой неделе ежегодный день голосования, хоть и не привел к значительным изменениям в политической жизни страны, продемонстрировал настроения в американском обществе, где увеличилась активность демократического электората. Спецпредставитель по Украине Курт Волкер рассказал журналистам о планах США в отношении Минского процесса.

24 апреля 2014 | 18:10

Украинский кризис и интересы Турции в Крыму

Отношения России и Турции после распада СССР успешно развивались в экономической сфере. Однако по вопросам безопасности между Москвой и Анкарой были часты разлады. Ситуация вокруг крымских татар может стать одним из них.

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова