Андрей Сушенцов
В силу выбора украинских элит и постоянной политической нестабильности на Украине с 2004 года российско-украинская взаимозависимость ослабляется. Россия сделала выбор в пользу вывода из-под влияния Украины своих жизненно важных интересов. В интересах обеих стран сделать так, чтобы распад взаимозависимости был постепенным и подготовленным.   
ПРЕМИУМ
25 августа 2015 | 19:19

Аналитический доклад: Новая украинская политика России

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Будущее российско-украинской взаимозависимости

Украина – особенно важная для России страна, и останется таковой в обозримом будущем. Два государства объединяет не только историческая и религиозная общность, но и унаследованные структурные социальные и экономические связи, измеряемые двузначной цифрой в долях ВВП каждой из стран. В силу выбора украинских элит и постоянной политической нестабильности на Украине с 2004 года российско-украинская взаимозависимость ослабляется. Россия сделала выбор в пользу вывода из-под влияния Украины своих жизненно важных интересов – военной базы Черноморского флота, энерготранспортной инфраструктуры, оборонных заказов и ориентирующегося на Россию населения. В нормальных условиях этот процесс растянулся бы на десятилетия, но он был ускорен в 2014 году в результате насильственного захвата власти на Украине сторонниками «майдана». Москва была вынуждена вывести за скобки своих отношений с Киевом вопрос о базировании Черноморского флота в Крыму, а также дала понять, что урегулирование ситуации на Донбассе возможно только политическими средствами. В России полагают, что недружественный режим на Украине сохранится на длительную перспективу. Это побуждает Москву к продолжению политики сокращения своей зависимости от Киева. В интересах обеих стран сделать так, чтобы распад взаимозависимости был постепенным и подготовленным.   

Хотя распад СССР в 1991 году произошел мирно, он был плохо подготовлен и проходил скоротечно. Массы советских граждан против своей воли в одночасье оказались гражданами других стран. Распад Союза не повлек за собой урегулирование проблемы юрисдикции над прежде общим достоянием. На территориях постсоветских государств остались стратегические активы России, экономика вновь образованных стран продолжала действовать как единый организм, не были урегулированы проблемы границ и обмена населением. Наконец, распад СССР не сопровождался глубоким урегулированием между его бывшими участниками, аналогичному международному режиму после Второй Мировой Войны – оккупацией, переделом границ, обменом населения и закрепляющими новый статус-кво договорами. Страны союза еще несколько лет продолжали жить как части единого государства – использовали советский рубль, платили за энергоресурсы по внутренним тарифам России, а граждане пересекали границы по внутренним паспортам.

При распаде политического единства постсоветских стран нарушилась интегрированность их экономик. За этим неизбежно последовало глубокое падение уровня жизни населения, которое большинство стран стремилось амортизировать.

Разбросанность взаимосвязанных производств по всему пространству бывшего СССР и хрупкость баланса постсоветской производственной цепочки вынуждала Россию избегать резких перемен в отношениях с соседями, контакты с которыми носили стратегический характер для российской экономики – Беларусь, Казахстан, Украина, Азербайджан и Туркменистан. Ряд стран разделили общий с Россией интерес в сохранении устойчивых отношений во имя стабильности и экономического роста – Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан. Каждая со своими особенностями, эти страны давно встали на путь извлечения прибыли из «советского наследия» и с тех пор не меняли курса. 

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

28 ноября 2014 | 18:49

Прибалтика создает кластер русскоязычных СМИ для вещания на Европу и Россию

Страны Прибалтики стремятся занять нишу в информационной конфронтации России и Запада. Правительства пытаются предпринять меры по экстренному укреплению лояльности русскоязычных граждан и не-граждан.

2 мая 2014 | 08:00

Мир, как его видит Тегеран

Несмотря на результаты исламской революции в Иране, общество и элиты трезво смотрят на международное положение Тегерана.  

7 июля 2016 | 18:40

Черное море в российско-турецких отношениях

Запрос на нормализацию более или менее очевиден. Как очевидно и то, что возврат к временам «стратегического партнерства» не представляется возможным. На сегодняшний день было бы крайне важным возобновление полноценного диалога по всему спектру сюжетов, связанных с безопасностью (включая предотвращение инцидентов и быстрое реагирование на них) и формированием принимаемых правил для «согласия на несогласие».

10 августа 2016 | 18:15

Иерархия угроз безопасности для России

На протяжении последних трех столетий Москва была главным динамическим ядром Евразии и центром притяжения для соседей. Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном. Россия должна быть за столом переговоров великих держав, чтобы не стать одним из блюд в их меню.

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.