Андрей Сушенцов
В силу выбора украинских элит и постоянной политической нестабильности на Украине с 2004 года российско-украинская взаимозависимость ослабляется. Россия сделала выбор в пользу вывода из-под влияния Украины своих жизненно важных интересов. В интересах обеих стран сделать так, чтобы распад взаимозависимости был постепенным и подготовленным.   
ПРЕМИУМ
25 августа 2015 | 19:19

Аналитический доклад: Новая украинская политика России

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Будущее российско-украинской взаимозависимости

Украина – особенно важная для России страна, и останется таковой в обозримом будущем. Два государства объединяет не только историческая и религиозная общность, но и унаследованные структурные социальные и экономические связи, измеряемые двузначной цифрой в долях ВВП каждой из стран. В силу выбора украинских элит и постоянной политической нестабильности на Украине с 2004 года российско-украинская взаимозависимость ослабляется. Россия сделала выбор в пользу вывода из-под влияния Украины своих жизненно важных интересов – военной базы Черноморского флота, энерготранспортной инфраструктуры, оборонных заказов и ориентирующегося на Россию населения. В нормальных условиях этот процесс растянулся бы на десятилетия, но он был ускорен в 2014 году в результате насильственного захвата власти на Украине сторонниками «майдана». Москва была вынуждена вывести за скобки своих отношений с Киевом вопрос о базировании Черноморского флота в Крыму, а также дала понять, что урегулирование ситуации на Донбассе возможно только политическими средствами. В России полагают, что недружественный режим на Украине сохранится на длительную перспективу. Это побуждает Москву к продолжению политики сокращения своей зависимости от Киева. В интересах обеих стран сделать так, чтобы распад взаимозависимости был постепенным и подготовленным.   

Хотя распад СССР в 1991 году произошел мирно, он был плохо подготовлен и проходил скоротечно. Массы советских граждан против своей воли в одночасье оказались гражданами других стран. Распад Союза не повлек за собой урегулирование проблемы юрисдикции над прежде общим достоянием. На территориях постсоветских государств остались стратегические активы России, экономика вновь образованных стран продолжала действовать как единый организм, не были урегулированы проблемы границ и обмена населением. Наконец, распад СССР не сопровождался глубоким урегулированием между его бывшими участниками, аналогичному международному режиму после Второй Мировой Войны – оккупацией, переделом границ, обменом населения и закрепляющими новый статус-кво договорами. Страны союза еще несколько лет продолжали жить как части единого государства – использовали советский рубль, платили за энергоресурсы по внутренним тарифам России, а граждане пересекали границы по внутренним паспортам.

При распаде политического единства постсоветских стран нарушилась интегрированность их экономик. За этим неизбежно последовало глубокое падение уровня жизни населения, которое большинство стран стремилось амортизировать.

Разбросанность взаимосвязанных производств по всему пространству бывшего СССР и хрупкость баланса постсоветской производственной цепочки вынуждала Россию избегать резких перемен в отношениях с соседями, контакты с которыми носили стратегический характер для российской экономики – Беларусь, Казахстан, Украина, Азербайджан и Туркменистан. Ряд стран разделили общий с Россией интерес в сохранении устойчивых отношений во имя стабильности и экономического роста – Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан. Каждая со своими особенностями, эти страны давно встали на путь извлечения прибыли из «советского наследия» и с тех пор не меняли курса. 

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

12 мая 2015 | 21:58

Крымский прецедент и новая украинская политика России

Вопреки распространённому мнению о том, что Москва дестабилизирует Украину, сегодня Россия является главным заинтересованным гарантом ее целостности. Более того, локализация нестабильности на Украине и ограничение ее влияния на соседей составляет общие цели политики России и ЕС. 

10 февраля 2015 | 19:27

Украинский кризис: угроза эскалации ограниченного конфликта

Киев допускает серьезную ошибку требуя у западных государств летальные вооружения. Пытаясь изменить баланс сил в вооруженном конфликте на Донбассе, Киев провоцирует Москву на эскалацию, рискуя оказаться в еще более сложном положении. Готовность России отвечать на повышение ставок говорит о том, что в Кремле есть уверенность – Киев проиграет давлению Москвы раньше, чем Россия не выдержит нарастающего давления с Запада.

7 октября 2014 | 17:13

Риски новой политики сдерживания в отношении России

Даже если Россия приложит усилия для разрешения украинского конфликта, Вашингтон так или иначе продолжит поиски путей наказания, сдерживания и ослабления России, которая отныне представляется противником.

14 февраля 2016 | 01:00

Обострение комплекса мер: Почему за год Минские соглашения не начали работать

Откровенные срывы Киевом Минских соглашений и общее улучшение имиджа России в мире неизбежно приведет к более объективному взгляду западного общества на украинские события. Появляется все больше политиков и журналистов, которые признают, что Минские соглашения нарушает именно Киев.

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.