В мире продолжаются структурные перемены, следствием которых является повышенная неопределенность. В России эти перемены трактуют как возникновение нового равновесия сил, на Западе – как крушение однополярности, а в Китае – как возможность выстроить порядок на основе согласия. В прошедшем месяце чаще всего на международной повестке дня возникала тема трансформации союзов и союзничества.
14-15 мая в Пекине прошел международный форум «Один пояс – один путь». Мероприятие было призвано продемонстрировать миру растущее влияние модели развития современного Китая, глобальный характер предлагаемой им стратегии сотрудничества. Как отмечает Павел Дятленко, отсутствие на пекинском форуме США и нескольких тесно связанных с ними крупных стран, демонстративное неучастие официальной делегации Индии и отказ стран ЕС подписать заранее согласованную с Пекином совместную декларацию указывают на беспокойство ряда стран намерениями Китая.
Вместе с тем, логика китайского проекта – совместное развитие стран Евразии через инфраструктурные и транспортные проекты - предлагает инклюзивный и не формализованный тип международного сотрудничества. Цель проекта ЭПШП прямо противоположна по замыслу программе ЕС «Восточное партнерство». Целью последней было «огородить» зону влияния ЕС в ближайшем пограничье. Жесткая логика «огораживания» привела к геополитической конкуренции России и ЕС за буферные страны, в первую очередь Украину. На этом фоне Россия и Китай не конкурируют за влияние на пограничные страны, а обсуждают пути углубления сотрудничества.
16 мая на полях форума ЭПШП в Пекине состоялся российско-китайский аналитический семинар «Взаимодействие Китая и России и будущее инициативы «Один пояс – один путь», на котором обсуждались перспективы сопряжения проекта ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Первое зарубежное турне Дональда Трампа
20 мая Дональд Трамп начал свое первое зарубежного турне, включавшее посещение центров трех мировых религий (Саудовской Аравии, Израиля и Ватикана). В Эр-Рияде было заключено рамочное соглашение о продаже Королевству оружия на сумму 110 млрд. долл. и о взаимных инвестициях на сумму до 400 млрд. долл. С точки зрения архитектуры безопасности Ближневосточного региона, Трамп предложил вернуться к «до-обамовскому» статус-кво: возрождение стратегического сотрудничества с арабскими монархиями при ключевой роли Саудовской Аравии для борьбы с терроризмом и сдерживания Ирана. Андрей Сушенцов указывает, что новая политика не предполагает непосредственного участия США в затратном противостоянии с Ираном и будет ограничиваться оружейными сделками и дипломатическим давлением.
По мнению Ольги Ребро, уделяемое новой администрацией внимание «иранской угрозе» можно объяснить стремлением использовать ее для придания импульса палестино-израильскому урегулированию. В ходе своего визита в Иерусалим Трамп признал противостояние Ирану общей целью для Израиля и Палестины.
США своим союзникам: «Вы сами по себе».
В отличие от ближневосточной части турне, визит Трампа в Брюссель прошел в напряженной обстановке. В то время как европейские партнеры убеждали Трампа в необходимости возврата к ценностным категориям, американский президент указывал на то, что 23 из 28-ми стран-членов НАТО не выполняют двухпроцентную норму (в долях ВВП) расходов на оборону.
Накануне поездки Трампа в Европу в Вашингтоне побывал министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриель. Он продолжил умеренно-настороженную линию немецкого руководства по отношению к новой американской администрации. ФРГ крайне озадачена новой установкой внешней политики США, которую в начале мая озвучил госсекретарь Рекс Тиллерсон: «Каждый несет ответственность за себя». Габриэль подчеркнул важность Трансатлантического партнерства для всех его участников, поскольку немецкие инвестиции в американскую экономику поддерживают 670 000 рабочих мест, а американо-немецкие торговые связи взаимовыгодны. В своей колонке Артем Соколов анализирует, как Берлин призывает США подтвердить статус лидера западного мира.
Германия продолжает настаивать на целесообразности продолжения работы над Трансатлантическим партнерством - однако пока не смогла убедить Вашингтон. После общения с Трампом на саммите НАТО и «Группы семи» канцлер Германии Ангела Меркель не смогла скрыть разочарования:
«Те времена, когда мы могли полностью положиться на других, прошли. Это я осознала за прошедшие дни».
Трансформация феномена союзничества
Новый тип отношений с партнерами в китайской программе ЭПШП и избирательность США в отношениях с союзниками указывают на появление новой тенденции в сфере союзничества.
По аналогии с тем, как в прошлое уходят прежние формы организации политики и хозяйственной жизни меняются и структуры международной политики. Меняется также и понимание управления: не как набор повторяющихся процедур, а как серии уникальных проектов, для каждого из которых привлекается уникальная совокупность людей, решений, ресурсов. Крупные и устойчивые, постоянные структуры – включая военно-политические союзы – сменяются калейдоскопом политических альянсов, заключаемых ad hoc.
Как пишут Николай Силаев и Андрей Сушенцов, у «проектного» подхода к союзничеству есть три ключевых следствия. Во-первых, понимание союза как проекта делает обязательства по нему менее надежными, чем они были раньше. Во-вторых, трансформация союзничества усиливает неравенство в международной системе. В-третьих, стирается юридическая определенность союзов. Подробнее о значении эволюции союзных отношений и последствиях для России читайте в докладе «Союзники России и геополитический фронтир в Евразии».
Визит российского министра и в Азербайджане, и в Армении, и в соседних странах, и в США вызывает значительный интерес. От него ждут если не сенсаций или прорывов, то определенной конкретизации относительно нагорно-карабахского урегулирования в целом и позиции Москвы, в особенности. Сразу оговоримся, эти ожидания имеют различное наполнение. Естественно, Ереван и Баку надеются на то, что РФ сделает выбор в их пользу, а партнеры России по Минской группе ОБСЕ не хотели бы концентрации дипломатического влияния на мирный процесс в руках Москвы.
Визит азербайджанского президента в Исламскую республику Иран стал знаковым политическим событием. Алиев и Роухани провели первые двусторонние переговоры на высшем уровне после снятия антииранских санкций и достижения компромисса между Ираном и Западом. Переговорная повестка дня была весьма насыщенной. Однако значение прошедшего визита не ограничивается одним лишь официальным дипломатическим форматом.
До сегодняшнего дня руководство Азербайджана было привержено прагматике. И февральский диалог Эрдогана и Алиева покажет, насколько оно готово сохранить этот курс. Пример Белоруссии с ее харизматическим лидером показывает, что неуступчивость Западу и России, умелое лавирование между разными центрами силы может иметь стратегическую выгоду. Даже если приходится выбирать между стратегическим союзником и стратегическим партнером.
Вопреки распространённому мнению о том, что Москва дестабилизирует Украину, сегодня Россия является главным заинтересованным гарантом ее целостности. Более того, локализация нестабильности на Украине и ограничение ее влияния на соседей составляет общие цели политики России и ЕС.