Николай Силаев
Геворг Мирзаян
Артем Соколов
19 октября в Берлине состоялась очередная встреча «Нормандской четверки». Лидерам России, Франции, Германии и Украины удалось достичь договоренности о разработке "Дорожной карты" по урегулированию ситуации на Донбассе. Это единственный позитивный результат переговоров и он не гарантирует прекращения вооруженного конфликта на востоке Украины.
ПРЕМИУМ
20 октября 2016 | 15:19

"Нормандская четверка" разработает "Дорожную карту" по Донбассу

19 октября в Берлине состоялась очередная встреча «Нормандской четверки». Переговоры Владимира Путина, Ангелы Меркель, Петра Порошенко и Франсуа Олланда прошли в Ведомстве федерального канцлера за закрытыми дверями и продолжались около 5 часов. Конкретные результаты встречи оказались довольно скромными. Никаких прорывных решений принято не было, а в заявлениях для прессы лидеров стран «четверки» имелись отдельные противоречия, вызывающие вопросы о реальной степени согласованности их позиций.

Пожалуй, наиболее значимым достижением переговорного процесса стало решение о разработке «Дорожной карты» по урегулированию ситуации на Донбассе. Как заявил украинский президент Петр Порошенко, документ должен быть утвержден до конца ноября на уровне министров иностранных дел стран «четверки». Канцлер Ангела Меркель, в свою очередь, высказалась более осторожно, отметив, что процесс согласования всех деталей «карты» будет непростым. «Мы вынуждены сверлить очень толстую доску» - заявила лидер ФРГ.

Другим важным решением могло стать увеличение численности ОБСЕ на Донбассе. Однако, исходя из итоговых заявлений, сложно сказать, идет ли речь о масштабной «полицейской миссии» на всей территории ДНР и ЛНР (Петр Порошенко) или лишь о расширении миссии ОБСЕ «в зоне отвода и в пунктах хранения тяжёлой техники» (Владимир Путин). Так или иначе, идея о расширении присутствия ОБСЕ в зоне конфликта разделяется всеми лидерами «Нормандской четверки», но согласия по конкретным параметрам этого присутствия пока достичь не удалось.

По остальным вопросам вокруг конфликта на востоке Украины ощутимого продвижение не наметилось вовсе. Это касается, в частности, гуманитарных проблем, таких как выплата пенсий и социальных пособий жителям Донбасса, и обмена пленными. Подводя итог обсуждению этих вопросов, Владимир Путин признал, что «прогресса пока никакого нет».

Таким образом, прошедшая встреча не привнесла явного позитива в решение украинского конфликта. Едва ли у кого-то из участников переговоров было желание выступить с прорывными инициативами. В первую очередь, это относится к президенту Украины Петру Порошенко, для которого выполнение Минских соглашений в существующем виде – задача невозможная. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Николая Силаева:

«Переговоры с Донбассом означали в ту или иную формулу самостоятельности украинских регионов. Федерализация для людей, которые находятся у власти в Киеве, — это как осиновый кол для вурдалака. Престиж, власть, влияние, богатство киевской политической тусовки при федерализации станут меньше. Любой президент унитарной Украины будет делать одно и то же — проводить более или менее жесткую украинизацию, более или менее открыто подавлять русский язык, просто потому что большая половина страны исторически и культурно ориентирована на близкие связи с Россией, что, естественно ограничивает власть украинской элиты: их капиталы и влияние зависят от Запада. Любой президент унитарной Украины будет черпать идеологический ресурс из бандеровской версии украинского национализма».

Россия, в свою очередь, ясно дала понять, что идти на односторонние уступки не намерена и терпеливо ждёт от Киева выполнения политической части Минских соглашений. Германия и Франция прилагают максимум усилий, чтобы добиться от Порошенко хотя бы минимальной активности по урегулированию конфликта на Донбассе, но всё более убеждаются в бесперспективности такого подхода.

Особого внимания заслуживает состоявшаяся в рамках переговоров «Нормандского формата» трехсторонняя встреча лидеров России, Франции и Германии, посвященная войне в Сирии. По мнению ряда экспертов, сирийская тема даже была в приоритете относительно украинских проблем. Так, по словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:

«Если Берлин и Париж отказываются давить на Порошенко и не способны реализовать сделку с Москвой, то зачем тогда Путину вообще ехать? Судя по всему, президенту просто нужно под благовидным предлогом встретиться с Меркель и Олландом для обсуждения других, более важных чем Украина вопросов. Например, ситуации в Сирии – французский президент в последние дни позволял себе уж очень резкие антироссийские выступления, и было бы неплохо спросить у него тет-а-тет, что он имел в виду. Мегафонная дипломатия тут явно лишняя – слишком уж конфликтная ситуация складывается в российско-европейских отношениях».

Впрочем, и здесь, судя по итоговым заявлениям, прогресса и даже взаимопонимания достичь не удалось. И Меркель, и Олланд выступили с жесткой критикой действий российских ВКС в Алеппо, высказав мнение о невозможности отделить террористов от мирных жителей при таких масштабных бомбардировках. Российский президент, в свою очередь, выразил готовность продлить паузу в нанесении авиаударов, но ровно до момента активизации террористов в городе.

Учитывая незаинтересованность украинских властей в выполнении Минских договоренностей, сложно ожидать от них принципиально иного подхода в процессе разработки и внедрения в жизнь заявленной «Дорожной карты». Совместная подготовка документа дипломатическими ведомствами всех стран «Нормандской четверки» исключает возможность того, что он будет отражать позицию одного Киева. Москва уже выработала свой подход к Донбассу и с готовностью продублирует его в «Дорожной карте». В итоге документ в лучшем случае останется пустой декларацией, а в худшем вообще не будет подписан.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

25 марта 2016 | 19:35

Дайджест внешней политики США за неделю (18-24 марта)

На прошедшей неделе одним из центральных событий внешней политики США стал визит Президента США на Кубу, который символизировал историческую нормализацию американо-кубинских отношений, однако не снял целый ряд  традиционных спорных вопросов между Вашингтоном и Гаваной. Теракты в Брюсселе вновь стимулировали дебаты касательно мер безопасности во избежание подобных событий в США, но прийти к консенсусу касательно политики в отношении американских мусульман по-прежнему не удается. Подписанное соглашение об усилении сотрудничества в сфере обороны между США и Филиппинами вызвало ожидаемо острую реакцию со стороны Китая.

7 августа 2015 | 00:40

Дайджест внешней политики США за неделю (31 июля - 7 августа)

Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.

24 января 2017 | 20:06

Международные угрозы безопасности России в 2017 году

Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.

5 января 2015 | 09:39

К возвышению ИГ привели ошибочная политика США и правительства Ирака

Сформированное американцами «демократическое» иракское государство не ставило своей задачей достижение социально-политического консенсуса между основными этно-конфессиональными группами Ирака. Однозначная поддержка шиитских политических групп и непредусмотрительно проводившаяся политика «де-баасизации» не только привели к разложению сильного государственного аппарата и силовых структур, но и обострили шиитско-суннитские противоречия, что впоследствии стало фактором активизации ИГИЛ.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова