КИЕВ, УКРАИНА. - Находясь в тени долгое время, несистемные силы на Западе и Востоке Украины смогли громко о себе заявить в условиях кризиса. Старая власть оказалась дискредитирована, новая - плохо контролирует ситуацию, хотя именно она сделала ставку на анонимное насилие. Так Майдан стал окном возможностей для маргинальных движений, которые в условиях разочарования в политиках и слабости власти могут все больше влиять на процессы в государстве.
После развала «Оранжевой коалиции» образца 2004 года, в большой политике Украины осталось два главных игрока: Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Поражение Тимошенко на президентских выборах 2010 года было фатальным - даже вернувшись в политику Юлия Тимошенко стратегически ослаблена. Как и Янукович, Тимошенко – политик вчерашнего дня, который многим дискредитирован. Ни Янукович, ни Тимошенко не могут победить своих конкурентов, которых называют «новыми» в высшей лиге: для Януковича это глава партии «Удар» Владимир Кличко, для Тимошенко это олигарх и экс-министр Петр Порошенко. В старых политиках общество разочаровано, новых воспринимает скептично. На этом фоне все более популярными становятся ранее неизвестные группы с радикальными лозунгами и простыми решениями сложных проблем.
ЗАПАД
Организации патриотического воспитания молодежи давно существуют на западе Украины. Первые из них возникли в конце ХIX – начале XX века. В годы независимости страны с начала 1990-х они начали активно работать и привлекать молодежь. Такие организации поддерживались украинскими политиками – так президент Виктор Ющенко помогал украинской скаутской организации «Пласт», созданной еще в 1910-х годах. Многие националистические движения имели свои «молодежные общества», которые были разобщены.
Протест на Евромайдане начали гражданские активисты и студенты, среди которых были и националисты по убеждениям. Однако националистические организации, чей костяк состоял из молодых граждан до 30 лет, присоединились к протесту только после трансформации Евромайдана в Майдан для борьбы с режимом Виктора Януковича. После очередного обострения противостояния именно эти организации решили объединиться и создать «Правый Сектор».
Создание этой коалиции отвечало запросу протестующих на боевую организацию оппозиции для противостояния с милицией и «Беркутом». «Правый Сектор» был необходим разочарованному в переговорах Майдану, с которым не желала считаться власть, и который не доверял оппозиционным лидерам – Арсению Яценюку, Владимиру Кличко и Олегу Тягнибоку. После победы Майдана и бегства Виктора Януковича, уровень напряжения в столице упал и «Правый Сектор» потерял поддержку среди массы митингующих горожан. Личный рейтинг руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша сейчас держится на уровне 5%.
В этих условиях Ярош принял решение о создании политической партии «Правый Сектор», стремясь легитимировать себя в большой политике Украины. Членам боевой организации предложили принять правила игры – войти в Национальную гвардию или присоединиться к вновь создаваемым областным отрядам самообороны. Мелкие организации националистов опять оказались разобщены. Те, кто не пожелал легализоваться, оказались под давлением – отряды «Правого сектора» были выдворены из зданий в центре Киева, а наиболее одиозный активист организации Александр Музычко был убит властями при попытке задержания.
Радикальное боевое крыло Майдана стремится приспособиться к новым правилам политической конкуренции, в которых услуги радикалов находят спрос. Насилие, которое применяют боевые организации Майдана, носит анонимный характер – это удобно для властей, которые используют «Правый сектор» в своих интересах. Дмитрий Ярош с группой сторонников вернулся в Днепропетровскую область, где нашел стратегического союзника и спонсора в лице губернатора региона олигарха Игоря Коломойского. Совместно Ярош и Коломойский разрабатывают планы по противодействию вооруженному протесту против новых властей на Востоке.
ВОСТОК
На фоне дестабилизации государства несистемные элементы смогли увеличить свое влияние и на Востоке Украины. В некотором роде аналогом националистических организаций можно считать прежде маргинальные про-российские движения. До падения режима Януковича эти движения не могли противостоять «Партии регионов» даже на региональном уровне и нередко подвергались давлению. Однако свержение избранной при поддержке Востоке власти в Киеве и приход в правительство радикальных оппозиционеров с Запада привел к взрывному росту влияния прежде маргинальных идей и групп.
Во вновь созданные про-российские боевые организации вошли полукриминальные формирования – шахтеры нелегальных шахт, воины-афганцы, сотрудники охранных предприятий, казаки, отставные военные. Они имеют некоторую военную подготовку, многие в мирное время работали в милиции и охранных фирмах. Поскольку влияние патримониальных связей велико на Востоке Украины, не исключено, что часть активистов имеет связи с региональными политиками и бизнесменами.
Несистемные силы, как на Востоке так и на Западе Украины, смогли активизироваться благодаря деморализованной милиции и ослабленным государственным структурам, которые могли раньше пресекать их деятельность. Пытаясь компенсировать слабость правоохранительных органов, Киев создает на Востоке полулегальные формирования с неопределенным юридическим статусом для борьбы с вооруженными группами. Это только ухудшает ситуацию и углубляет кризис государства - в глазах гражданского населения эти группы лишены легитимности. На Востоке это происходит параллельно с ростом протестной активности граждан, которые не доверяют властям и препятствуют попыткам Киева и связанных с ним групп подавить активность местных боевых организаций.
Для Киева выходом из ситуации на Востоке может стать начало политического диалога с лидерами протеста с перспективой включения их в большую политику. Создание новой политической партии Донбасса и ее участие в ближайших парламентских выборах позволило бы решить проблему «неуслышанного Донбасса», который разочарован в своих предыдущих делегатах во власть – «Партии регионов».
Арсений Яценюк может снять с себя ответственность и нацелиться на досрочные выборы в качестве оппозиции президенту или согласиться на уговоры остаться, с тем пониманием, что именно нынешнее правительство будет нести ответственность за возможный провал военной операции.
Закон о финансировании министерства обороны предполагает резкий рост военных расходов и продолжает курс на противостояние «вредоносному влиянию» России. Вашингтон сообщил, что начнет разработку запрещенных договором ракет, что, по его мнению, должно заставить Москву вернуться к выполнению соглашения. Заявление Тиллерсона о готовности США начать переговоры с КНДР без предварительных условий было незамедлительно опровергнуто Белым домом.
22 апреля 2015 года Лукашенко посетил с рабочим визитом Грузию. Это была первая поездка белорусского руководителя в Тбилиси, хотя еще в бытность президентом Михаила Саакашвили такая возможность обсуждалась. В ходе своей тбилисской пресс-конференции он призывал Москву и Тбилиси «начать поиск путей для нормализации грузино-российских отношений и для того, чтобы как-то помягче выстраивать отношения между двумя странами».
Напряженность между партнерами по коалиции вызвана не только эмоциональной неприязнью между лидерами партий и неутихающим дележом министерских портфелей, но и разным видением политических приоритетов. Один из таких приоритетов – состав коалиции и расклад сил в правительстве. Часть партий в коалиции выступает за присоединение к проевропейскому большинству коммунистов. Таким образом, в молдавской политической системе может совсем исчезнуть идеологический баланс.