Гор Алексанян
Попытка вытеснить из переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может создать в Баку ощущение, что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу. 
ПРЕМИУМ
29 июня 2014 | 22:10

Неизбежность статус-кво в Нагорно-Карабахском конфликте

Уже двадцать лет сохраняется статус-кво между сторонами конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В результате ожесточенного конфликта в 1992-1994 годах была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. 

Однако статус-кво не означает полного мира. Каждый месяц с обеих сторон на линии соприкосновения гибнут солдаты. Однако это не заставляет Ереван и Баку прийти к компромиссу и урегулировать конфликт. Совокупность внешних и внутренних факторов не вынуждают Ереван и Баку изменить статус-кво.

Значимость внешних факторов часто преувеличивают. В случае Карабахского конфликта очевидна неготовность Армении и Азербайджана разрешить замороженный конфликт путем компромисса. Обе столицы рассчитывают только на полную победу. Причем речь идет не только о лицах принимающих решения, но и об обществах двух стран. Военно-стратегический баланс между Арменией и Азербайджаном и ситуация в мире в целом не позволяет ни одной из сторон разрешить конфликт в свою пользу. Только глубокие геополитические изменения могут обеспечить подавляющее преимущество той или другой стороне для одностороннего решения конфликта. Осознавая непреодолимость статус-кво, политические элиты Армении и Азербайджана пользуются этой ситуацией для консолидации внутриполитической поддержки. Агрессивная риторика и обещания вскоре разрешить конфликт военным путем обеспечивают президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву поддержку электората на выборах и служат оправданием неравномерного распределения доходов в стране. 

Политическая элита Армении также в своих интересах использует карабахский конфликт. При подавлении социальных протестов власти обвиняют общество и лидеров оппозиции в создании благоприятных условий для начала военных действий со стороны врага. В таких случаях в СМИ резко возрастает объем информации о нарушениях перемирия со стороны Баку. Схож и почерк армянских политиков, связывающих собственные неудачи и ухудшающееся положение страны с карабахским конфликтом. 

Причиной всех проблем считается карабахский конфликт, но при этом реальные шаги для его разрешения путем переговоров не предпринимаются. Более того, стороны вооружаются и готовы воевать друг с другом ради достижения желаемого.        

Гонка вооружений увеличивает вероятность возобновления военных действий. Однако несколько факторов исключают возможность войны. Во-первых, несмотря на заметный перевес в военных расходах, Баку не может быть уверен в победе – вооруженные силы Армении высоко боеспособны, кроме того, военный союзник Армении - Россия. Во-вторых, нефтяные компании, обеспечивающие доходы для бюджета Азербайджана, могут работать только в условиях политической стабильности и отсутствия угроз безопасности.  

Существующий статус-кво устраивает Ереван, поскольку нет конкретных предложений, меняющих положение дел в лучшую сторону. Считающиеся основой урегулирования конфликта «Мадридские принципы» подразумевают уступки со стороны Еревана и сводят на нет победу Армении в войне. Возобновление военных действий и неизбежные двухсторонние потери в людях, технике и, возможно, территориях, не устраивает как Ереван, так и Баку. 

Эскалация карабахского конфликта также не выгодна России и Западу. Однако даже совместно они не могут предложить сторонам достаточно стимулов для пересмотра статус-кво. Глубина противоречий между Ереваном и Баку такова, что ни резкая смена приоритетов внешних участников, ни их устранение от конфликта не приведет к мирному разрешению конфликта. Одновременно риски связанные с попыткой силового разрешения противоречий значительны и затрагивают все соседние государства. 

Вместе с тем, противостояние Москвы и Запада вокруг Украины может побудить Вашингтон и Брюссель выдвинуть новые предложения по урегулированию конфликта в обход «Мадридских принципов». Косвенно об этом свидетельствуют визиты президента Франции Франсуа Олланда и председателя ОБСЕ, президента Швейцарии Дидье Буркхальтера в Баку и Ереван в мае 2014 года. Однако логика игры с «нулевой суммой» и попытка вытеснить из переговорного процесса одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может привести к непредсказуемым последствиям. Например, создать в Баку ощущение (как до того в Тбилиси в 2008 году), что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу, если в результате победы над Арменией российские войска будут выведены из этой страны. 

Такое развитие событий нарушит интересы России, которая заинтересована в мире на своих южных границах и является главным гарантом не возобновления военных действий. Российская военная помощь является гарантом безопасности Армении. Одновременно Москва заключает сделки на продажу оружия с Азербайджаном. Для сохранения баланса сил Россия увеличивает объём вооружений своей военной базы в Армении. Политическое руководство России выстроило отношения с элитами двух противостоящих сторон в партнерском ключе и стремится к мирному урегулированию конфликта. Однако отсутствие достаточных стимулов для компромисса между сторонами делает Москву сторонником статус-кво. 

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

17 сентября 2014 | 10:34

Закон о статусе Донбасса не содержит компромиссов

Порошенко лишний раз продемонстрировал непризнание субъектности ЛНР и ДНР, а также свою неготовность к настоящим компромиссам. Вместо компромиссного решения о статусе отдельных районов Донбасса, о формировании экономических и политических условий примирения сторон, в Киеве приняли закон, частично повторяющий уже имеющиеся нормы и частично содержащий в себе дискриминационные по отношению к другой стороне конфликта механизмы.

18 ноября 2015 | 11:52

Дайджест внешней политики России за неделю (8-16 ноября)

На прошедшей неделе лидеры стран большой двадцатки и дипломаты готовились к саммиту G20,  на повестке которого много вопросов - от проблем экономики и миграции до борьбы с терроризмом и решением сирийского кризиса. Помимо этого получила развитие тема крушения российского самолета над Египтом, состоялись визиты кувейтского эмира - в Москву и российского министра иностранных дел - в Ереван. Также прошла очередная международная встреча в Вене по вопросу сирийского урегудирования.

2 октября 2017 | 21:10

Дайджест внешней политики Германии 26 сентября – 2 октября

После окончания предвыборной гонки немецкое экспертное сообщество принялось обсуждать: как АдГ удалось стать третьей по популярности партией? Прошедшие в парламент партии придумывают новые способы усложнить жизнь депутатам АдГ, параллельно договариваясь о конфигурации нового правительства. На фоне «разбора полетов» известие об избрании Герхарда Шрёдера председателем совета директоров «Роснефти» было истолковано едва ли не как предательство национальных интересов.

6 октября 2017 | 14:35

Дайджест внешней политики США (29 сентября – 5 октября)

Очередной случай массовой стрельбы вновь запустил в США дебаты об ограничении оборота огнестрельного оружия. Нехарактерная для американских президентов публичная поддержка администрацией Трампа компании Boeing в торговом споре с его канадским конкурентом Bombardier вызвала недовольство внутри США. Ссылаясь на необходимость обеспечить безопасность своих служащих на Кубе Госдепартамент начал эвакуацию дипперсонала из Гаваны.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова