Уже двадцать лет сохраняется статус-кво между сторонами конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В результате ожесточенного конфликта в 1992-1994 годах была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика.
Однако статус-кво не означает полного мира. Каждый месяц с обеих сторон на линии соприкосновения гибнут солдаты. Однако это не заставляет Ереван и Баку прийти к компромиссу и урегулировать конфликт. Совокупность внешних и внутренних факторов не вынуждают Ереван и Баку изменить статус-кво.
Значимость внешних факторов часто преувеличивают. В случае Карабахского конфликта очевидна неготовность Армении и Азербайджана разрешить замороженный конфликт путем компромисса. Обе столицы рассчитывают только на полную победу. Причем речь идет не только о лицах принимающих решения, но и об обществах двух стран. Военно-стратегический баланс между Арменией и Азербайджаном и ситуация в мире в целом не позволяет ни одной из сторон разрешить конфликт в свою пользу. Только глубокие геополитические изменения могут обеспечить подавляющее преимущество той или другой стороне для одностороннего решения конфликта. Осознавая непреодолимость статус-кво, политические элиты Армении и Азербайджана пользуются этой ситуацией для консолидации внутриполитической поддержки. Агрессивная риторика и обещания вскоре разрешить конфликт военным путем обеспечивают президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву поддержку электората на выборах и служат оправданием неравномерного распределения доходов в стране.
Политическая элита Армении также в своих интересах использует карабахский конфликт. При подавлении социальных протестов власти обвиняют общество и лидеров оппозиции в создании благоприятных условий для начала военных действий со стороны врага. В таких случаях в СМИ резко возрастает объем информации о нарушениях перемирия со стороны Баку. Схож и почерк армянских политиков, связывающих собственные неудачи и ухудшающееся положение страны с карабахским конфликтом.
Причиной всех проблем считается карабахский конфликт, но при этом реальные шаги для его разрешения путем переговоров не предпринимаются. Более того, стороны вооружаются и готовы воевать друг с другом ради достижения желаемого.
Гонка вооружений увеличивает вероятность возобновления военных действий. Однако несколько факторов исключают возможность войны. Во-первых, несмотря на заметный перевес в военных расходах, Баку не может быть уверен в победе – вооруженные силы Армении высоко боеспособны, кроме того, военный союзник Армении - Россия. Во-вторых, нефтяные компании, обеспечивающие доходы для бюджета Азербайджана, могут работать только в условиях политической стабильности и отсутствия угроз безопасности.
Существующий статус-кво устраивает Ереван, поскольку нет конкретных предложений, меняющих положение дел в лучшую сторону. Считающиеся основой урегулирования конфликта «Мадридские принципы» подразумевают уступки со стороны Еревана и сводят на нет победу Армении в войне. Возобновление военных действий и неизбежные двухсторонние потери в людях, технике и, возможно, территориях, не устраивает как Ереван, так и Баку.
Эскалация карабахского конфликта также не выгодна России и Западу. Однако даже совместно они не могут предложить сторонам достаточно стимулов для пересмотра статус-кво. Глубина противоречий между Ереваном и Баку такова, что ни резкая смена приоритетов внешних участников, ни их устранение от конфликта не приведет к мирному разрешению конфликта. Одновременно риски связанные с попыткой силового разрешения противоречий значительны и затрагивают все соседние государства.
Вместе с тем, противостояние Москвы и Запада вокруг Украины может побудить Вашингтон и Брюссель выдвинуть новые предложения по урегулированию конфликта в обход «Мадридских принципов». Косвенно об этом свидетельствуют визиты президента Франции Франсуа Олланда и председателя ОБСЕ, президента Швейцарии Дидье Буркхальтера в Баку и Ереван в мае 2014 года. Однако логика игры с «нулевой суммой» и попытка вытеснить из переговорного процесса одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может привести к непредсказуемым последствиям. Например, создать в Баку ощущение (как до того в Тбилиси в 2008 году), что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу, если в результате победы над Арменией российские войска будут выведены из этой страны.
Такое развитие событий нарушит интересы России, которая заинтересована в мире на своих южных границах и является главным гарантом не возобновления военных действий. Российская военная помощь является гарантом безопасности Армении. Одновременно Москва заключает сделки на продажу оружия с Азербайджаном. Для сохранения баланса сил Россия увеличивает объём вооружений своей военной базы в Армении. Политическое руководство России выстроило отношения с элитами двух противостоящих сторон в партнерском ключе и стремится к мирному урегулированию конфликта. Однако отсутствие достаточных стимулов для компромисса между сторонами делает Москву сторонником статус-кво.
В условиях отсутствия известных светских лидеров недовольство властями могут легко монополизировать радикальные группы, включая и джихадистов. До определенной степени Азербайджан спасает отсутствие консолидации и идеологические разногласия между ними. Впрочем, для дестабилизации может хватить и относительно немногочисленных и разрозненных выступлений.
Недобросовестный подход администрации к выполнению «Закона о санкциях» в отношении России вызвал негодование демократов и сдержанную реакцию республиканцев. Отправляясь в свое первое турне по Западному полушарию, госсекретарь Рекс Тиллерсон обозначил приоритеты политики США в регионе. Выступление Дональда Трампа в Давосе и обращение к нации, отметившихся примирительным тоном в отношении «глобальных элит».
В отношениях с Россией и США Китай выступает со схожими по содержанию инициативами, нацеленными на формирование многополярного миропорядка. Восприятие этих предложений Москвой и Вашингтоном определяется особенностями их внешнеполитических парадигм и стратегической конфигурацией в мире. В стратегическом видении современного Китая «треугольник» США-КНР-Россия прослеживается не всегда, однако он является ключевой константой ее внешней политики.
Наиболее выгодная для Польши и Литвы региональная ситуация состоит в сохранении Украины в качестве пограничного пространства с Россией - в той самой роли, какая была характерна для Украины на протяжении более чем двух десятилетий.