Наталья Бурлинова
Ключевой вопрос предстоящей встречи – какие решения по дальнейшей трансформации альянса НАТО попытается сейчас провести под прикрытием украинского кризиса.
ПРЕМИУМ
4 сентября 2014 | 14:36

Накануне саммита НАТО в Уэльсе

4 сентября в британском Уэльсе открывается саммит Организации Североатлантического альянса. Встречи глав государств членов альянса проходят примерно раз в два года, но грядущий саммит нервно ожидается как самими членами организации, так и другими странами, прямо или косвенно вовлеченными в кризис на Украине. Генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Рассмусен в своей пресс-конференции накануне встречи интригующе назвал этот саммит «ключевым в истории НАТО». 

В плановое течение подготовительного процесса к саммиту события на Украине внесли значительные коррективы. Изначально среди основных вопросов встречи планировалось обсудить и принять решения по заранее проработанной и задолго определенной повестке дня: бюджетное финансирование НАТО, увеличение расходов на коллективную оборону, политику «открытых дверей» альянса, отношения с Россией, вывод натовских сил из Афганистана и будущее этой страны, ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также общие и технические вопросы реформирования военного потенциала альянса. Безусловно, одним из центральных политических вопросов на повестке дня встречи станет украинский кризис. 

С начала года НАТО была сильно взбудоражена событиями на Украине. Особенно это отражается на политическом поведении его руководства. Начиная с зимы, генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен, для которого этот саммит станет последним в должности генерального секретаря, регулярно делает громкие заявления относительно российского аспекта украинского кризиса. Организация начала выпуск специального бюллетеня, посвященного действиям России в контексте украинских событий, в котором на свой лад развенчивает «информационную пропаганду Москвы». 

По мере приближения к саммиту от имени коллектива самых антироссийских стран организации (традиционно страны Балтии, Польша и примкнувшая к ним Канада) призвали альянс разорвать Основополагающий акт об отношениях с Россией, заключенный в 1997 году.

Сам по себе Акт - это не более чем документ о намерениях по сотрудничеству между Россией и НАТО, никаких конкретных положений он не содержит. Кроме того, техническое сотрудничество НАТО и Москвы и без того снижено до минимального уровня, продолжаясь лишь в тех сферах, где коренные интересы альянса важнее натовских амбиций по Украине. Но отмена этого документа по факту будет означать разрыв дипломатических отношений между Москвой и НАТО. На это альянс пойти не готов и не может, учитывая необходимость сотрудничества с Россией по ряду вопросов, прежде всего - по Афганистану. 

Выдвинутые идеи не являются новыми или неожиданными, но в ситуации обострения геополитической ситуации в Европе прозвучавшие предложениях преподносятся как свежий ответ на действия Москвы. Первая идея состоит в продолжении размещения военной инфраструктуры НАТО в близи границ России - создать несколько новых баз в странах Центральной и Восточной Европы по периметру российских границ. Концептуально это техническая реализация политики «открытых дверей» НАТО и программы партнерства с «клиентами» альянса, в том числе из бывших советских республик. Эти предложения были закреплены в 2010 году на саммите НАТО в Лиссабоне в обновленной Стратегической концепции альянса, которая была принята с перспективой на ближайшие 10 лет. 

Вторая инициатива - создание оперативных сил быстрого реагирования на базе НАТО так же не нова. Реформы военной составляющей НАТО идут постоянно, а вопрос о силах быстрого реагирования стоит на повестке дня по крайней мере с 2008 года.

С политической точки зрения украинский кризис станет основным вопросом предстоящего саммита, потому что сейчас Украина - это главный геополитический кейс отношений России и Запада. 

Но за политикой нужно увидеть главное - конкретные решения, которые будут приняты в рамках нового этапа трансформации альянса, как в политическом, так и в военном плане.

Ключевой вопрос предстоящей встречи – какие решения по дальнейшей трансформации альянса НАТО попытается сейчас провести под прикрытием украинского кризиса.

На фоне относительно стабильной политической ситуации в Европе, альянсу было трудно побудить своих членов тратить на оборону обещанные 2% ВВП. Акцентирование «российской угрозы» может сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

Однако одновременно меры реагирования НАТО на украинский кризис будут сдержанными. Несмотря на острую политическую риторику, многие западные лидеры признают, что неумелые действия США и тройки европейских гарантов февральского соглашения оппозиции с Виктором Януковичем спровоцировали переворот на Украине и побудили Россию к защите своих интересов. Вашингтон и Брюссель постараются не усугублять ситуацию и не провоцировать Москву на симметричный ответ. Накануне саммита НАТО президент США Барак Обама в ходе поездки в Эстонию заявил: «Мы не заинтересованы в ослаблении России... Мы не ищем конфронтации с Россией». 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

2 февраля 2015 | 12:05

Иран: предсказуемая неудача ядерной сделки и отношения с Россией

Скептический прогноз по поводу невозможности заключения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе подтвердился – переговоры были продлены сначала с 20 июня до 24 ноября 2014 года, а затем и вовсе - до 2015 года с перспективой заключения соглашения до 1 июля. Очевидно, что проблемой стали не только - и не столько - разногласия по техническим деталям, а ряд политических факторов.

27 октября 2015 | 07:00

К итогам парламентских выборов в Польше

Польская политика станет более проамериканской, но нужно помнить, что и раньше при любом правительстве направления и лимиты сотрудничества задавали в Вашингтоне, а не в Варшаве. Разница была лишь в том, насколько польские политики были готовы торговаться, отстаивая национальные интересы страны.

21 сентября 2015 | 09:28

Отношения Кыргызстана и США переживают серьезную трансформацию

Последнее время, с конца 2013 года, сотрудничество Кыргызстана и США переживает период серьезных изменений. Причем меняется не просто тональность, а формат и содержание отношений двух стран. Происходящий процесс можно назвать постепенным дистанцированием Кыргызской Республики от США.

15 июля 2015 | 14:01

Пять лет, которые определят перспективы России и мира

Проблема мирового сообщества заключается не столько в остроте каждого из кризисов, сколько в том, что они носят глобальный характер, и, наслаиваясь друг на друга, создают ситуацию, выходящую далеко за рамки возможностей и компетенции национальных правительств. Власти каждой из стран, принимая решения в соответствии с пониманием своих интересов, зачастую усугубляют положение соседей. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова