Сергей Маркедонов
Новшество международных дискуссий о Карабахе - попытки представить Россию, как страну, эксклюзивно ответственную за дестабилизацию ситуации. 
ПРЕМИУМ
2 июня 2014 | 01:06

Нагорно-карабахское урегулирование: запрос на прагматизм

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

12 мая 2014 года исполнилось двадцать лет с момента вступления в силу договоренностей о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. В течение всего этого времени между сторонами сохраняется хрупкое перемирие, регулярно нарушаемое вооруженными инцидентами. При этом обстрелы и диверсии происходят не только на линии разделения сторон - которую и в Баку, и в Ереване называют без излишней политической корректности «линией фронта» - но и на армяно-азербайджанской границе, которая признается как таковая международным сообществом.

Переговорный процесс продолжается не один год. Однако и в 2014 году Армения и Азербайджан не сделали существенных шагов по достижению компромиссов и взаимных уступок. Впрочем, интерес к разрешению одного из первых этнополитических конфликтов на территории бывшего Советского Союза в сегодняшних условиях определяется не только «юбилейными резонами». В отличие от противостояний между Грузией и ее двумя бывшими автономиями, получившими ограниченное признание, на нагорно-карабахском направлении Россия и Запад успешно взаимодействовали не один год. США, Франция и РФ являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Главы трех эти государств не единожды на саммитах «восьмерки» и «двадцатки», а также их представители в ходе различных форумах подтверждали общую приверженность к «Обновленным мадридским принципам», как к основе для мирного урегулирования. Но стремительно развивающийся украинский кризис противопоставил Запад и Россию так сильно, как этого не было с момента распада Советского Союза. Сегодня даже академические политологи все чаще используют метафору «новая холодная война», характеризуя отношения Москвы и Вашингтона. В какой мере Запад и Россия смогут не стать заложниками украинского кризиса? Не превратят ли они другие внешнеполитические площадки в своеобразные «филиалы» борьбы за Украину? Можно ли придать армяно-азербайджанским переговорам какие-то новые импульсы с поправкой на все упомянутые выше обстоятельства?

Этот круг вопросов оказался в фокусе обсуждения экспертной встречи «Нагорный Карабах: новые подходы к урегулированию?» в мае 2014 года. Ее организатором выступил Международный Институт мира. Эта структура тесно работает с ООН и его Секретариатом, специализируясь на многосторонних подходах к проблемам безопасности, разрешению кризисов и конфликтов. Само мероприятие было приурочено к швейцарскому председательству в ОБСЕ в 2014 году. При этом, несмотря на то, что в 2015 году председателем в Организации станет Сербия, Швейцария будет продолжать «кураторство» над Кавказом и Западными Балканами. При этом еще в декабре 2014 года действующим председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер подчеркивал, что Берн не имеет «намерений менять существующие форматы обсуждения и диктовать свои условия». 

Конкретизируя оценку возможных перспектив на Южном Кавказе, Буркхальтер заявил, что его страна считает приоритетным работу по минимизации имеющихся конфликтов, а именно делать акцент на гуманитарном измерении. С тех пор Швейцария не ставила амбициозных задач, предпочитая сосредотачиваться на «малых делах». Более того, в отличие от многих других государств у Берна есть колоссальный опыт по ведению сложных посреднических переговоров. И это касается не только истории близкой и далекой, но и недавних кавказских сюжетов.

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

26 апреля 2016 | 22:00

Сербия продолжает многовекторный политический курс

Возможно, ероинтеграторы надеются на время - пока будут идти переговоры, сербы внутренне смирятся с тем, что Косово стало независимой территорией. Поэтому Брюссель и Белград, во-первых, будут максимально оттягивать косовскую дилемму - она должна возникнуть уже как последний или предпоследний шаг перед вступлением страны в ЕС.

5 октября 2016 | 22:58

Китай заинтересован в стабильности в Средней Азии

Китай стремительно усиливает своё влияние в Средней Азии. Основные устремления Пекина в регионе относятся, главным образом, к сфере энергетики и безопасности. Россия будет вынуждена считаться с продвижением Поднебесной в сферу своих интересов и договариваться об эффективных формах сотрудничества.

18 мая 2016 | 23:00

Встреча Алиева и Саргсяна в Вене продемонстрировала готовность к продолжению диалога

И у Еревана, и у Баку не было возможностей полностью отринуть дипломатический формат и пойти по пути полной «разморозки» конфликта и слома статус-кво. У каждой из сторон имелись собственные ограничители для продолжения конфронтации. Но нежелание наращивать спираль насилия, не в последнюю очередь, произошло из-за того, что сопредседатели Минской группы, несмотря на имеющиеся противоречия между собой, смогли добиться высокого уровня кооперации и солидарной оценки ситуации.

4 августа 2016 | 18:08

Оценивая эффект западных экономических санкций против России

Кремль все более склонен пойти на уступки и готов взаимодействовать с США и ЕС взамен на начало постепенного снятия санкций в финансовом секторе в 2017 году. Но если Москва столкнется – снова – с категорическим отказом, велика вероятность того, что Россия потеряет какую-либо надежду на нормальные отношения с Западом, займет более воинственную позицию и будет более активно развивать свои отношения с Китаем и другими азиатскими странами.

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.