По мере интенсификации переговоров о подготовке соглашения по строительству «Турецкого потока», в западных СМИ все активнее муссируется тематика отхода Турции от принципов демократии и солидарности со странами НАТО. Подобные соображения связаны, в первую очередь, с трансформации режима в Турецкой Республике и ее взаимодействием с Россией.
Турция вступила в НАТО в 1952 году. После установления дружеских отношений с Советским Союзом наступило их охлаждение ближе к началу Второй мировой войны. Не забыв про то, что большинство частей и подразделений Турецкой Республики накануне Сталинградской битвы были стянуты к Кавказу, Сталин после окончания войны предъявил ультиматум турецкому правительству, тем самым подтолкнув ее к поиску своего места в НАТО.
После вступления в НАТО Турция на долгие годы оказалась «правой рукой» США в регионе, форпостом в борьбе с «советской угрозой». Лишь с распадом СССР возник вопрос, в том числе и в турецком обществе, о необходимости сохранения союзнических отношений с Америкой в рамках Североатлантического альянса. Однако тогда Турция стала своего рода «проводником» расширения «демократии» на постсоветском пространстве, прежде всего – в тюркских странах и регионах. Приобретя новую роль, она быстро осознала ее иллюзорность и стала активнее взаимодействовать с Россией.
Пришедший в начале ХХI века к власти режим «Партии справедливости и развития» имел далеко идущие планы по изменению основ внутренней политики и трансформации роли Турции в регионе и мире.
Обладая большими амбициями, лидеры страны стали придерживаться более взвешенной политики, стараясь балансировать между интересами крупнейших игроков мира и стремясь попасть в их состав.
Для Турции сегодня крайне важны экономические отношения с Россией. Она зависит от крупнейших проектов, которые включают в том числе «Голубой поток», АЭС в «Аккую», а теперь и «Турецкий поток». В рамках западной политики санкций Турция потеряла бы огромные доходы, лишилась бы статуса транзитера энергоресурсов. Предложение России о строительстве через Турцию газопровода в Европу дает режиму Реджепа Тайипа Эрдогана козырь в виде вентиля, за счет которого он мог бы оказывать воздействие на ЕС, которые блокирует вступление в свой состав Турции уже многие годы.
При всех геополитических разногласиях – в том числе и по Сирии и Крыму – России и Турции удавалось их замораживать. Однако это явно не входит в интересы США, которым выгоднее столкнуть две державы с имперским прошлым и тем самым их ослабить.
В июне в Турции грядут парламентские выборы, в канун которых публично начался конфликт различных субъектов власти, прежде всего по линии Гюлен – Эрдоган. Пережить еще один удар со стороны ЕС и США правящему режиму было бы нелегко, и именно этим объясняется стремление президента Р.Т. Эрдогана маневрировать. В один день под натиском западных СМИ с их идеей «неверности» Турции принципам НАТО, он заявляет, что все беды страны происходят из-за Запада, что «Западу не нужна сильная Турция». В другой день он едет в Киев, где договаривается о финансовой поддержке украинских властей, демонстрируя трансатлантическую солидарность.
Очевидно, что разговоры об отходе от НАТО не имели бы под собой почвы, если бы в турецком тендере на покупку систем ПВО победили бы не китайцы, а европейцы. И – если бы Турция не разрабатывала свои мощные новейшие вооружения и не вела переговоры о закупке российского оружия.
При этом очевидно, что сегодня Турция не обладает необходимыми силами и потенциалом для выхода из Североатлантического альянса и ведения собственной, независимой оборонной политики.
Соединенные Штаты накануне парламентских выборов в Турци могут повлиять на правящий режим. Политические маневры вокруг «Турецкого потока», Украины и НАТО – попытка Турции усилить свои позиции как перед лицом России, так и перед Западом. Кроме того, это – попытка сохранить хрупкий имеющийся баланс сил в руководстве государством.
Вывод войск НАТО из Афганистана пошатнет стабильность Туркменистана меньше других стран Центральной Азии. В основе роста туркменской экономики - высокие доходы от продажи энергоресурсов, развитый строительный и туристический бизнес. В этих условиях в Туркменистане нет почвы для социального взрыва.
Ухудшение российско-турецких отношений после того, как был сбит штурмовик Су-24, запрет на туристические поездки в Египет вследствие теракта над Синаем, участие в саммите "Группы 20" в Анталье и встрече ФСЭГ в Иране, новые противоречия в отношениях между Москвой и Киевом, а также другие важнейшие события внешней политики России и их последствия за ноябрь 2015 года.
В нынешних условиях заседание пятого по счету Совета стратегического сотрудничества высокого уровня имело особое значение. По справедливому замечанию востоковеда Станислава Тарасова, "все предыдущие четыре заседания Совета проходили в качественно иных геополитических, политических и экономических условиях". До инцидента с уничтожением российского военного самолета Су-24 российско-турецкие отношения характеризовались как стратегическое партнерство.
В связи с наступлением "ИГИЛ" в Ираке Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов в Курдистане и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде.