Дмитрий Офицеров-Бельский
В Москве хорошо понимают, что имеют дело с провокацией, на которую поддаваться нельзя. Именно поэтому дальше угроз выхода из Совета Европы процесс пока не пошел. В крайнем случае это будет точка невозврата в отношениях России и Европы. От такого поворота событий не выиграет ни Россия, ни Европа, но этому будут очень рады за океаном. А это значит, что вести политику «равнодушно и терпеливо» придется и в этот раз.
ПРЕМИУМ
8 июля 2015 | 09:00

Место для дискуссий: Почему России не стоит отказываться от членства в ПАСЕ

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

После того, как отечественную делегацию лишили права голоса в ПАСЕ, в России все чаще стали звучать предложения навсегда покинуть ассамблею. Сторонники данной идеи указывают на то, что Россия, являясь одним из главных спонсоров этой структуры (членство в ПАСЕ обходится России в 32 миллиона евро — 11 процентов бюджета организации), служит едва ли не главным объектом ее критики.

Однако негативных последствий у выхода из ПАСЕ может оказаться больше, чем позитивных.

Обсуждение темы возможного выхода России из Совета Европы продолжает набирать обороты, а сторонников у этого шага становится все больше. Скандал разгорелся еще в прошлом году, после воссоединения Крыма с Россией. Тогда в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) было принято решение о лишении российской делегации права голоса, участия в заседаниях и в мониторинговой деятельности ассамблеи. В резолюции ПАСЕ действия России были определены как аннексия, а это значит, что изменения позиции по поводу участия России в работе ПАСЕ в ближайшей перспективе не предвидится. В начале этого года было сказано немало слов о том, что наша страна готова поднять вопрос о своем членстве в Совете Европы, если возможность полноценного участия не будет восстановлена. И вот теперь об этом заговорили вновь. В частности, глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков заявил, что в случае решения об аннулировании полномочий российской делегации до конца года участие России в деятельности организации будет проблематичным. В свою очередь спикер Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что это было бы нежелательно, но так или иначе вновь затронул эту тему в дискуссионном ключе.

Следует понимать, что ПАСЕ — это не весь Совет Европы. Есть еще Комитет министров, в котором представлены главы дипломатии всех стран-членов, и несколько десятков экспертных органов в его подчинении, а также консультативные комиссии. Россия продолжает участвовать в деятельности этих структур и по-прежнему обязана исполнять решения Страсбургского суда по правам человека и все конвенции, в том числе Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

По большому счету Совет Европы не относится к числу ключевых европейских институтов. Это старейшая организация в современной структуре ЕС, существующая с 1949 года. Ее задачи в момент создания были сформулированы очень широко и расплывчато: содействие экономическому и социальному прогрессу в государствах-членах и достижение ими большего единства. Изначально это была лишь переговорная площадка европейских министров иностранных дел. Постепенно, по мере развития европейской интеграции, происходило становление прочих институтов, и компетенции Совета Европы отошли на второй план. Единственной зоной ответственности Совета Европы стали права человека и мониторинг состояния демократии.

В Совет Европы Россия вступила в 1996 году, подписав конвенцию о защите прав человека и введя мораторий на смертную казнь. Большинству россиян аббревиатура ПАСЕ запомнилась еще с конца 1990-х годов тем, что именно с этой площадки шел поток критики российского руководства в связи с событиями в Чечне. В апреле 2000 года российская делегация даже была лишена права голоса в ПАСЕ из-за вновь начавшихся боевых действий. Впоследствии ассамблея отметилась резолюциями по делу ЮКОСа, осуждением признания Россией Южной Осетии и Абхазии, а не так давно и по крымскому вопросу. Неудивительно, что российская общественность по преимуществу считает ПАСЕ организацией, настроенной против нашей страны.

В реальности же подготовка критических деклараций — по сути, единственная задача этой организации, а положительные моменты поводом для выработки резолюций обычно не становятся. Поэтому и относиться к критике в ПАСЕ следует как к неизбежному злу, хотя иногда это бывают вполне полезные рекомендации. Однозначно можно сказать одно: участие российской делегации в работе ассамблеи на протяжении всего времени способствовало смягчению нападок или, по крайней мере, выравниванию работы этой структуры. Например, резолюция, осуждающая тоталитарные коммунистические режимы, была принята в 2006 году несмотря на сопротивление российской делегации. В знак протеста Геннадий Зюганов даже провел тогда левый марш в Страсбурге, но и это не смягчило сердца правых депутатов. Зато в противовес этому удалось разработать другую резолюцию — о недопущении возрождения нацизма. Таким образом политическая симметрия была восстановлена.

Кроме того, хотя работа в ПАСЕ для российской делегации сложна и порой довольно неприятна, именно там вырабатываются аргументы против обвинений, которые могут прозвучать и на других дипломатических площадках.

Надо понимать, что направленные на Россию жесткие заявления в ПАСЕ звучат не потому, что организация имеет специальный «антироссийский» уклон, а потому, что реальная ответственность и участие европейских парламентариев в принятии политических решений минимальны. Они не стоят перед необходимостью приводить свою риторику в соответствие с практическими интересами, и потому с трибуны ПАСЕ очень удобно делать громкие заявления и обличать чужие грехи. Но нужно иметь в виду, что обкатанные в ПАСЕ аргументы вполне могут всплыть на уровне более серьезных организаций и даже во время двусторонних контактов.

О возможности выхода России из Совета Европы активно заговорили с января этого года. И вроде бы в этом можно разглядеть даже некоторые плюсы — от прекращения уплаты взносов до завершения истории взаимоотношений со Страсбургским судом. Прежде и то, и другое не представляло большой проблемы для российской государственной машины. Суммы, выделяемые на содержание организации, невелики, а количество удовлетворенных исков мизерно. Однако в декабре прошлого года Страсбургский суд отклонил жалобу Минюста России о пересмотре вынесенного в июле решения по делу ЮКОСа и постановил взыскать в пользу бывших акционеров 1,86 миллиарда евро. Не оспаривая пока юрисдикцию суда, Россия на официальном уровне дала понять, что никаких выплат не будет. Речь идет, во-первых, об очень значительной сумме, а во-вторых, даже если представить невероятное — что эти требования будут удовлетворены, — пришлось бы согласиться с решением Гаагского арбитражного суда и выплатить еще 50 миллиардов евро. Понимают ли в Европе, что это невозможно? Разумеется, да. И вполне очевидно, что наши партнеры в Страсбурге и Брюсселе взяли курс на выдавливание России из международных организаций и ее дальнейшую изоляцию. Контакты в рамках «Большой восьмерки» уже прерваны, но есть немало других организаций, в которых участие России считается нежелательным.

В Москве хорошо понимают, что имеют дело с провокацией, на которую поддаваться нельзя. Именно поэтому дальше угроз выхода из Совета Европы процесс пока не пошел. В крайнем случае это будет точка невозврата в отношениях России и Европы. От такого поворота событий не выиграет ни Россия, ни Европа, но этому будут очень рады за океаном. А это значит, что вести политику «равнодушно и терпеливо» придется и в этот раз.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 октября 2015 | 13:52

Дайджест внешней политики США за неделю (2-8 октября)

После пяти лет переговоров по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве документ наконец был подписан, однако теперь в его отношении начались активные дебаты в Конгрессе. Не менее оживленные споры возникли в связи с недавним индидентом в Афганистане, в которых Белый дом пытается максимально сохранить лицо на фоне набирающей популярности идеи о продлении сроков вывода американских войск из этой страны. Параллельно с этим, по прошествии года после введения санкций против России в американских экспертных кругах возникли обсуждения о судьбе санкционной политики.

11 ноября 2016 | 20:07

Президентство Трампа прагматизирует отношения России и США в Закавказье

Победа Дональда Трампа на президентских выборах вызвала оживленную дискуссию о преемственности американского внешнеполитического курса при новом лидере. Безусловно, фундаментальные изменения здесь маловероятны, однако стоит отметить, что одна лишь прагматизация подходов к решению актуальных проблем способна дать некоторые результаты. Например, упорядочить российско-американские противоречия в Закавказье.

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

1 августа 2014 | 14:35

Наблюдатели ОБСЕ: на фюзеляже малазийского Боинга обнаружены отверстия от снарядов авиационной пушки

Руководитель миссии ОБСЕ на месте катастрофы Малазийского боинга под Донецком Майкл Бокиркив свидетельствует, что на месте крушения наблюдатели не нашли частей противо-воздушной ракеты. Но на фюзеляже самолета обнаружены многочисленные отверстия от снарядов авиационной пушки (multiple gun fire holes).

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова