Состоявшийся в марте визит президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию подтвердил важность партнерских отношений Вашингтона с традиционным региональным союзником. Однако Эр-Рияд недоволен сдержанной позицией США по Сирии и наметившимся американо-иранским «потеплением». В последние 6 месяцев Саудовская Аравия безуспешно стремилась повлиять на своего заокеанского партнера.
Но Королевству было предложено отойти от избранной им тактики противопоставления себя американской политике в регионе. Отставка начальника Управления общей разведки Принца Бандар бин Султан, идеолога этой политики, свидетельствует о том, что Саудовская Аравия пока не готова действовать вне общего фарватера ближневосточного курса США.
Саудовская Аравия остается для США важнейшим после Канады источником нефтяных поставок и главным арабским союзником-гарантом американского присутствия в регионе. В свою очередь безопасность КСА в значительной степени зависит от американцев. Зависимость эта проявляется не только в массовых поставках американских вооружений, которые составляют более 80% всего импорта военной техники Королевства. Фактически небоеспособные, хотя и оснащенные новейшим оборудованием саудовские вооруженные силы едва ли смогут обойтись без американских военных советников. Кроме того, США играют важную роль в подготовке кадрового военного состава ВС КСА. Предпринимаемые Эр-Риядом шаги в направлении диверсификации импорта вооружений через развитие сотрудничества с европейцами, китайцами, турками и пакистанцами не изменят сложившуюся ситуацию в среднесрочной перспективе.
Между тем, саудовские военные расходы за последнее десятилетие увеличились более чем вдвое. Массовые закупки вооружений по большей части продиктованы стремлением продемонстрировать военную мощь Королевства как неотъемлемого атрибута лидерства и гарантировать свою безопасность ввиду высокой боеспособности войск Ирана, главного оппонента КСА в регионе. Кроме того, заметная часть закупаемой техники реэкспортируется Королевством и поставляется, в частности, сирийской оппозиции.
Возвращение в фарватер ближневосточной политики США не мешает саудовцам предпринимать усилия по укреплению собственных позиций в качестве регионального лидера. В этой связи особое значение имеет достигнутое недавно перемирие с Катаром. Тем самым удалось избежать раскола внутри интеграционной группировки Залива, вызванного провалом саудовской инициативы по созданию военного союза и расхождений членов Совета Сотрудничества арабских государств Персидского залива в отношении Ирана.
Важной основой саудовского регионального лидерства остается участие в урегулировании проблемы палестинского единства. Саудовская Аравия также традиционно позиционирует себя как главный противовес Ирану в суннитско-шиитском противостоянии во главе суннитского блока. С этой точки зрения принципиальное значение для Эр-Рияда имеет сирийский конфликт, а также противостояние в Ираке и Йемене, где особенно заметно иранской влияние. Значимой для Королевства является “победа” на египетском направлении. Во многом вынужденное для Каира сотрудничество с саудовцами в борьбе с общим врагом в лице «Братьев-мусульман» укрепляет позиции Королевства в этой ключевой для арабского региона стране.
Позиция России в отношении новых египетских властей схожа с саудовской, однако едва ли можно говорить о сотрудничестве между Москвой и Эр-Риядом даже на этом направлении. Несмотря на более взвешенный по сравнению с Катаром саудовский подход в отношениях с Москвой, Королевство выступает с недвусмысленно антироссийских позиций. Саудовская пресса резко критикует Россию за позицию по иранскому и сирийскому вопросам, а теперь и в связи с ситуацией на Украине. Королевство намерено всеми силами противодействовать возвращению России на Ближний Восток. Не служит сближению также и участие многочисленных саудовских фондов и организаций в распространении радикального исламизма в Центральной Азии, на Южном Кавказе и на территории России.
Очевидно также российско-саудовское соперничество на мировом нефтяном рынке. В руках КСА важный экономический инструмент, способный ударить по экономике России - возможность резкого увеличения нефтедобычи для снижения мировой цены на энергоносители. Однако такой шаг в первую очередь ударит по самой Саудовской Аравии, бюджет которой посчитан исходя из стоимости нефти в 85 долл. за баррель. В связи с планами Ирака, России и Ирана увеличить в перспективе собственную добычу нефти саудовское влияние в этом вопросе будет снижаться.
Основные усилия внешнеполитических ведомств США были направлены на подготовку первого зарубежного визита президента. Наступление противников президента, начавшееся после отставки Коми, продолжилось на нескольких направлениях и заставило администрацию временно отступить. Нежелание руководства демократической партии учесть требования сторонников Берни Сандерса после выборов привело к отколу значительной части демократического электората.
25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали выстраивать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.
Выступление американского министра обороны на конференции «Шингри-Ла Диалог» было призвано изложить политику США в азиатско-тихоокеанском регионе. После сообщений о разрыве дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Катаром Пентагон и Госдепартамент предпочли занять нейтральную позицию. Постпред США в ООН Никки Хейли приступила к выполнению данного конгрессменам обещания – давлению на Совет по правам человека.
Во внутрипалестинских делах происходит смещение баланса. Поражение региональных спонсоров «Братьев мусульман» - Катара и Турции - и сирийских оппозиционеров из Сирийской национальной коалиции нашло отражение и в палестино-израильском вопросе. Линия на поддержку Хамас дает его спонсорам все меньшую отдачу.