24 июля 2014 года на Украине начался очередной политический кризис. В один день сначала распалась коалиция в Верховной Раде, потом премьер-министр Арсений Яценюк объявил о своей отставке. Будущее украинского политического процесса трудно предугадать. Во-первых, он всегда был гораздо менее системен, чем российский, во-вторых, на Украине идёт война.
Нынешняя Верховная Рада представляет не всю Украину – в самом прямом смысле. В среду 23 июля Рада голосовала за роспуск фракции коммунистов, делая это в отсутствие самих коммунистов и представителей «Партии регионов». Из 450 депутатов конституционного состава голосовали 250 (из них «за» - 232). Конституцию Украины это не нарушало, поскольку в её 91 статье указано, что Рада «принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных настоящей Конституцией», т.е. 226 голосами.
Независимо от позиции в политическом спектре, и депутаты, и чиновники, и граждане Украины осознавали ущербность такого парламента – идея перезапуска вслед за президентской и законодательной власти витала в воздухе давно. После распада коалиции и отставки премьер-министра президент Петр Порошенко получит сразу два повода распустить Раду (ст. 90 Конституции). Во-первых, если в течение одного месяца не будет сформирована коалиция депутатских фракций, т.е. объединение минимум 226 депутатов (после февральских изменений Конституции это могут быть депутаты и одной фракции). Во-вторых, если в течение шестидесяти дней после отставки кабинета министров не сформирован персональный состав нового кабинета.
Коалиция в Раде была важнейшим институтом для страны ещё и потому, что именно коалиция предлагала президенту кандидатуру премьер-министра. У Петра Порошенко были тесные связи с партией «УДАР», лидер которой Виталий Кличко решил сняться с президентской гонки, призвав своих сторонников голосовать за Порошенко. Напротив, отношения ставшего главой государства олигарха с партией «Батькивщина» (Александр Турчинов, Арсений Яценюк и взаимно нелюбимая нынешним президентом Юлия Тимошенко) были более сложными. Кроме того, «своих» депутатов в Раде по-прежнему имеют другие украинские олигархи.
Нынешний кризис во многом обусловлен столкновением интересов президента и правительства в Раде. В нынешнем парламенте у Порошенко нет своего представительства, а его партия «Солидарность» сейчас лидирует по опросам общественного мнения (июльский опрос группы «Рейтинг» даёт партии Порошенко 17,5 %, на втором месте «Радикальная партия» Олега Ляшко – 9,8 %, на третьем – «Батькивщина» с 8,5 %). Правительство Яценюка намеревалось провести через Раду крайне непопулярные (в т.ч. для крупного бизнеса) законы об украинской газотранспортной системе. Они были призваны снизить зависимость Украины от российского газа, для чего неконтрольный пакет акций (49 %) планировалось продать американским и/или европейским инвесторам за 15-17 млрд. долл. Это было чревато обвинениями в адрес правительства в уступке суверенитета и национальном предательстве.
Второй законопроект обязывал предприятия энергетической отрасли выполнять указания Минэнерго «вне зависимости от условий заключенных договоров». Государство получало возможность вмешиваться в работу газораспределительных компаний, прекращать подачу газа потребителям, за исключением населения и производителей тепла, и изымать газ частных компаний из подземных хранилищ. Очевидным образом это не устраивало крупнейших потребителей газа, которые увидели возможность саботажа принятия этих законов в самороспуске Рады. Ситуативно олигархи оказались на стороне президента и воспользовались возникшим противоречием с правительством для запуска процедуры перевыборов парламента.
Под предлогом нежелания Рады голосовать за пакет антикризисных законов, Арсений Яценюк объявил об отставке, обвинив депутатов в нежелании брать на себя ответственность за непопулярные решения и в преждевременном роспуске парламента. Недоброжелатели заговорили о начале его гонки чуть ли не за президентское кресло в результате досрочных выборов, и, как минимум, об ориентации на парламентские выборы, на которых он в условиях высокого антирейтинга Юлии Тимошенко поведёт к победе «Батькивщину». Опытный политик Яценюк хорошо изучил нравы Верховной Рады в бытность её председателем в 2007-2008 годах. Маловероятно, что он не просчитал результаты голосования по такому откровенно нерыночному, невыгодному украинскому олигархату законопроекту о возможностях отъёма газа, который предлагало правительство. Присутствовавшие на заседании Рады говорят, что премьер-министр прощально-обвинительную речь подготовил заранее и выглядел весьма уверенно, объявляя об отставке. Демонстративный уход Яценюка позволяет снять с правительства ответственность в крайне сложных условиях ожидания коллапса военной операции на востоке страны. Министр финансов Украины Александр Шлапак признался, что с 1 августа платить армии на востоке будет нечем.
Формального решения Рады об отставке правительства пока нет, следовательно, оно выполняет свои функции. Всё, что может сделать Арсений Яценюк – демонстративно взять больничный. В письме от 24 июля на имя председателя Рады Петр Порошенко напоминает Александру Турчинову, что «согласно п. 12 ч. 1 ст. 85 Конституции решение вопроса об отставке премьер-министра отнесено к полномочиям Верховной Рады Украины». Кроме того, в том же письме глава государства прямым текстом выражает поддержку кабинету министров.
«Как президент я положительно оцениваю антикризисные усилия нынешнего кабинета министров. Понимаю, что работает он в чрезвычайно сложных условиях, с которыми не сталкивалось еще ни одно другое правительство…»
С политической точки зрения Петру Порошенко выгоден роспуск Рады. С экономической – в условиях жёстких требований МВФ по модернизации экономики и ГТС – для того, чтобы получить новые транши, с учётом войны на востоке, распад коалиции и уход второго человека во властной иерархии отрицательно скажется на управляемости страной. Президент отреагировал на демарш премьер-министра вежливым предложением одуматься.
«Рассчитываю на то, что горячие эмоции утихнут, а верх возьмут холодный ум и чувство ответственности, в результате чего весь кабинет министров Украины продолжит свою работу».
Решения по роспуску Рады пока нет. Не исключено, что президент Порошенко попробует создать новую коалицию, переиграв попытавшихся начать избирательную кампанию УДАР, «Свободу» и «Батькивщину». До конституционной даты, с которой глава государства сможет распустить парламент, остается чуть меньше месяца.
В пятничном ночном эфире Шустер.Live Арсений Яценюк посетовал: «Это ненормальная ситуация, когда премьер-министр узнаёт о распаде коалиции из телевизора». «Чем заправлять танки и бтры, на что закупать оружие?», - риторически спрашивал украинский премьер, справедливо описывая волну популизма, которая накроет украинский политикум в случае подготовки к новым выборам.
Кроме того, перевыборы сейчас, без принятия нового избирательного законодательства, чреваты новыми протестами Майдана, считающего нынешнюю смешанную систему и закрытые списки нечестными. Протестующие выступают за открытые списки и пропорциональную систему.
25 июля ближе к ночи пресс-служба президента распространила пресс-релиз о совместном совещании Порошенко, Турчинова, Яценюка и лидеров фракций касательно обсуждения схем функционирования власти в условиях роспуска коалиции.
«Глава государства рассчитывает на дальнейшую совместную работу с Арсением Яценюком и всем составом Кабинета министров, что не исключает кадрового усиления правительственной команды».
Сейчас Арсений Яценюк и правительство оставляют себе «вилку» возможностей: уйти в отставку и снять с себя ответственность как главы исполнительной власти и нацелиться на досрочные выборы в качестве оппозиции президенту или согласиться на уговоры Порошенко с пониманием того, что именно это правительство будет нести ответственность за возможный провал военной операции в то время, как бывшие коллеги по коалиции будут набирать популистские очки.
Вопрос о вотуме доверия правительству и заявление Яценюка об отставке будет рассмотрено 31 июля на внеочередном заседании Рады. До этого момента "правительство победителей" на Украине продолжает свою работу.
Внешнеполитическая проблематика стала важной частью избирательной кампании, хотя социальные и экономические проблемы для населения Беларуси приоритетнее. В ходе предвыборной гонки в обществе формируется консенсус по поводу постепенного сближения с ЕС и, в меньшей степени, с США. То есть внутриполитические ресурсы обеспечивают Беларуси шанс для внешнеполитического маневрирования, извлечения выгод из разногласий центров силы.
Приход Овика Абраамяна не приведет к переменам во внешней политике Армении. Кто бы ни был премьер-министром, он будет ввести Армению в Таможенный Союз. Абраамян рассчитывает на получение быстрых преимуществ от вступления в ТС и улучшение макроэкономической ситуации в стране.
Украина стала полем конкуренции между Россией и ЕС не сегодня. Это объясняется тем, что украинская элита не смогла построить сильное государство, способное принимать самостоятельные решения и придерживаться их. Вместо этого Киев избрал тактику извлечения прибыли из иностранных интересов на своей территории.
Генерал Джеймс Мэттис считался едва ли не самым сильным кандидатом в будущей администрации Дональда Трампа в получении номинации. Перед началом слушаний в Сенате его позиции были усилены слухами о конфликте между ним и командой избранного президента, которая якобы собиралась отстранить Мэттиса от ведения дел. Сенаторы поспешили увидеть в генерале "своего человека" в лагере Трампа и с готовностью одобрили его кандидатуру.