НЬЮ-ЙОРК, США. - Последний виток эскалации международной напряженности вокруг конфликта в Украине, вызывает вопросы к качеству политических решений, принимаемых в Вашингтоне. Обвинения в адрес России в крушении малазийского Боинга до сих пор не опираются на убедительные доказательства. Однако они уже стали поводом для введения новых санкций, вынудивших Москву пойти на ответные меры.
Всех людей, которые в США занимаются изучением России и имеют влияние на принятие политических решений можно разделить на пять групп:
Каждая из этих групп испытывает проблемы в том, что касается экспертизы по России. В итоге это сказывается на американской внешней политике.
Снижение качества российских исследований в США многие советологи, получившие образование и сделавшие карьеру до распада Советского Союза, связывают с сокращением внимания американского руководства к пост-советскому пространству. Глава департамента российских и евразийских исследований в Джорджтаунском университете Анжела Стент отмечает:
«Когда враг в лице СССР был побежден, а в России, как предполагалось, вот-вот должны были развиться свободный рынок и демократия, пропала необходимость в финансировании российских и евразийских исследований». Колонка Анжелы Стент для Washington Post. 14 марта 2014 года. |
Наиболее явным проявлением этой тенденции стала отмена в 2013 году программы Title VIII, введенной законом Рональда Рейгана в 1983 году специально для выделения средств на исследование СССР и изучение русского языка.
Кроме этого, изучать Россию стало просто немодно. Стремительное экономическое развитие Китая в 1990-е и начало военных интервенций США в Афганистане и Ираке отвлекли внимание международников от России и Евразии.
Молодые американские международники называют основной проблемой российских исследований в США сокращение карьерных возможностей. За год в США появляется 1-2 позиции, на которые требуется специалист по постсоветскому пространству. Поэтому, даже имея хорошее образование, специалисты вынуждены устраиваться на работу в смежные области – СМИ, НКО и проч.
Крупные «мозговые центры» все еще сохраняют департаменты, занимающиеся постсоветским пространством. Наиболее влиятельные из них находятся в Институте Брукингса, Фонде Карнеги, Совете по международным отношениям и Центре стратегических и международных исследований. Однако в последнее время даже в этих центрах были значительно урезаны штат специалистов и бюджет программ. Более того, отмечается сокращение среднего звена специалистов и отдельных проектов, посвященных исследованию России. Для финансирования проекта по России Центр стратегических и международных исследований в 2009 году смог привлечь финансирование только от восьми компаний. Список спонсоров аналогичного проекта по Китаю в начале 2000-х был в несколько раз больше.
Низкий уровень деловой активности между Россией и США предопределяет и низкую заинтересованность в бизнес аналитике. Ситуация грозит ухудшиться ввиду начавшейся санкционной войны. Том Грэм, бывший сотрудник Совета национальной безопасности при Джордже Буше-мл., отмечает:
«В Российско-американском деловом совете около 700 компаний. Вроде и много. Но сколько в США компаний? Сколько из них работают в Китае? Интерес несопоставим». Томас Грэм в интервью "Коммерсант Власть". 19 мая 2014. |
Среди гражданских правительственных учреждений в США наибольшей экспертизой по России обладает Государственный департамент. В то время как высшие должности занимают специалисты по евразийскому пространству (Виктория Нуланд сегодня, Майкл Макфол во времена «перезагрузки», Кондолиза Райс при Джордже Буше-мл.), младшие сотрудники не обладают необходимым уровнем компетенции и не могут компенсировать недостаток знаний у своих начальников.
Ряд чиновников госдепартамента называют основной проблемой высокую ротацию кадров. За 1-2 года новички просто не успевают понять и изучить страну. При этом, специализация на конкретной стране престала быть условием работы в региональном департаменте. Приоритет в подборе кадров отдается людям с навыками менеджеров и управленцев, а не регионоведов. Это не только ослабляет знания США о специфике стран, с которыми они работают, но и снижает эффективность переговоров, в которые вовлечены американские дипломаты.
Говоря об американском дипломатическом корпусе в целом, эксперты отмечают малое количество профессиональных кадров. Нового посла США в Москве Джона Теффта Госдепартамент отозвал с заслуженного пенсионного отдыха. Другой возможный кандидат на этот важный пост – замгоссекретаря Уильям Бернс – уходит в отставку в октябре 2014 года. При этом большинство послов назначаются за заслуги во время избирательной кампании действующего президента, либо за хорошие качества управленца. Лояльность партии, а также наличие связей являются условием назначения и в центральном аппарате.
В свете расследования крушения малазийского Боинга особенно много вопросов возникает к разведывательному сообществу США. Необходимо отметить, что состоящая из 16 ведомственных служб американская разведка, в последние годы неоднократно становилось объектом критики. США оказались не готовы к революциям в Северной Африке и на Ближнем Востоке, и не смогли просчитать последствия свержения правительства Виктора Януковича на Украине. Свое недовольство тем, что разведка не смогла предсказать возможность свержения Хосни Мубарака в Египте, выразил Барак Обама.
Подобная ситуация повторилась и на заседании комитета в марте 2014 года, когда ряд сенаторов назвали качество разведывательных данных по ситуации на Украине «запутанными и неполными».
Если в 2012 году основной проблемой разведывательных служб называли недостаточное внимание к социальным сетям, то опубликованные в последнее время материалы по делу о малазийском Боинге говорят об обратной тенденции – избыточном внимании к материалам социальных сетей. На недостаток «традиционной» разведки на местах ссылается бывший сотрудник ЦРУ Боб Баер:
«Я гарантирую, что Путин не обсуждал свои планы в Фейсбуке. Он не писал об этом в Твиттере и не говорил об этом по телефону… Единственный способ узнать заранее о планах, подобных захвату Крыма, это иметь своего человека в военных учреждениях Кремля. У ЦРУ раньше были такие люди». Боб Баер в интервью "Политико". 3 апреля 2014. |
Объяснение провалам в 2014 году дал в своем последнем интервью в качестве главы Разведывательного управления министерства обороны Майкл Флинн. По его словам, сегодня события развиваются настолько стремительно, что даже президент иногда вынужден принимать решения, не имея времени разобраться в ситуации.
«Возьмите кризис на Украине. Информация поступает так быстро, что внезапно все начинают спрашивать полисимэйкеров: «Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?». Я думаю, что даже президент Обама иногда чувствует необходимость предпринять что-то, предварительно не разобравшись и не спросив: «Постойте, как это произошло?». Майкл Флинн в интервью "Breaking Defense". 7 августа 2014. |
Не упрощает принятие внешнеполитических решений и ситуация внутри страны. В то время как большинство американцев высказывается против активного вмешательства США в международные дела, многие конгрессмены обвиняют Барака Обаму в бездеятельности, в том числе и в отношении ситуации на Украине.
Украинский кризис, безусловно, даст толчок развитию российских исследований в США, привлечет новых специалистов в госучреждения, и переориентирует внимание разведывательных сообществ. Однако это произойдет завтра, а решения, от качества которых зависит развитие глобальной ситуации, необходимо принимать уже сегодня.
После нескольких переносов дедлайна, затягивавшихся до глубокой ночи обсуждений деталей сделки и многочисленных заявлений о том, что «пока все не согласовано — ничто не согласовано», стороны объявили, что пришли к компромиссу. В ближайшее время выработанное соглашение поступит на рассмотрение Совета Безопасности ООН, а затем его текст будет опубликован в СМИ.
Не следует преувеличивать значение демонстраций протеста в адрес Белого дома со стороны Эр-Рияда. Королевство и раньше ярко проявляло недовольство отдельными шагами США. Это лишь элемент тактики, попытка напомнить заокеанскому партнеру о том, что у Саудовской Аравии есть свои интересы, которые следует уважать. Внешнеполитическая стратегия Эр-Рияда остается неизменной - ее суть заключается в утверждении сильной региональной роли Королевства в регионе при опоре на США.
Июньские выборы отчетливо продемонстрировали, что турецкая политическая действительность изменилась. Уже нельзя примитивно делить электорат на светских и исламистов, а ДПН соотносить исключительно с курдами. В связи с тем, что разграничительные линии между партиями становятся все более размытыми, возникает более сложная политическая реальность, когда электорат оказывается чрезвычайно мобильным.
Американо-иранские договоренности по ядерной программе могут стать началом серьезнейших изменений ближневосточного политического ландшафта. Выход Ирана из-под санкций, безусловно, обострит его конфликт с Саудовской Аравией — этот конфликт, в отличие от американо-иранского, экзистенциальный, и договориться Эр-Рияд и Тегеран не смогут. А значит, между ними будет идти холодная война, которая, безусловно, будет проходить и в форме классических «конфликтов на периферии».