23 декабря Совет безопасности ОНН принял резолюцию, осуждающую строительство израильских поселений на палестинских территориях. 14 из 15 членов Совбеза объявили строительство и расширение поселений нарушением международного права. Неожиданностью стала позиция США, которая впервые воздержалась от блокирования резолюции. Несмотря на символический характер принятого документа, Израиль назвал резолюцию позором и пригрозил принять дипломатические меры против стран, допустивших ее принятие. Так, Беньямин Нетаньяху уже отказался от встречи с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, а также отменил визит в Израиль премьер-министра Украины Владимира Гройсмана.
Международное давление на Израиль продолжится 15 января, когда в Париже состоится конференция по палестино-израильскому урегулированию. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман охарактеризовал будущую встречу как «трибунал против Государства Израиль». Аналитик агентства «Внешняя политика» Геворг Мирзаян согласен с тем, что будущая конференция будет иметь мало практического смысла в процессе мирного урегулирования ситуации на Ближнем Востоке:
«Мир невозможен до тех пор, пока его хочет лишь одна сторона – Израиль. Палестинским руководителям он не нужен. Ведь а) реалистичное мирное соглашение возможно только в том случае, если палестинцы откажутся от восточного Иерусалима и б) после мирного соглашения палестинскому руководству необходимо будет переходить от разворовывания финансовой помощи, на которую существует автономия, к строительству реальных государственных институтов и ответственности за расходование средств, создания системы социального страхования, образования и т.п. К этой ответственности они не готовы, как и к тому, чтобы строить свою легитимность не на антиизраильской риторике, а на реальных действиях».
При этом арабское население Израиля на деле не готово к массовому отъезду в палестинское государство. Утрата израильского гражданства будет означать отказ в доступе к развитой социальной системе еврейского государства, что не выглядит привлекательной перспективой.
Очевидная пропалестинская позиция участников парижской конференции в январе не будет способствовать конструктивному и комплексному рассмотрению проблем палестино-израильских отношений. При этом в Европе сложился актуальный запрос на обращение к израильскому опыту борьбы с исламистами. По мнению Геворга Мирзаяна:
«Системные европейские политики и СМИ сочувствуют палестинцам, поэтому эта конференция (как и многие другие) сосредоточится не на принуждении палестинцев к миру, а на критике Израиля за нарушение прав человека. И это еще одно доказательство того, что европейские политики и чиновники отказываются выходить из параллельной комфортной реальности. Сейчас, после Ниццы, Кельна, Батаклана, Берлина им как никогда необходимо развивать отношения со страной, имеющей колоссальный опыт борьбы с актами исламского терроризма (совершаемого в том числе и собственными жителями-мусульманами)».
Несмотря на то, что Россия поддержала резолюцию СБ ООН, маловероятно, что по отношению к ней Израиль применит жесткие ответные меры. Российско-израильское сотрудничество в деле борьбы с терроризмом, а также на сирийском направлении очень важно как Тель-Авиву, так и Москве, поэтому вряд ли стороны захотят портить отношения из-за довольно формальных, хотя и неприятных вещей. Главным же ответом Израиля на резолюцию ООН станет её фактическое игнорирование.
Российские эксперты солидарны в том, что ситуация в Афганистане ухудшается. Однако между ними нет согласия относительно того, как на это ухудшение должна реагировать Россия. Одни утверждают, что безопасность России и ее союзников вынуждает Москву вмешаться в конфликт и оказать значительную помощь правительству в Кабуле. Другие эксперты придерживаются мнения, что афганская угроза для России неоправданно преувеличивается. Компромиссной платформой российской политики могло бы стать включенное наблюдение за развитием ситуации в Афганистане и участие в смягчении гуманитарной напряженности.
В начале 2000-х в Вашингтоне существовал принципиальный настрой на проведение силовой демонстрации где-либо в мире, но не было понимания, когда именно, где и против кого такую демонстрацию следует осуществить. Осенью 2001 года в Белом доме решение об объекте первой силовой акции в рамках «войны с террором» (выбор между Афганистаном и Ираком) принималось членами Совета по национальной безопасности в течение всего четырех дней.
Американцы продолжают рассматривать дела на постсоветском пространстве через призму игры с нулевой суммой. Все, что хорошо для России, плохо для коллективного Запада. И наоборот. Подобный подход, конечно, не только сомнителен, но и крайне неконструктивен.
Рядовой, будничный характер выступления Путина на Генеральной ассамблее — хороший знак. Россия смирилась с наличием непреодолимых разногласий с США и НАТО и не считает их препятствием для своих действий по защите национальных интересов. Кажется, Москва впервые согласилась с формулой отношений, предложенной Путину Джорджем Бушем-младшим: «Мы не враги, делайте что хотите, и мы будем делать что хотим».