Владимир Аватков
Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. 
ПРЕМИУМ
12 июня 2014 | 13:14

Корни социального протеста в Турции

В мае-июне 2013 года в Турции прошли протесты, которые получили в прессе «турецкая весна». Нельзя сказать, что ранее турки не выступали против действующей власти, однако протестные акции никогда до этого не перерастали в насильственное противостояние. Спустя год после этих событий Турцию вновь лихорадит, теперь – по скорбному случаю гибели нескольких сотен шахтеров в угольной шахте Сома.

Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. Это стало следствием того, что военный истеблишмент подвергся «чисткам», а многие высокопоставленные военнослужащие получили тюремные сроки за подготовку к государственному перевороту.

Причины протестов кроются в политике правительства Рэджепа Тайипа Эрдогана, который в рамках политики «Ноль проблем с соседями» умудрился поссориться практически со всеми соседями. Кроме того, основным катализатором протестных акций является внутриполитическая линия руководства страны, в рамках которой под прикрытием позитивных экономических реформ происходит постепенная исламизация политического истеблишмента, возникает все больше исламских фондов и организаций, религия внедряется в образование, разрешается ношение религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Эти меры встречают некоторый позитивный отклик и спрос. В связи с активными экономическими реформами правительства возникла новая буржуазия, которая вышла из бедных слоев общества преимущественно с востока страны. Качественное изменение буржуазии привело к изменению нравов политиков, а внимание властей и сместилось с богатых светских слоев к бедным группам населения, преимущественно весьма набожным.

В связи с тем, что до реформ правящей «Партии справедливости и развития» большая часть турецкого населения была крайне бедна, а инфляция исчислялась десятками и сотнями процентов в год, успех экономической политики ПСР привел высокой поддержке обществом Эрдогана и его команды, несмотря на коррупционные скандалы. Разрозненная оппозиция, имеющая противоположные взгляды на базовые принципы протеста, не может обеспечить единство противостоящих власти структур. Как показали выборы в местные органы власти весной 2014 года, позиции власти, несмотря на все имеющиеся сложности, не пошатнулись.

При этом в контексте предстоящих в августе 2014 года первых в истории Турецкой Республики всенародных президентских выборов ситуация определенно накаляется. Но не по линии власть-оппозиция, а внутри самой власти. Периодически это стало выбрасываться в публичное пространство, как-то столкновение Эрдогана и живущего в США общественного деятеля, бывшего имама Фетхуллаха Гюлена. Необходимо отметить, что ПСР – крайне неоднородная структура, которую в прошлом объединяла цель устранить военных как основного субъекта политики. Однако сегодня коалицию разъединяет борьба за власть.

Несмотря на радикализацию протеста в Турции, противники власти в сложившейся политической среде не способны к консолидации. Они смогут изменить ситуацию только при помощи извне. При этом есть вероятность смены власти изнутри коалиции в связи с напряженностью  внутрипартийной обстановки.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

29 ноября 2014 | 13:01

Тунис как единственная работающая демократия Ближнего Востока

Ключевым для Туниса становится процесс достижения политического консенсуса. Причем этот процесс важно активизировать именно сейчас, в преддверии второго тура президентских выборов, не дав дестабилизирующим силам пространства для политического маневра.

9 апреля 2014 | 14:25

Санкции против Белоруссии привели к тому, чего пытался избежать Запад

Беларусь с 1998 года была полигоном, на котором страны Запада отрабатывали введение санкций. Однако результативность этих мер всегда была низкой. Санкции не являются эффективным инструментом давления на президента и государственный режим Беларуси. 

24 марта 2014 | 16:32

Неформальный трек американо-иранской разрядки

Малое внимание было уделено неофициальной стороне переговоров между Ираном и США в Женеве – подводным течениям, которые могут сделать заключение окончательного соглашения возможным. За формальными заявлениями официальных лиц стоят реальные человеческие истории.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова