В мае-июне 2013 года в Турции прошли протесты, которые получили в прессе «турецкая весна». Нельзя сказать, что ранее турки не выступали против действующей власти, однако протестные акции никогда до этого не перерастали в насильственное противостояние. Спустя год после этих событий Турцию вновь лихорадит, теперь – по скорбному случаю гибели нескольких сотен шахтеров в угольной шахте Сома.
Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. Это стало следствием того, что военный истеблишмент подвергся «чисткам», а многие высокопоставленные военнослужащие получили тюремные сроки за подготовку к государственному перевороту.
Причины протестов кроются в политике правительства Рэджепа Тайипа Эрдогана, который в рамках политики «Ноль проблем с соседями» умудрился поссориться практически со всеми соседями. Кроме того, основным катализатором протестных акций является внутриполитическая линия руководства страны, в рамках которой под прикрытием позитивных экономических реформ происходит постепенная исламизация политического истеблишмента, возникает все больше исламских фондов и организаций, религия внедряется в образование, разрешается ношение религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Эти меры встречают некоторый позитивный отклик и спрос. В связи с активными экономическими реформами правительства возникла новая буржуазия, которая вышла из бедных слоев общества преимущественно с востока страны. Качественное изменение буржуазии привело к изменению нравов политиков, а внимание властей и сместилось с богатых светских слоев к бедным группам населения, преимущественно весьма набожным.
В связи с тем, что до реформ правящей «Партии справедливости и развития» большая часть турецкого населения была крайне бедна, а инфляция исчислялась десятками и сотнями процентов в год, успех экономической политики ПСР привел высокой поддержке обществом Эрдогана и его команды, несмотря на коррупционные скандалы. Разрозненная оппозиция, имеющая противоположные взгляды на базовые принципы протеста, не может обеспечить единство противостоящих власти структур. Как показали выборы в местные органы власти весной 2014 года, позиции власти, несмотря на все имеющиеся сложности, не пошатнулись.
При этом в контексте предстоящих в августе 2014 года первых в истории Турецкой Республики всенародных президентских выборов ситуация определенно накаляется. Но не по линии власть-оппозиция, а внутри самой власти. Периодически это стало выбрасываться в публичное пространство, как-то столкновение Эрдогана и живущего в США общественного деятеля, бывшего имама Фетхуллаха Гюлена. Необходимо отметить, что ПСР – крайне неоднородная структура, которую в прошлом объединяла цель устранить военных как основного субъекта политики. Однако сегодня коалицию разъединяет борьба за власть.
Несмотря на радикализацию протеста в Турции, противники власти в сложившейся политической среде не способны к консолидации. Они смогут изменить ситуацию только при помощи извне. При этом есть вероятность смены власти изнутри коалиции в связи с напряженностью внутрипартийной обстановки.
Главным объектом спекуляций и обсуждений медийных и экспертных кругов США на прошедшей неделе стало сообщение о выводе части российских сил из Сирии. Не меньше внимания привлекли к себе непоследовательные высказывания Госдепартамента в отношении проведенных в Иране испытаний баллистических ракет. В ходе слушания сенатского Комитета по международным отношениям заместитель Госсекретаря отчиталась за политику США на Украине: большинство слушателей волновал вопрос недостаточного давления на Россию, которая препятствует проведению реформ Киева.
По сути, у Украины лишь два способа переломить ситуацию. Первый — изменить собственную политику на более прагматичную и приступить к реализации Минских соглашений — по понятным причинам практически нереализуем. Остается второй вариант — спровоцировать Россию на агрессивные действия, которые вынудят Запад публично поддержать Украину и тем самым сорвут формирующееся российско-европейское взаимопонимание.
После пяти лет переговоров по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве документ наконец был подписан, однако теперь в его отношении начались активные дебаты в Конгрессе. Не менее оживленные споры возникли в связи с недавним индидентом в Афганистане, в которых Белый дом пытается максимально сохранить лицо на фоне набирающей популярности идеи о продлении сроков вывода американских войск из этой страны. Параллельно с этим, по прошествии года после введения санкций против России в американских экспертных кругах возникли обсуждения о судьбе санкционной политики.
Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.